Мероприятие для учащихся начальных классов к юбилею Д.Н. Мамина-Сибиряка по циклу сказок "Аленушкины сказки"

Разделы: Начальная школа


Ход праздника

Инсценировка отрывка из сказки “Про Комара Комаровича”

“Комар Комарович прикорнул под широкий лист и заснул. Спит и слышит отчаянный крик.

- Ой, батюшки! Ой, караул!

Комар Комарович выскочил из-под листа и тоже закричал:

- Что случилось?.. Что вы орёте?

А комары летают, жужжат, пищат, - ничего разобрать нельзя.

- Ой, батюшки!... Пришёл в наше болото медведь и завалился спать. Как лёг в траву, так сейчас же задавил пятьсот комаров, как дохнул – проглотил целую сотню. Ой, беда, братцы! Мы едва унесли от него ноги, а то все5х бы передавил…

Комар Комарович рассердился и на медведя и на глупых комаров.

- Эй, вы, перестаньте пищать! – крикнул он. – Вот я сейчас пойду и прогоню медведя… Очень просто! А вы орёте только напрасно…

Полетел Комар к медведю в болото.

- Эй, дядя, ты это куда забрался? – закричал Комар Комарович.

Мохнатый Миша открыл один глаз – никого не видно, открыл другой глаз – едва рассмотрел, что летает комар над самым носом.

- Тебе что нужно, приятель? – заворчал Миша и тоже начал сердиться.

- Эй, уходи подобру-поздорову, дядя!..

Миша открыл оба глаза, посмотрел на нахала и окончательно рассердился.

- Да что тебе нужно, негодная тварь? – зарычал он.

- Уходи из нашего места, а то я шутить не люблю… Вместе с шубой тебя съем.

Медведю сделалось смешно. Перевалился он на другой бок, закрыл морду лапой и сейчас же захрапел.”

- Отрывок какой сказки вы сейчас посмотрели? Кто ее автор?

- Сегодня нас ждет встреча с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка. Мы увидим инсценировки его, произведений, проведем викторину. Викторина будет посвящена циклу сказок, которые писатель написал для своей больной дочери Аленушки и они получили название “Аленушкины сказки”.

Биографическая справка

Родился Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин)

25 октября (6ноября) 1852 году в небольшом заводском поселке в сорока километрах от Нижнего-Тагила Пермской губернии, в семье священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. Учился в духовном училище и семинарии, Медико-хирургической академии и на юридическом факультете Петербургского университета. Нехватка денег не позволила продолжить образование. Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. Еще в период обучения писатель начал работать в газете. С 1875 года он всерьез увлекся литературной деятельностью. Он много путешествует по Уралу, общается с простыми людьми. Выходит цикл его рассказов об Урале.

“Аленушкины сказки” создавались от случая к случаю с 1894 до 1897-й и первоначально не предназначались для публикации – они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Умер Дмитрий Наркисович в возрасте 60 лет, в 1912 году, в г. Петербурге.

Блиц-турнир

  • в каком году родился писатель?
  • кем был его отец?
  • скажите настоящую фамилию писателя?
  • где учился писатель?
  • для кого были написаны “Аленушкины сказки”?
  • в каком возрасте скончался писатель? В каком городе?
  • назовите полное имя писателя.

Инсценировка сказки “Сказка про Козявочку”

Был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

- Хорошо! Как хорошо!... Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, - хорошо, хорошо!.. И всё моё!

И полетела Козявочка. Летает, любуется всем и радуется. В травке спрятался аленький цветочек.

- Козявочка, ко мне! – крикнул цветочек.

- Какой ты добрый, цветочек! – говорит Козявочка.

- Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, - пожаловался цветочек.

- И всё-таки хорошо, - уверяла Козявочка. – И всё моё…

Не успела она ещё договорить, как с жужжанием налетел мохнатый Шмель, и прямо к цветочку.

- Жжж…. Кто забрался в мой цветочек? Жжж.. кто пьет мой сладкий сок? Жжж.. Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

- Позвольте, что же это такое? Всё, всё моё…

- Жжж… Нет, моё!

Козявочка едва унесла ноги от сердитого Шмеля. Она присела на травку.

- Какой грубиян этот Шмель… Даже удивительно! … Ещё ужалить хотел… Ведь всё моё – и солнышко, и травка, и цветочки.

Инсценировка сказки “Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу”

Воробей и Ерш жили в большой дружбе. Каждый день летом воробей прилетал к речке и кричал:

- эй, брат, здравствуй!.. Как поживаешь?

- Ничего, живём помаленьку, - отвечал Ерш. – иди ко мне в гости. У меня, брат, хорошо в глубоких местах… Вода стоит тихо, всякой водяной травки сколько хочешь. Угощу тебя лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками…

- Спасибо, брат! С удовольствием пошёл бы я к тебе в гости, да воды боюсь. Лучше уж ты прилетай ко мне в гости на крышу.. Я тебя, брат, ягодами буду угощать, - у меня целый сад, а потом раздобудем и корочку хлебца, и овса, и сахару, и живого комарика. Ты ведь любишь сахар?

- Какой он?

-Белый такой…

- Как у нас гальки в реке?

-Ну вот. А возьмешь в рот – сладко. Только гальку не съешь. Полетим сейчас на крышу?

-Нет, я не умею летать, да и задыхаюсь на воздухе. Вот лучше на воде поплаваем вместе. Я тебе все покажу…

- Как это тебе не надоест в воде сидеть? Мокро ведь в воде, - еще простудишься…

- Как тебе, брат, не надоест летать? Вон как жарко бывает на солнышке: как раз задохнешься. А у меня всегда прохладно. Плавай себе, сколько хочешь. Небось летом все ко мне в воду лезут купаться… А на крышу кто к тебе пойдет?

- И еще как ходят, брат!.. У меня есть большой приятель – трубочист Яша. Он постоянно в гости ко мне приходит.. И веселый такой трубочист, все – песни поет. Чистит трубы, а сам напевает. Да еще присядет на самый конек отдохнуть, достанет хлебца и закусывает, а я крошки подбираю. Душа в душу живем. Я ведь тоже люблю повеселиться.

Викторина

1. “Отгадай загадку, назови сказку”

Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках (заяц) – “Сказка про храброго зайца…”

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос (медведь) – “Сказка про Комара Комаровича…”

Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала (еж) – “Умнее всех”

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает (воробей) – “Сказка про Воробья Воробеича…)

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит (комар) – “Сказка про Комара Комаровича…)

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет (муха) – “Сказка о том, как жила-была последняя муха”

Зубастый, мохнатый,
Как есть начнет –
Песенку поет (кот) – “Сказка про Воронушку…”

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный (волк) - “Сказка про храброго зайца…”

2. “Из какой сказки отрывок”

  • “Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки”.
  • “ - Только сегодня … Меня чуть Шмель не ужалил, потом я видела Червяка.. Я думала, что все мое, а они говорят, что все ихнее”.
  • “Медведю сделалось смешно. Перевалился на другой бок, закрыл морду лапой и сейчас же захрапел”.
  • “Гостей набралось полна комната. Первым прилетел пузатый деревянный Волчок.
    - Жж….жжж…. где именинник? Жж… жж… Я очень люблю повеселиться в хорошей компании…”.
  • “- Спасибо, брат! С удовольствием пошел бы к тебе в гости, да воды боюсь. Лучше уж ты прилетай ко мне в гости на крышу…”
  • “ - Не хотим бумажек! – пищали все. – Не хотим…
    Но на следующий день повторилось тоже самое”.
  • “- А я жила в клетке… в клетке и родилась, и выросла, и жила. Мне все хотелось полетать, как другие птицы”.
  • “ - Он шевелился, - объяснила Курочка. – Я тоже думала, что камень, подошла, а он как пошевелится… Право! Мне показалось, что у него есть глаза, а у камней глаз не бывает”.

3. “Мозаика”

Собрать иллюстрацию сказки из отдельных кусочков

4. “Шифровальщик”

Расшифровать название сказки с помощью рисунков.

5. “Разгадай кроссворд”

 

1 м Е д В Е Д ь          
      о                
      л 2              
    2 к А Н А Р Е Й К а
        л              
        е              
    3 и н д ю к        
        у              
  4 к а ш а            
      5 к о м а р      
    6 з а я ц          

По горизонтали:

  1. Его выгоняли из болота комары.
  2. Она желтая и совсем не птица.
  3. Он считал себя умнее всех.
  4. Что ворчало в своей кастрюльке?
  5. Он не побоялся медведя.
  6. Самый храбрый.

По вертикали:

  1. Это его напугал заяц.
  2. Для нее Мамин- Сибиряк написал свои сказки

Подведение итогов викторины.