Развиваем у детей общительность

Разделы: Работа с дошкольниками


Развиваем у детей общительность

Обучение составлению рассказов в дошкольном возрасте – важная задача речевого развития детей. Особенно это актуально для детей, страдающих речевой патологией, так как их речь эмоционально и интонационно невыразительна, наполнена короткими и простыми по структуре предложениями, а планирование высказываний и последовательность изложения затруднены.

В разных аспектах вопросы связной речи рассматривались К.Д Ушинским, Е.А.Флериной, Е.И.Тихеевой, А.М.Бородич, Ф.А.Сохиным и др.

Изучая статьи Е.И. Тихеевой, убеждаешься в том, что «…гораздо легче научиться высказывать свои мысли, чем их приобретать и формировать. Мысль ясная, обусловленная точным знанием, самостоятельно добытая человеком всегда найдет свое словесное выражение. Облегчить этот процесс, ему содействовать – основная цель школы речи».

Достижению этой цели способствует коррекционно-развивающее обучение дошкольников, предполагающее комплексное восстановление фонетико-фонематических, лексико-грамматических представлений и связной речи, основная функция которой заключается в развитии у детей коммуникативных навыков.

Обучение ребят логичным, развернутым и связным высказываниям постепенно приводит к появлению в детской речи более сложной формы – монолога, направленного на предварительное планирование передаваемой информации.

За годы работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, я познакомилась с приемами и технологиями совершенствования связной речи, предложенными разными авторами (Г.А.Глинка, Коноваленко С.В., Коноваленко В.В, Пожиленко Е.А, Филичева Т.Б., Туманова Т.В, Нищева Н,В, Ефименкова Л.Н. и др.), смогла выбрать наиболее доступные и интересные для своих занятий. Это игровые приемы проведения занятий по развитию речи, упражнения в пересказе во время предварительной работы, дидактические игры и упражнения, мотивирующие детей в составлении коротких рассказов по следам демонстрируемых действий. А схемы для составления описательных рассказов, разработанные Т.А.Ткаченко, дают дошкольникам возможность запомнить последовательность изложения, перейти постепенно от схемы к самостоятельному высказыванию.

Разнообразие приемов помогает соединить все структурные компоненты занятия, дает возможность перенести акценты с конечного результата на систему действий для получения этого результата, построить занятие таким образом, чтобы дошколята могли самостоятельно составить рассказ.

Детей с речевой патологией необходимо постоянно побуждать к высказыванию, используя систему практических упражнений, активизирующих речевую деятельность. Чем чаще дети вступают в диалог со сверстниками, пересказывают знакомые и вновь услышанные тексты, тем активнее участвуют в процессе создания монолога, следовательно, развивают и совершенствуют свои коммуникативные возможности.

Мои занятия планируются таким образом, чтобы дети могли выполнить практическое упражнение в применении той или иной грамматической формы и в тоже время имели бы возможность установить связующее звено в структуре рассказа. В результате появляются небольшие сказки (рассказы), которые очень нравятся детям.

Процесс создания сказки (рассказа) помогает ребятишкам раскрепоститься, захватывает и увлекает их.

На первых занятиях выполнить задание самостоятельно могут более подготовленные дети, но в процессе обучения и практического тренинга все становятся активными участниками. Каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение, составить свой рассказ или сказку. На одном занятии детям удается пересказать составленный рассказ по цепочке, и заслушать рассказы 4-5 сверстников. Дальнейшая работа по закреплению монолога проводится во второй половине дня воспитателями или в домашних условиях родителями.
Предлагаю Вашему вниманию конспект лексико-грамматического занятия с детьми старшего дошкольного возраста, проведенного в третьем периоде обучения.

Конспект занятия

Тема: «Как построить кошкин дом»

Задачи:

- познакомить детей со значением предлога «В»,
- расширять и активизировать словарь детей по темам «Дом», «Строители», «Транспорт»;
- упражнять детей:

  • в правильном употреблении предлога «В» в словосочетаниях и предложениях;
  • в образовании относительных прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • в выделении родственных слов из текста;

- развивать слуховое внимание, мелкую моторику;
- нормализовать мышечный тонус, вырабатывать уклад языка верхнего подъема;
- формировать мотивационную направленность обучения, интереса к занятию.

Словарь: глиняный, деревянный, каменный, кирпичный; кирпичи, песок, краска,
гвозди, кисти, замазка; домик, домишко, домище, домовой, домовитый, домашний;
выкладывает, красит, кроет, делает, строит; каменщик, плотник, стекольщик, кровельщик, маляр.

Оборудование:

  • сюжетные картинки из серии «Кто построил этот дом»;
  • предметные картинки с изображением разных видов домов;
  • карусель с прикрепленными изображениями, объясняющими многозначность слова ключ;
  • карточки с контурными изображениями домов, простые карандаши;
  • игрушки: машины (экскаватор, подъемный кран, грузовик, бульдозер), кошка, гном; карточка – схема предлога В;
  • опорные сигналы для составления рассказа (кошка у сгоревшего дома; люди, работающие на строительстве; специальные машины; ключ и замок; новый дом);
  • замок и набор ключей по числу детей (можно и плоскостные варианты);
  • домик для кукол.

Предварительная работа:

Чтение произведений: К. Мурзалиев «Твой дом», В. Маяковский «Кем быть?», Е. Александрова «Кошкин дом», А. Усанова «Строители», Г. Люшнин «Строители», Б.В. Заходер «Строители», С.Я. Маршак «Кошкин лом», «Кто построил этот дом».

Заучивание коротких описательных рассказов о технике.

Загадки.

Беседа о профессиях людей, работающих на стройке.

На занятии использованы стихотворения и загадки других авторов.

Словарная работа: во время экскурсии на стройку дети рассматривают строительные материалы (тес, кирпич, песок, краску, гвоздь, кисть, замазка), называют их; знакомятся с профессиями людей; рассматривают и называют разные ключи (многозначность слова «ключ»): дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник).

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

1. Оргмомент

Развитие мимических мышц лица.

(Звучит ритмичная музыка.)

Логопед: «Прислушайтесь, к нам кто-то торопится». (Вносит кошку.) Давайте вспомним, что случилось с кошкой.

Тили бом! Тили бом! (хлопают в ладоши)
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила, (изображают испуг)
Глаза выпучила…
Тили бом! Тили бом! (хлопают в ладоши)
Не спасли у кошки дом!

Заплакала кошка. Изобразите, как она плачет.
Почему плачет кошка? (У нее сгорел дом)
Посоветуйте, что ей делать? (Надо построить новый дом)
Обрадовалась кошка. Покажите, как она рада нашей подсказке.

2. Сообщение темы

Догадайтесь, чем мы будем заниматься сегодня на занятии? (Мы будем строить для кошки дом.)

3. Изучение нового материала

Образование относительных прилагательных.

Знакомство с предлогом В.

Правильно.

Построим дом из дерева (какой?) – деревянный,
дом из глины (какой?) – глиняный,
дом из камня (какой?) - каменный,
дом из кирпича (какой?) – кирпичный.

Посмотрите, куда спряталась кошка? (Кошка спряталась в коробку.) Какое короткое слово вы услышали в предложении? (В) Это слово – предлог. Оно нам подсказывает, что предмет находится внутри чего – либо. Например, в кармане, в столе, в стакане, в баночке, в книге, в ямке. (Педагог опускает шарик, привязанный к нитке.)

Подумайте и скажите, а куда можно посадить кошку? (В шкаф, в ящик, в кресло и т.д.)

Слово-предлог В обозначается таким знаком .

Что обозначает этот знак? (Слово – предлог В) Где прячется кошка?

Составление предложений с предлогом В.

Пора приступать к строительству. Послушайте стихотворение и запомните, что нам для этого понадобится.

Чтобы дом построить новый,
Запасаем тес дубовый,
Кирпичи, песок и краску,
Гвозди, кисти и замазку.

Посмотрите, что из названных материалов есть у вас на столах. (На столах лежат карточки с изображением строительных материалов.)

Рома подъедет к вам на машине, а вы скажите, какой материал положили в кузов. Образец: «Я положила в кузов кирпич»

Развитие мыслительных процессов, памяти.

Нам необходимо подготовить технику. Если вы правильно отгадаете загадки, то машины подъедут к стройке.

Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко,
Будет ровная площадка.

- Это бульдозер. Он похож на маленький трактор. Впереди у него железный щит. Он выравнивает площадку под дом.

Правильно, бульдозер поможет выровнять площадку. (Выставляется бульдозер.)

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Сотню рук он заменяет,
Без лопаты он копает.

- Это экскаватор. У него есть большой ковш. Стальными зубами врезается в землю, набирает ее и высыпает в грузовик-самосвал. (Выставляется грузовик-самосвал.)

Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут – положу,
Человеку я служу!

- Это подъемный кран. В кабине сидит крановщица. Она нажимает на кнопку и кран-великан поднимает ящик с кирпичами вверх. (Выставляется подъемный кран.)

Артикуляционная гимнастика.

А наверху кирпичи ждут строители. Наш язычок поможет им в строительстве.

Логопед рассказывает о действиях строителей

Дети выполняют упражнения

«Каменщики выкладывают из кирпичей стены»

«Лопаточка »

«Плотники делают в доме пол, рамы, двери»

«Качели»

«Стекольщики вставляют в раму стекло»

«Почистим верхние зубы»

 «Кровельщики кроют в доме крышу»

«Грибок»

«Маляры красят в доме потолки и стены»

«Маляр»

Развитие интонационной выразительности речи и дыхания.

Увидела кошка свой дом и воскликнула радостно: «Ах! Как красиво!» А потом грустно: «Ох!»

Почему кошка загрустила? (Строители повесили на дверь замок и ушли.)
Чем открыть замок? (Ключом)
Что должна найти кошка? (Ключ от замка)
Поможем кошке найти ключ?

4. Динамическая пауза

1. Логоритмическое упражнение (тихо звучит музыка в ритме марша)

За морями, за горами, за дремучими лесами, (дети поднимаются на носки, рука у глаз)
На пригорке домок – (присесть, руки над головой)
На двери висит замок! (Встать, руки соединить в «замок»)
Ты за ключиком иди, иди, иди, (шагают)
И замочек отопри! («Открывают» замок указательным пальцем правой руки. Левая рука разжимается.)

2. Гимнастика для глаз

Над головой висит карусель с подвязанными картинками, показывающими многозначность слова «ключ».
Найдите глазами ключ, который я назову.

Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ – дверной!
Какой ключ я не назвала? (Гаечный ключ)

Найдите глазами ключ, который нужен кошке. Посмотрите на кончик носа, на ключ.

5. Закрепление полученных знаний

Практическое использование предлога В.

Куда можно положить ключ, чтобы не потерять его? (Дети отвечают предложением: «Я положу ключ в карман» (в сумочку, в кошелек, и т. д.))

 Составление рассказа

Сравните свой ключ и отверстие в замке. Чей ключ поможет открыть замок? (Открывают замок и дверь. В доме сидит гном.) Кто это? (Это гном).

Кошка хотела рассказывать гному, как построили ее дом, но не все помнит.

Давайте вспомним, что за чем выполняли на занятии и поможем кошке рассказать интересную историю с хорошим концом.

(Дети передают гнома по цепочке и составляют предложение с опорой на картинный план: кошка у сгоревшего дома, люди, работающие на строительстве, специальные машины, ключ и замок, новый дом).

Образец рассказа.

«У кошки сгорел дом. Она очень огорчилась. Но строители помогли ей построить новый дом. Специальные машины выровняли площадку, вырыли котлован, привезти строительные материалы. Каменщик выложил из кирпичей стены. Плотник сделал в доме пол, рамы, двери. Стекольщик вставил в рамы стекло.

Кровельщик накрыл в доме крышу. Маляр покрасил в доме потолки и стены. Чтобы открыть замок, кошка подобрала нужный ключ. Теперь у кошки новый, уютный дом.»

Развитие слухового внимания. Подбор родственных слов.

Гном тоже захотел построить новый дом. Давайте и ему поможем.

 (Дети садятся за столы.)

Я прочитаю стихотворение, а вы подскажите слово, похожее на слово «Дом». Кто правильно подскажет слово, сможет обвести в «своем» доме окошко. Потом мы узнаем, сколько этажей получилось в каждом доме.

Жил да был веселый гном.
Нужен гному новый - (дом).
Рядом с ним поменьше гномик,
Под горой построил … (домик).
Самый маленький гномишко
Под кустом сложил … (домишко).
Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой ..(домище).
Был он стар, и был он сед
И большой был (домосед)
А за печкой, за трубой жил у гнома …(домовой).
Есть любил он суп вчерашний
Пил он только квас … (домашний).
Мох, калину, зверобой он из леса нес … (домой),

Посчитайте, сколько этажей получилось в ваших домах. (В моем доме два этажа. А в моем доме три этажа. и т.д.)

Практическое использование предлога В.

(Упражнение выносят на занятие воспитателя)

В благодарность гном подарил кошке разные подарки. Кошка была домовитая. Как вы понимаете это слово? (Она любила порядок, чистоту, раскладывала вещи по местам, чтобы в доме было уютно.) Правильно, поэтому все подарки кошка разложила по местам. Скажите, куда она положила эти предметы? (Цветы, игрушки, мяч, птичка и др.) дети составляют предложения с предлогом В.

Итог занятия

Логопед делает анализ деятельности детей на занятии, напоминает домашнее задание: «Расскажите маме и папе о том, как строители помогли построить дом для кошки.»