Эффективные задания для развития сформированности навыков чтения

Разделы: Начальная школа


Подборка материала предназначена для детей, которые пришли в школу не умеющими читать. Без дополнительных заданий учителю не обойтись. Специализированные упражнения для отработки навыков чтения, которые обеспечат полноценное становление навыка чтения у не читающих детей.

I. Развитие внимания.

Какое слово спряталось?

Время работы 3 минуты.

  1. РЮКЛЮРАДОСТЬУФРКНП
  2. БСОЛНЦЕТНРГЩОЦЭКИНОЗГУ
  3. ЧКЛЕРНОГПТТЕЛЕВИЗОРЧЧЯГ
  4. ЩШГЦКНРСТУЛАНЕЛПДБЮА
  5. БЕГЛСТЯНОУОККГАЛДЕНКЖРАЛ
  6. ЙХЖПОЕДЁХЛЕБТПРАОВЛДЫЕЬ
  7. ОУСЧАСТЬЕГШДАБРКНИГАЛДПЮЖ

II. Развитие смысловой догадки.

1. Родился зай: в лесу и всего боял: . Треснет где-ни: сучок, вспрх: птиц.., упадёт с дере: ком снега - у зайчи: душа в пят: .

Боял.. зай: день, боял: два, боял: неде:, боял: год ; а потом вырос он больш: и вдруг надоело ему бояться:

Нико: я не бою:! - крикну: он на весь лес. - Вот не бою: нисколь:, и всё тут!

2.

Больш: бел: пятно

На ветках деревь:

По дорожк: сада

Показались на лесных полян:

Выбежал из камышовых зарос:

Засыпанн: снегом лес был сказочно кра:

Старши: из моряков попросил нас подойти к стоящим у берега лодк:

3. ЁЖИК.

Пошёл тём: ночью серый ёжик по ле.. гу: . Уви.. красную клюквин: и наколол на серую иголоч: . Уви.. жёлтые лис.. и тоже нако: .

Заметил, нако:, в голобой лу: голубую звёздоч: . Тоже хотел нако:- да ничег: не выш: . Подумал ёжик, поду: и накрыл её лопуш:, пусть до утра поле: . А ут: под лопухом вмес: голубой звёзд: нашёл большое краси: солныш: . Вот ёжик смеял.. . Очень.

Г. Цыферов.

4. КОРАБЛИК

По_ хватил р_чей мой корабл__ и понё_ его . К_угом во_ны кип_т , по_брасыва_т его, из сто_оны в с_орон_ кида__ . А кора_лик плыв__ дал_ше и да__ше. Я ря_ом с ни_ бег_. Друг__ ребя__ за м_ой спеш__.

Но вот и и ре_а. По_лыл мо_ кораб__ в речн__ даль. Вот уже крохо_ной точк__ мель_нул и скры_ся .

Ре_ята во_руг шум__ , крич__ :

- Ю_кин ко_аблик не по_онул , в ре_у упл__ ! Может, до са__го мор_ теперь добер__ся.

Г. Скребицкий

5. _АЗ_ОЦ_ЕТ_ЫЕ КО_АБ_ИК_

По пруду п_ы_ут жё_т_е, к_ас_ы_ и о_а_жев_е ко_а_л_к_. Все они п_и_ете_и сюда из рощи . П-и-е-ит ко_а_лик , о_ус_ит_я на воду и тотчас по_-лывё_ с по_ня_ым_ _арус_м_ .

Много ещё п_и_е_ит их се_о_ня, _авт_а, _ос_е_автра.

Д. Кайгородов

6. _а_е__к__ девочка бежала по песчаной дорожке. Вдруг она неожиданно о__а____л_сь.

Оглянувшись, девочка увидела _т__к_.

7. Выгляну: солны: . Обрадо: молод: синич:, запе: и СОБРа: в лас. Старый вороб: гово:, что рано пташеч: запе:, ещё будут мороз: . Но синич: лишь хвости: вильну: и полете: за новостя: . Смотр:, стало в лес: тем: . Побежа: пл ле: позёмка. Налет: ветер, закача: дерев: .

Полетели сугроби: с елов: лап. Началас: пурга. Присмире: синич:, сжалась в комоч: Ветер рвёт её с вет:, ерошит пёрыш:, леден: голое тель: . Сжалился дятел над синич: ,пуст: её в своё запасн: дупло. Поняла синич:, что вью: да мете: под февраль полете: .

В. Бианки

8. Солнц: садит: в тучи. Быстрые ласточ: лета: низко над земл: . Голосят по двор: пету: . Облака вытягива: по неб: длинны: прядя: . Это приметы дож: . А незадолг: перед дожд: слышит: нежное дыхание влаги. Его приносит отту:, где дож: уже пролил: .

Но вот начина: капать дож: . Редк: капли оставляют тёмные крапин: на пыльн: дорог: и крыш: .

К. Паустовский

III. Осознание визуального материала .

Слова наоборот. Я скажу слово, а ты наоборот.

Сон, раб, мел, лён, ром, дым, село, окно, роза, каша, липа, стул, телега ,метка, крест, книга ручка, шкаф, клоун, сапоги, грядка, платок, спичка, листок.

Собери бусы.

А) Найди слоги в следующем порядке.

СГ; СГС; СГС.

Найди слова из слогов.

1-е слово- ГС; СГС

2-е слово- ГС;СГ

ЭКЛМНСТТКАБВГДШЩКРАННХЗВГПЛМНПДАШННККФРПТГ

Б) БАРКЛМНТСТАРТПЖГРЕЙБВГДЛКАСБФКЖШЩ

1-е слово -СГ;СГ;СГС;СГ

2-е слово- СГС;СГ

3-е слово -ГС;СГ

4-е слово - СГ;СГС;СГ

5-е слово- СГС;СГС

6-е слово - СГ;СГ

7-е слово - ССГСС

8-е слово - ССГ;ССГ (ответы: Карандаш, экран, эра. Батарейка, рейка, арка, тарелка, барка, река, старт, грелка.

IV. Тренировка зрительной памяти.

Диктант. Прочитай. Запомни. Повтори.

  1. Тает снег.
  2. Лес пожелтел.
  3. Небо хмурое.
  4. Поле опустело.
  5. Почитайте мне сказку.
  6. В лесу весной поют птицы.
  7. Зимой на улице холодно.
  8. Посмотрите в окошко на детей.
  9. Летом солнышко греет очень сильно.
  10. Курочка повела своих деток погулятоь.
  11. Сердитый мороз нарумянил детям щёки.
  12. Вечером няня рассказывает детям сказки.
  13. Пчела летит на душистый цветок за сладким мёдом.
  14. Первый чистенький снежок падает на мёрзлую землю,
  15. Мама ходила сегодня в сад и принесла нам много груш.
  16. Бабушка и Маша ходили после обеда в погулять в лес.
  17. Во время дождя все птички в лесу перестают петь свои песни.
  18. Мама подарила Кате книгу с очень красивыми рисунками.
  19. Мальчики ходили в лес и поймали там маленького зайчика.
  20. Маленькие котята целыми днями бегают и играют друг с другом.

V. Упржнения для развития грамматических навыков.

Запиши слоги в один столбик, а слова в другой столбик.

ПРИ, ОХР, ШЛИ,ДОМ, КРО, МАК, РИС, ФРЕ, ШКА, БЛЕ, ПРЯ, РОТ, СОН, ДЫМ, ФРУ, СЛЕ, ФЛЕ, ЯРП, ПОЛ, ЛОБ, ШУМ, ВЗЯ, СВИ, ЯСТ, ЛЕВ, САД, ВЕС, РАД, ШТИ, ВСЁ, ПТИ, ЛОП, ВАГ, ЖНИ, ВЛЕ, НОС, КОТ, МЁД, ЛЁД, ЦВЕ.

Распределение слов по группам.

А Я У И Ы Ё Е

МЯЛ, ТУК, МЫЛ, СЕВ, ЛЕВ, РЁВ, СЫН, МЁД, РЯД, ВЯЛ, КИТ, ВЫЛ, ЩИТ, ЛЁД, ЛИС, МАЛ, МЕЛ, ВЁЛ, ДАЛ, ВЫЛ.

VI. Упражнения для развития словарного запаса.

Чтение словесных лесенок

  • НА
  • КОТ
  • РУКА
  • ЗАБОР
  • СТРОКА
  • ДЕДУШКА
  • ТРУДОВОЙ
  • КОРОЛЕВИЧ
  • НЕСУРАЗИЦА
  • ДА
  • ОНА
  • АРКА
  • НЕСТИ
  • СТРУНА
  • ИГРУШКА
  • ПЕРЕДАЧА
  • ТЕЛЕВИЗОР
  • НЕПРЕМЕННО
  • АМ
  • САМ
  • СВОЙ
  • ВЫБОР
  • ВОСЕМЬ
  • ДЕВУШКА
  • КАЧЕСТВО
  • СТРОИТЕЛЬ
  • ОГРАБЛЕНИЕ
  • КРАЕВЕДЕНИЕ
  • ПОД
  • НЕГО
  • ДОЖДЬ
  • ЗАСТАЛ
  • ДОБЕЖАЛ
  • УМЕСТИЛСЯ
  • ПЕРЕЖИДАЕТ
  • СПРЯТАТЬСЯ
  • ВПЕРЁД
  • МЁРЗЛУЮ
  • СЛАВНЫЙ
  • ОТКИНУЛА
  • ПРОДЕЛАЛА
  • ПОЖИВИТЬСЯ
  • ПРОГОЛОДАЛАСЬ
  • ЗЕРНО
  • ГОРШОК
  • ЖЕНЩИНА
  • КОЛДУНЬЯ
  • ЯЧМЕННОЕ
  • ЦВЕТОЧНЫЙ
  • РЕБЁНОЧКА
  • МАЛЕНЬКОГО
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • КРЕСТЬЯНСКИХ

VII. Развитие способности воссоздавать мысленный образ.

Слово без звука.

1. О Т К С И А

1 2 3 4 5 6

2. У Д Р Б М О Н

7 6 5 4 3 2 1

3. А Л В С Е О Т

1 2 3 4 5 6 7

Под каждой буквой написана цифра: она указывает на количество хлопков. Например : три хлопка, пауза. Один хлопок , пауза. Два хлопка. Получилось слово "КОТ".

Используемая литература:

  1. Практическая психология. Как преодолеть трудности в обучении чтению.
  2. Конспекты занятий, упражнения, задания. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева.