Открытый урок в 7-м классе по предмету художественная культура Красноярского края

Разделы: Музыка


Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с хореографическим коллективом, национальными традициями Красноярского края.
  2. Воспитать чувство причастности к судьбе родного края, ответственности за сохранение культурного и духовного наследия.
  3. Развить у учащихся творческие способности.

Оборудование:

Ход урока

I. Организация учащихся на урок.

  • приветствие с учащимися
  • тема урока и цели;

II. Развитие темы.

На все чудесные края,
Что за лесами, за морями,
Моё родное Заполярье
Не променяю в жизни я.
Лишь там прекраснее живётся,
Где есть отеческий порог.
Что мне на свете остаётся?

Семь расставаний, семь дорог,
Семь бесконечных дней недели,
Семь дуг, повисших над рекой,
Семь звёзд Медведицы на небе,
Семь гор над северной тайгой.

Всё это память днём и ночью
Хранит во сне и наяву,
Пока живу в сторонке отчей,
Пока живу, пока живу...
(О.Воронова).

Это стихотворение пронизано любовью к родному краю. Действительно, как можно не любить край, в котором столько загадочного... Где ещё можно встретить бесчисленное множество озёр и рек. Зимой увидеть красивейшие переливы северного сияния, где такие долгие, тёмные полярные ночи и ясные полярные дни? Конечно же у нас – на Севере!

Но только лишь любить край, в котором мы живём недостаточно, необходимо узнать о нём как можно больше.

Сегодня наше занятие поможет расширить ваши культурные познания о родном крае, познакомиться с Красноярским ансамблем танца Сибири им М.С.Годенко.(Презентация ансамбля).

Максим Горький говорил: “Помни, мира не узнаешь, не зная края своего”. Но сначала обратимся к истории и вспомним, то о чём мы говорили на предыдущих уроках.

III. Повторение пройденного материала в игровой форме (приложение1)

1. Своя игра

  1. Как называется рок-опера, посвящённая Николаю Рязанову? (“Юнона и Авось”)
  2. Какая картина В.И. Сурикова посвящена началу эпохи Петра I? (“Утро Стрелецкой казни”)
  3. К какому сословию относился А. Дубенский? (дворянин)
  4. Какое здание в Красноярске как будто приехало с берегов Нила? (Краеведческий музей)
  5. Чьё имя носит главный драматический театр Красноярска? (А.С. Пушкина)
  6. Центром какой губернии стал Красноярск в 1822 г.? (Енисейской)
  7. Почему Николай Рязанов оказался в Красноярске? (Он возвращался из Америки в Россию)
  8. Какое архитектурное сооружение является символом Красноярска? (Часовня)
  9. Что изображено на гербе Красноярска? (Лев, который держит в одной лапе серп, а в другой лопату)
  10. Какую картину В.И. Суриков написал в Красноярске? (“Взятие снежного городка”)
  11. Как сейчас называют Караульную гору? (Покровская)
  12. Какой писатель, побывав в Красноярске, сравнил наши горы с горами Швейцарии? (А.П. Чехов)

2. Узнай меня

  1. Хворостовский Дмитрий Александрович
  2. Шпиллер Иван Всеволодович
  3. Проститов Олег Леонидович
  4. Шульпеков Николай Алексеевич
  5. Ефимов Владимир Викторович

3. “Черная метка”.

Посмотрите внимательно на экран и скажите, что это за произведение и о ком идёт речь в этом произведении. (“Юнона и Авось”, Николай Петрович Рязанов)

4. “Кто я?”

Он родился 16 октября 1962 года в г. Красноярске. Его отец, Александр Степанович, обладал голосом очень красивого тембра, играл на рояле. В их доме всегда царила музыка, и он начал петь с 4-х лет.

Музыкальная школа, училище, и в 1982 году он поступил на вокальный факультет Красноярского государственного института искусств.

Он понял: чтобы овладеть в совершенстве вокальным искусством, нужна ежедневная, вдумчивая, самоотверженная работа. Каждый звук должен нести мысль, чувство.

Отлично окончил институт искусств, но не закончил блистательное восхождение на Олимп искусства.

В 1988 году он становится обладателем "Гран-при" на международном конкурсе во Франции (г. Тулуза) и лауреатом международного конкурса в г. Ницце.

В Уэльском городе Великобритании Кардиффе в 1989 году состоялся международный конкурс вокалистов, проводимый радиовещательной корпорацией Би-Би-Си. Состав конкурсантов очень сильный, условия конкурса настолько сложные, что его победитель награждался почетным титулом - "Лучший певец мира".

Сейчас его знает весь мир. Он поет в лучших театрах: Италия ("Ла-Скала"), Америка ("Метрополитен-Опера"), Англия ("Ковент-Гарден"), Токио, Вена, Сан-Франциско, Чикаго, Бостон, Вашингтон, Париж, Берлин, Сидней и других. Его репертуар постоянно пополняется. Оперы Верди, Россини, Беллини, Леонкавалло, Римского-Корсакова, Чайковского, вокальные циклы, романсы, народные песни. Ни одно его выступление не остается без восторженных рецензий как у нас, так и за рубежом.

5. Музыкальный раунд (приложение2)

  1. романс “Я встретил вас” исп. Д.А.Хворостовский
  2. Сюита “Страна Вообразилия” Танго черного кота Проститова О.Л.
  3. “Краса родного края” Веселков Ф.П.
  4. Лядов “Плясовая” Шпиллер И.В.
  5. “Колыбельная” исп. П.И.Словцов
  6. “Три фрески” Хорал. Меремкулов О.И.

IV. Изучение нового материала. Красноярский государственный ансамбль танца Сибири им. Годенко

В 1960 году был организован широко известный сегодня Красноярский ансамбль танца Сибири. Он создавался на базе хореографического коллектива краевого ансамбля песни и пляски. Первым художественным руководителем ансамбля был Я. А. Коломийский, а с 1963 года коллектив возглавил ныне народный артист СССР М. С. Годенко. Человек яркого таланта, знаток народной хореографии и умелый организатор, Годенко сумел из участников самодеятельности, выпускников учебных заведений отобрать наиболее талантливых. Он создал запоминающиеся уникальные хореографические композиции, с исчерпывающей полнотой раскрывающие богатство сибирского фольклора, исполнение которых принесло коллективу мировую славу.

Поставленные Годенко танцы пленяют самобытной хореографией, яркостью образных характеристик. Они созданы на основе фольклора, но в них отсутствует простое этнографическое воспроизведение народного танца. Композиции Годенко — это сплав элементов старинных танцев, хороводов с современной хореографией, обрамленной богатой режиссерской фантазией. Режиссура Годенко определила и стиль концертов ансамбля: калейдоскопически сменяющиеся танцы воспринимаются как единая хореографическая симфония, органическими элементами которой становятся такие популярные танцы, как “Сибирские хороводы” и “Красноярские переборы”, лирическая интермедия “Утушки”, исполненные заряда жизнерадостности и юмора “Сибирская потеха” и “Мужской перепляс” и многие другие. В репертуаре ансамбля и большие хореографические полотна, как, например, “Взятие снежного городка”, создание которого навеяно картиной В. И. Сурикова.

В ансамбле сформировалось много талантливых солистов, обладающих ярким индивидуальным творческим почерком. Среди них — народная артистка РСФСР Л. Д. Дзьобак, заслуженные артисты РСФСР Л. В.Мовчан, И. В. Черемисин.

Успех ансамбля во многом определяется и работой балетмейстера-репетитора заслуженного артиста РСФСР А. В. Кондакова, и слаженностью оркестра, которым руководит заслуженный артист РСФСР В. П. Рябцев, и ярким исполнительством солистов оркестра — заслуженным артистом РСФСР А. А. Вагнером, артистами Р. С. Кашаповым, В. И. Шемякиной и др. За время своей работы ансамбль побывал во многих уголках нашей необъятной страны и далеко за ее пределами. С огромным успехом он гастролировал на всех континентах. Ему аплодировали зрители 37 стран, в том числе США, Франции, Италии, Испании, Канады, Австралии, Японии, Мексики, Бразилии, Аргентины.

Выступал ансамбль на многих международных смотрах и фестивалях. Его выступления были включены и в программу культурного обслуживания Олимпиады-80.

Пресса стран, где побывал ансамбль, полна самых восторженных оценок его искусства. Вот что писала, например, газета “Вашингтон пост” о гастролях ансамбля в США в 1979 году: “Возможно, одной из причин, по которой народные танцы Советского Союза кажутся гораздо более широкими и эффектными, чем танцы любой другой страны, является использование хореографии и культурных традиций. Из постановки концерта ясно, что у Годенко есть острый глаз на достижение эффекта и тонкое чутье на постановку народных танцев на театральной сцене, и это никогда не бывает сделано в провинциальной манере”.

Мировая популярность ансамбля росла год от года. В 1965 году коллектив стал лауреатом международного фестиваля-конкурса народных танцев в Тунисе и был удостоен Золотой медали.

В 1967 году коллективу было присвоено звание лауреата премии Красноярского комсомола, а в 1970 году он стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Три года спустя ансамбль завоевал звание лауреата X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине.

Ансамбль, как известно, много путешествовал по миру. И новая программа (она наряду с классикой будет представлена в концертах отделением) создавалась не по наитию. Это будут танцы народов Америки, Европы, Индонезии, Индии и Востока, других континентов и стран.

Каким образом ансамбль русских народных инструментов под управлением Виктора Мусса сможет воплотить в своем звучании сверхсложную хореографическую задачу? Виктор Яковлевич на это только улыбнулся. Музыканты не любят заранее раскрывать секреты, особенно если речь идет о поисках партитуры. Скромно сказал, что проделана огромная работа. Для исполнения американского танца даже банджо приобрели. И на самом деле возможности русского ансамбля и российских музыкантов настолько велики, что на балалайках в содружестве с другими традиционными для России инструментами они могут исполнить любую музыку, даже джаз...

Приятно было узнать, что новым художественным руководителем ансамбля стал выдающийся танцор, как говорят специалисты, танцор от Бога Николай Горошевский. Николай Штефанович работает в ансамбле много лет. Без его сольного участия трудно представить многие номера. Горошевский - характерный танцор, настоящий артист, прирожденный психолог и прекрасный воспитатель. На счастье нам, восторженным поклонникам, он не раз еще выйдет на сцену.

Тем и ценен, уникален ансамбль танца Сибири, что на протяжении нескольких десятков лет он несет зрителям - как в Козульке, так и в Париже - одинаковый искрометный заряд таланта, творчества, жизни. И сколько бы ты ни бывал на концертах ансамбля, каждый раз при заключительных аккордах на глаза невольно наворачиваются слезы - слезы восторга от соприкосновения с чудом.