Программа нравственного образования средней общеобразовательной школы на 2004–2012 годы

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Программа нравственного образования ГОУ средняя общеобразовательная школа № 707 создана на основе городской программы «Нравственное образование в средней школе», разработанной Лабораторией нравственного оразования Института содержания и методов обучения Российской академии образования. Программа охватывает период с 2004 по 2013 г. и направлена на формирование нравственных понятий школьника о культуре поведения и дисциплине, об отношении к труду и собственности, об отношении к себе и другим людям, о моральных чувствах людей и ценностно-нормативных понятиях, об отношении человека к природе – таким образом, в этой программе реализуется личностный подход к нравственному образованию в школе. Совпадение личностной ориентации программы и ведущей образовательной технологии, используемой в школе, делают Эксперимент обоснованным, гармонично вписывающимся в образовательный процесс, необходимым условием достижения эффективности образовательного процесса, развития школы.

Средняя общеобразовательная школа 707 существует и развивается в рамках школьной образовательной программы, рассчитанной на 2004-2008 годы и программы развития «Человек Будущего» на 2007 – 2010 годы. Образовательная программа формирует модель школы, в которой внедряется профильное обучение, реализуется информатизация школы, развивается нравственное образование школьников. Для школы, имеющей довольно низкий уровень качества обученности, решение проблемы повышения качества образования является тяжелым, но реальность его имеет свои основания: это желание педколлектива выйти на новый уровень качества обучения, это уже сложившаяся тенденция к росту показателя качества обученности, это сложившаяся школьная практика использования личностно-ориентированной технологии, традиции воспитательной работы в формирования нравственных качеств личности.

Готовность педагогов школы к развертыванию системы нравственного образования определяется опытом воспитательной работы, сохранившимися с начала существования школы (середина 20 века) традициями воспитания любви и уважения к Отечеству, любви к родному краю, уважения к людям иной культуры, к Человеку как таковому. На протяжении нескольких десятилетий действует школьный музей 108 Бобруйской дивизии, объединяющий усилия педагогов по формированию патриотических чувств, уважения к истории России, ветеранам Великой Отечественной войны. В музее активно работают в качестве лекторов и экскурсоводов старшеклассники.

Готовность школы к проведению эксперимента можно проследить и в достигнутом уровне управления образовательным процессом: анализа, планирования и программирования ее работы, сложившейся и продолжающей совершенствоваться системе школьного мониторинга образовательного процесса и диагностики его достижений. У педагогов школы и ее руководства есть четкое представление о стоящих перед ними проблемах, а также понимание роли нравственного образования как важнейшего компонента среднего общего образования, и в то же время необходимого условия достижения прочих образовательных целей.

Значимость нравственного образования объясняет решение руководства школы придать эксперименту общешкольный масштаб как в плане охвата всех ступеней обучения и всех классов, так и в плане развертывания экспериментальной деятельности по различным направлениям деятельности школы.

Цели программы нравственного образования

Действующая в школе экспериментальная площадка имеет конкретную цель апробации программы обучения, объединяющей предметы "Нравственная азбука" (1-4 классы), "Нравственная грамматика" (5-9 классы), "Основы морали" (10-11 классы). Но цели и задачи самого нравственного образования настолько шире и важнее, что у школы возникла потребность создания собственной концепции развития нравственного образования, развернуть деятельность по ее практической реализации, по совершенствованию педагогических технологий, используемых в школе и освоению новых. Необходимость осуществлять мониторинг этой деятельности и диагностировать ее результаты – дополнила картину создания программы нравственного образования.

Среди главных целей нравственного образования следует назвать, прежде всего, формирование нравственных качеств личности каждого обучающегося. Эта цель ранее понималась в узко воспитательном смысле: формирование нравственных черт характера, нравственных отношений между членами ученического коллектива, нравственных отношений между членами общества. В связи с введением в школе учебного предмета "Основы морали" возникает возможность расширить спектр педагогического воздействия на ребенка, придать педагогической работе характер взаимодействия, выйти на новый, современный уровень личностно-ориентированного обучения, владения образовательными технологиями.

Таким образом, можно считать совершенствование педагогического мастерства, не только знакомство и обсуждение, но и практическое овладение частными педагогическими личностно-ориентированными технологиями, построение уроков на их основе и, главное, преодоление стереотипов педагогического сознания в распределение ролей между учащимися и их педагогами – формирование нового педагогического сознания и нравственного облика учителя – вторая главная цель Программы.

Достижимость образовательных целей во все времена, а в современном обществе, где постоянно возрастает роль информационных процессов, значимость социальных связей, влияния самого социума на каждого человека, тем более, зависит от желания и готовности этого социума формировать нравственные качества ребенка. И самым первым окружением его, облеченным этой миссией, является семья. Поэтому третьей по значимости целью Программы является выход на новый, более высокий уровень взаимодействия семьи и школы в вопросах нравственного воспитания.

Для того, чтобы управлять реализацией Программы потребуется совершенствование систем управления образовательным процессом: системы мониторинга и диагностики, планирования, регуляции и корректировки ОД, - а также повышение научного уровня анализа и оценки качества ОД.

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Определив цели данной программы, следует сформулировать задачи, решение которых обеспечит их достижение.

Так, для достижения первой цели потребуется

  • Освоение всеми учителями содержания программы предметов нравственного образования", обеспечение их методическими указаниями авторов программы;
  • Обеспечение каждого учащегося учебным комплектом по предмету;
  • Развитие и совершенствование системы школьного самоуправления, повышение роли органов ученического самоуправления;
  • Скорректировать воспитательные планы классных руководителей, усилив их акцент на нравственное воспитание;

 

Основные направления реализации программы нравственного образования

І. Апробация учебно-методических комплектов по нравственному образованию

  • Введение в учебный план школы предметов программы нравственного образования

2004-2005 учебный год

  • начало обучения предметам «Азбука нравственности», 1-4 классы – 1 ч. в нед., «Нравственная грамматика», 5-9 классы – 1 ч. в нед., «Основы морали» - 9а -1 ч. в нед

2005-2006 учебный год

  • продолжение положительного опыта преподавания предметов нравственного образования,
  • начало обучения предмету «Основы морали», 10 класс – 1 ч. в нед.,
  • проведение итоговой аттестации по курсу "Основы морали" в 9 классах.

2006-2007 учебный год

  • продолжение положительного опыта преподавания предметов нравственного образования,
  • начало обучения предмету «Основы морали», 11 класс – 1 ч. в нед.
  • проведение итоговой аттестации по курсу "Основы морали" в 9 и 11 классах.

2007-2008 г.

  • переход к усовершенствованному учебно-методическому комплекту для изучения «Азбуки нравственности».

2008-2009 г.

  • обеспечение новыми УМК обучающихся и учителей

2009-2010 г.

  • апробация УМК, выдача рецензий.

ІI. Повышение воспитательного потенциала уроков учебного плана.

2004-2005 учебный год

  • создание и начало реализации программы для 1-6 классов "Хорошее поведение в школе - основа нравственного образования";

2005-2006 учебный год

  • создание и начало реализации программы для 7-8 классов "Нравственные отношения и нравственные оценки поведения в школе",
  • разработка темы «Нравственный аспект урока» учителями начальной школы,

2007-2008 г.

  • разработка темы «Нравственный аспект урока» учителями средней школы,
  • создание программы «Нравственное образование на уроках литературы»

2008-2009 г.

  • формирование системы общественной нравственной оценки поведения учащихся в рамках школьного самоуправления

2009-2010 г.

  • обобщение и систематизация передового педагогического опыта в проекте «Педагогический поиск»

ІІІ. Совершенствование и развитие системы нравственного воспитания в школе.

2004-2005 учебный год

  • создание общественного ученического Совета,
  • разработка проекта "Школа будущего".

2005-2006 учебный год

  • создание программы развития школьного самоуправления,
  • разработка проекта «Класс года»

2006-2007 учебный год

  • начало реализации программы развития школьного самоуправления.

2007-2008 учебный год

  • реализация проекта «Ценности нашей жизни», «Карта школьных достижений».

2008-2009 г.

  • создание школьного информационного центра.
  • формирование системы проектно-исследовательской деятельности в воспитательной работе.

2009-2010 г.

  • систематизация и обобщения опыта воспитательной работы по формированию нравственных качеств личности

IV. Повышение уровня педагогического мастерства, овладение методами нравственного образования и методами мониторинга и диагностики результатов экспериментальной деятельности

2004-2005 учебный год

  • изучение методической литературы по проблемам нравственного воспитания,
  • стажировка в лаборатории нравственного образования,
  • исследование и внедрение в практику новых методов и технологий обучения, повышающих эффективность урока, в том числе, освоение компьютерных технологий для обработки и презентации результатов,
  • разработка критериев и методов диагностики экспериментальной деятельности.

2005-2006 учебный год

  • формирование системы мониторинга и диагностики результатов экспериментальной работы;
  • накопление методических разработок по повышению воспитательного аспекта урока.
  • Участие в конкурсе «Учитель года» (открытые уроки Азбуки нраственности»)

2006-2007 учебный год

  • анализ и диагностика результатов эксперимента,
  • обобщение результатов экспериментальной работы,
  • оформление продукта экспериментальной деятельности – программы нравственного образования в школе
  • проведение открытых уроков в рамках окружного семинара

2007-2008 учебный год

  • стажировка участников ГЭП на базе ИСМО РАО
  • участие в конкурсе Грант Москвы учителя О.А. Павловой
  • подготовка публикаций методических разработок для сайта «Фестиваль педагогических идей»

2008-2009 учебный год

  • обучение педагогов школы на кафедре открытых образовательных технологий МИОО;
  • поступление в аспирантуру при ИСМО РАО учителя школы О.А. Павловой

2009-2010 учебный год

  • публикация методических разработок и статей в научно-методической литературе;
  • продолжение обучения педагогов школы на кафедре открытых образовательных технологий МИОО.

2010-2011 учебный год

  • систематизация и обобщение методических разработок уроков нравственности;
  • участие в ПНПО.

2011-2012 учебный год

  • анализ результатов экспериментальной деятельности и ее влияния на развитие школы;
  • разработка постоянно действующей модели нравственного образования в школе.

V. Взаимодействие семьи и школы

2004-2005 учебный год

  • организация лектория для родителей по проблемам нравственного воспитания,
  • обобщение опыта работы с родителями.

2005-2006 учебный год

  • освоение новых технологий в работе с родителями,
  • активизация работы Совета школы по формированию образовательной политики школы в связи с переходом на профильное обучение.

2006-2007 учебный год

  • организация работы дискуссионного клуба по проблемам нравственного образования с участием родителей.

2007-2008 учебный год

  • создание сайта школы, переход к модели открытого образования

2008-2009 учебный год

  • создание общественного совета по нравственному образованию при школе
  • систематизация и обобщение опыта работы школы по взаимодействию с семьей
  • подготовка публикаций

2009-2010 учебный год

  • публикация материалов по взаимодействию семьи и школы в научно-методической литературе, в местной прессе;
  • подготовка материалов к заседанию Муниципального собрания, посвященному проблемам духовно-нравственного воспитания.

2010-2011 учебный год

  • выступление на окружном собрании родительской общественности;
  • размещение публикаций по проблемам нравственного образования в окружной прессе.

2011-2012 учебный год

  • выступление на городском семинаре по проблемам духовно-нравственного образования;
  • подготовка публикаций по проблемам нравственного образования в центральной прессе.

Этапы реализации программы нравственного образования

2004 – 2005 учебный год. Организационный

  • Начало преподавания предметов по программе «Нравственное образование» на 1, 2, 3 ступенях обучения;
  • Создание и начало реализации программы для 1-6 классов «Хорошее поведение в школе – основа нравственного образования»;
  • Создание общественного Совета реализации программ нравственного образования;
  • Начало работы лектория для родителей по проблемам нравственного воспитания в семье;
  • Изучение методической литературы по овладению современными воспитательными технологиями и создание информационного банка для проведения работы по нравственному воспитанию;
  • Разработка критериев и методов диагностики воспитательной деятельности.

2005-2006 учебный год. Продуктивный

  • Продолжение положительного опыта преподавания предметов нравственного образования;
  • Создание и начало реализации программы для 7-8 классов «Нравственные отношения нравственные оценки поведения в школе»;
  • Создание программы развития школьного самоуправления;
  • Формирование системы мониторинга и диагностики результатов воспитательной работы;
  • Совершенствование и развитие системы взаимодействия семьи и школы по проблемам нравственного воспитания.

2006-2007 учебный год. Обобщающий

  • Проведение итоговой аттестации по предмету «Основы морали»;
  • Подведение итогов экспериментальной деятельности; обобщение опыта;
  • Оформление результатов экспериментальной деятельности;
  • Трансляция опыта работы школы.

2007-2008 учебный год. Прогностический

  • Апробация усовершенствованного учебно-методического комплекта по преподаванию основ морали; формирование нравственных понятий во всех классах по линии изучения содержания нравственного облика человека и элементов правовой ориентации содержания нравственных слов
  • Реализация школьного проекта «Ценности нашей жизни»;
  • Инициация создания совета по нравственному образованию при управе Измайлово

 2008-2009 учебный год. Этап систематизации и обобщения накопленного опыта

    • Публикация методических разработок уроков основ морали на сайте «Фестиваль педагогических идей»
    • Публикация материалов по внедрению программы нравственного развития в школе
    • Проведение окружного семинара «Проектно-исследовательская деятельность в школьном пространстве нравственного образования»

2009-2010 учебный год. Диагностический и прогностический этапы

  • Диагностика усвоения нравственных понятий по различным линиям изучения;
  • Диагностика личностного роста;
  • Диагностика профессионального роста педагогов;
  • Диагностика состояния взаимодействия школы с родителями;
  • Разработка новой концепции и проектных идей нравственного образования

2010-2011 учебный год. Итоговый.

  • Обобщение и систематизация материалов, являющихся продуктами экспериментальной деятельности;
  • Оформление результатов экспериментальной деятельности;
  • Презентация результатов экспериментальной деятельности;
  • Защита проектов, созданных в рамках экспериментальной деятельности.
  • Получение результатов внешней экспертизы результатов экспериментальной деятельности;
  • Участие школы в ПНПО

2001-2012 учебный год. Внедренческий

  • Включение предметов нравственного образования в Рабочий план школы в режиме функционирования.
  • Реализация системы нравственного образования в воспитательной работе школы.

Схема управления реализацией программыПриложение 1.

Критерии успешности нравственного образования

Приложение 2.