Литературно-музыкальный вечер "Легенды Ветхого Завета и их воплощение в поэзии"

Разделы: МХК и ИЗО


Звучит колокольный звон. (Музыкальное сопровождение можно получить, связавшись с автором статьи.) Приложение 2, Приложение 1.

Чтец:

Валерий Брюсов “Библия”
“О, книга книг! Кто не изведал,
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целишь того, кто предал
Свой утомленный дух – тебе!
……………………………….
Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник,
Все, все учились у тебя!
И сколько мыслей гениальных
С тобой невидимо слиты:
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.
Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь – алтарь пред человеком,
О, Библия! О книга книг!
Ты – правда тайны сокровенной,
Ты – откровенье, ты – завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет!”

Учитель: Библию не случайно называют “Книгой книг”, “Вечной книгой”, “Супер – книгой”. Библия – ценнейший памятник духовной культуры человечества. С точки зрения церкви и верующих людей, Библия – это священная книга, откровение самого Бога, данное людям.

Библия представляет собой неисчерпаемый кладезь мудрости и всестороннего жизненного опыта народа.

Когда читаешь Библию, постоянно изумляешься. Кажется, все стороны жизни охвачены, все отношения людей учтены.

Чего стоит только одна заповедь: “делайте добро, и зло не постигнет вас”! А сколько гениальных наблюдений из жизни отразилось в знаменитой “Книге Притчей Соломоновых”! Неисчерпаемый источник! Приведу один пример:

“Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: И придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник”.

Библия является непревзойденным памятником древней литературы. Богатство содержания, разнообразие стилей, жанров, ритмов, отточенность, простота языка свидетельствуют об ее высокой художественности.

Не случайно художники, писатели, композиторы различных эпох и народов в своем творчестве постоянно использовали библейские сюжеты, легенды и образы, давая им свое толкование. И это обращение к Библии будет вечным, как вечна сама “Книга книг”, ибо человек и человечество продолжают искать ответы на вопросы: кто мы есть, люди? откуда и куда идем? что для нас истина, совесть, долг, подвиг?

Обратимся непосредственно к Библии, ее первые слова в “Ветхом Завете”

Чтец: “Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безлика и пуста, и тьма над бездною... И сказал Бог: да будет свет. И стал свет”...

Учитель: Рассказ о сотворении мира, по Библии, поражает грандиозностью сведений и какой-то космической мощью.

Первый день творения важен не только тем, что свет отделился от тьмы, но и особой всемогущей, творящей и творческой ролью Слова. Ведь свет и тьма сделались отдельными лишь тогда, когда они были названы:

Чтец:

“Вначале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог,
Оно было вначале у. Бога”.

Учитель: Недаром поэты всех времен так высоко ценили эту библейскую строку, поставившую Слово превыше всего.

Чтец: Николай Гумилев “Слово”.

“В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог”.

Учитель: Трудно представить себе, какую огромную роль сыграла библейская мысль о могуществе слова, его божественном даре для развития словесного искусства..

Итак, Библия и поэтическое слово.

Музыка: “Херувимская песня”.

Чтец: Суровый “Ветхий Завет”. В отличие от “Нового Завета”, он написан грубыми, яркими красками. Как будто чья-то гигантская кисть чертила на безмерном густом пространстве созидавшегося неба и творимой земли трагические вечные письмена. Непрекращающийся грохот войн, судороги землетрясений, опустошительные наводнения, жестокие засухи, великий мор, падение государств, гибели царев и богов – оглушительная дисгармония звуков поражает всякого, входящего под мрачные своды библейских страниц “Ветхого завета”.

Чтец: Широко известен библейский сюжет о грехопадении первых людей Адама и Евы. Божий гнев был страшен, но справедлив. В незамысловатом сюжете заложена глубокая мысль: без иных запретов и повелений жизнь невозможна. Бог сурово наказал людей: он лишил их райской жизни и бессмертия:

Чтец:

“В поте лица твоего будешь есть
хлеб, доколе не возвратишься
в землю, из которой ты взят; ибо
прах ты, и в прах возвратишься”.

Чтец: Эта легенда вдохновила многих художников, писателей, поэтов.

Чтец: Английский писатель – гуманист и мыслитель XVII века Джон Мильтон написал большую поэму "Потерянный рай", утверждающий веру в человека:

Чтец:

“Оборотясь, они в последний раз
На свой недавний, радостный приют,
На Рай взглянули: весь восточный склон,
Объятый полыханием меча,
Струясь, клубился, а в проеме Врат
Виднелись лики грозные, страша
Оружьем огненным. Они невольно
Всплакнули – ненадолго. Целый мир
Лежал пред ними, где жилье избрать
Им предстояло. Промыслом Творца
Ведомые, шагая тяжело,
Как странники, они рука в руке,
Эдем пересекая, побрели
Пустынною дорогою своей”.

Чтец: Эта же легенда в стихотворении Николая Гумилева “Ворота Рая”:

Чтец:

“Не семью печатями алмазными
В Божий рай замкнулся вечный вход,
Он не манит блеском и соблазнами,
И его не ведает народ.
Это дверь в стене, давно заброшенной,
Камни, мох, и больше ничего,
Возле – нищий, словно гость непрошенный,
И ключи у пояса его.
Мимо едут рыцари и латники,
Трубный вой, бряцанье серебра,
И никто не взглянет на привратника,
Светлого апостола Петра.
Все мечтают: “Там, у Гроба Божия,
Двери рая вскроются для нас,
На горе Фаворе, у подножия,
Прозвенит обетованный час”.
Так проходит медленное чудище,
Завывая, трубит звонкий рог,
И апостол Петр в дырявом рубище,
Словно нищий, бледен и убог”.

Чтец: Трагическая притча о Каине и Авеле легла в основу драмы английского поэта Джорджа Байрона. Он почти не отступил от библейской трактовки образа Каина. Он – землепашец, а брат его Авель – кочевник, оба приносили Богу жертву одновременно: плоды и животных. Бог благосклонно принял жертву Авеля (лучших животных), но отринул приношение Каина. В Библии об этом сказано так:

Чтец: “Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: “почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое?

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним...”

Чтец: Каин совершил страшное – убил своего брата Авеля. Не менее страшна божья кара: Каин в своем зле в муках обречен на бессмертие. Бессмертный Каин, несущий в себе зло и готовность к преступлению, – зловещий образ.

Чтец: Притча о Каине и Авеле прошла через века и тысячелетия – она постоянно напоминает человечеству о необходимости добра, о неотвратимости наказания за зло. Все же судьба Каина сложилась иначе. Он был случайно убит своим внуком на охоте.

Музыка: А. Скрябин 3-я симфония "Божественная поэма", I часть “Борьба”.

Чтец: В “Ветхом завете” властвует довольно суровый еврейский бог Яхве. Человек в сравнении с ним ничтожен и грешен. Но среди библейских историй из “Ветхого Завета” много и таких, где торжествует любовь и человечность, земная красота и справедливость. Это “Книга Руфь”, “Песни Песней” Соломона, “Псалмы и песни Давида”.

Чтец: Послушаем прекрасное стихотворение Анны Ахматовой “Лотова жена”.

“Жена же Лотова оглянулась
Позади его и стала соляным Столпом”.
Книга Бытия.

Чтец:

“И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула – и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд”.

Чтец: Бог решил разрушить Содому и Гоморру, так как жители этих город погрязли в страшных грехах – разврате, блуде, чревоугодии, стяжательстве и разбое. С этим известием к праведнику Лоту, который жил в Содоме с семьей приходят два Ангела, посланцы Бога. Они выведи семью Лота из города и “один из них сказал: “спасай душу свою, не оглядывайся назад… спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть”.

А жена Лота, имени мы ее так и не узнали, не смогла не оглянуться. Ей, женщине, хранительнице семьи и домашнего очага, трудно было все враз бросить и не кинуть прощального взора на то, что ей было так дорого.

Чтец: По духу Лотова жена близка многим женщинам, в том числе и Анне Андреевне Ахматовой, у которой было сильно развито чувство привязанности к Царскому.. Селу, Петербургу – Петрограду – Ленинграду, сновидениям, тайнам, Горацию, Данте, Пушкину, Библии.

Чтец: В стихотворении Валерия Брюсова “Псалом Давида” дается поэтическое переложение заключительного псалма из Псалтири “Ветхого Завета”. Давид -полулегендарный древнееврейский царь (конец XI – начала X веков до нашей эры). Согласно Библии – создатель Книги псалмов. Упомянутый в стихотворении Голиаф-великан, побежденный Давидом.

Чтец:

“Меж братьями я меньший был,
В дому отца был самый юный.
Овец я в поле выводил,
Перстам моим привычны были струны,
Кто б господу о мне сказал?
Он, сильный, сам о мне услышал!
Меня иноплеменник клял,
Но я с пращой ему навстречу вышел.
Семь братьев – все сильней меня”
Но Бог не их призвал из кущи.
Предстал мне ангел в свете дня,
Святил меня елеем Всемогущий.
Смеялся грозный Голиаф,
Глумился посредине стана.
Но, у него же меч отняв,
Я голову отсек у великана!”

Чтец: Библия Давиду уделяет много внимания. 1 и 2Книга Царств, начало 3-ей рассказывают подробно о его жизни, а псалтырь представляет хвалебные и молитвенные псалмы Давида.

Чтец: В отличие от всех предшествующих героев Библии, живших очень долго, Давид прожил нормальную человеческую жизнь-всего семьдесят лет. Но эта жизнь была столь сурова, что о любом событии из его жизни можно написать целую книгу с увлекательным, порой неправдоподобным, но неизменно авантюрным сюжетом.

Давид был мудрым и дерзким разбойником, знаменитым героем и мрачным преступником, вольным пастухом и талантливым поэтом, опытным полководцем и тонким музыкантом, неутомимым любовником и государственным мужем.

Чтец: В Псалмах он выступает мудрым и справедливым правителем. На горе Сион был выстроен, для Давида, ставшего царем всего еврейского народа, великолепный дворец. Возможно, именно в это время, когда дворец был закончен, а государство укреплено, Давид сочинил свой знаменитый псалом 100 “Милость и суд я буду петь”… На стихи его переложил Гавриил Романович Державин, назвав “Праведный судия”.

Чтец:

“Я милость воспою и суд
И возглашу хвалу я Богу,
Законы, поученье, труд,
Премудрость, добродетель строгу
И непорочность возлюблю.
В моем доме буду жить,
В согласье, в правде, в преподобии,
Как чад, рабов моих любить.
И сердца моего в незлобье
Одни пороки истреблю.
И мысленным очам моим
Не предложу я дел преступных.
Ничем не приобщусь ко злым,
Возненавижу и распутных
И отвращуся от льстецов.
От своенравных уклонюсь
Не прилеплюсь в совет коварных,
От порицаний устранюсь,
Наветов, наущений тайных
И изгоню клеветников.
За стол с собою не пущу,
Надменных, злых, неблагодарных,
Моей трапезой угощу
Правдивых, честных, благонравных,
К благим и добрым буду добр.
И где со мною не сойдутся
Лжецы, мздоимцы, гордецы,
Отовсюду мною изженутся
В дальнейшие земны концы
Иль казнь повергнет их во гроб”.

Звучит колокольный звон.