Литературно-музыкальная композиция по теме "Так что есть красота?"

Разделы: Литература


Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво…

А.С. Пушкин

Любовь – волшебная сила, которая
преображает внешность, оживляет
жесты, одухотворяет голос.
Влюбленный – всегда прекрасный.

О. Бальзак

1. Вступление. Сцены из пьес А.П. Чехова “Чайка”, “Вишневый сад”.

Звучит музыка П.И.Чайковского, приглушается до фона

Выходят Треплев и Сорин (персонажи из пьес А.П. Чехова).

- Вот тебе и театр. Занавес, потом первая кулиса, потом вторая и дальше пустое пространство. Декораций никаких. Открывается вид прямо на озеро и на горизонт. Поднимем занавес ровно в половине девятого, когда взойдет луна.

Сорин:

Великолепно.

Выходят персонажи пьес А.П.Чехова: Е.С. Дорн, врач, Нина Михайловна Заречная, Аркадина, М.Л. Астров, врач, С.П. Епиходов, конторщик, Е.А. Лопахин, купец, Раневская Л.А., помещик.

Аркадина:

Когда же начало?

Треплев: (стучит палочкой)

Господа! Прошу внимания. О вы, почтенные, старые тени которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас, и пусть нам приснится то, что будет через двести тысяч лет.

Сорин:

Через двести лет ничего не будет.

Треплев:

Так вот пусть изобразит нам это ничего.

Аркадина:

Пусть мы спим.

Выходит Чехов.

Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину.

Дорн:

- Вы знаете, я прожил свою жизнь разнообразно и со вкусом. Я доволен. Но если бы мне пришлось испытать подъем духа, какой бывает у художников во время творчества… И вот еще что. В произведении должна быть ясная, определенная мысль…

Нина:

- Я думаю, кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют.

Епиходов:

- Несомненно, может, вы и правы. Но конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность. Совершенно привели меня в состояние духа.

Лопахин:

- Знаете, иной раз, когда не спится я думаю: “Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты и, живя тут, сами должны бы по-настоящему быть великанами.”

Любовь Андреевна:

-О мое детство, чистота моя! О сад мой! Весь, весь белый! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, красоты, ангелы небесные не покинули тебя.

Гаев:

- Да…, и сад продадут за долги, как это ни странно.

Лопахин:

- Вот мой проект. Прошу внимания! Если вишневый сад по реке разбить на дачные участки отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое 25 тысяч в год дохода. Только, конечно, нужно поубрать, почистить, снести вот этот дом…вырубить старый вишневый сад.

Любовь Андреевна:

- Вырубить? Милый мой простите, вы ничего не понимаете Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это наш вишневый сад.

Астров:

- Надо быть безрассудным варваром, чтобы разрушать красоту, то, чего мы не можем создать. Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, исчезают безвозвратно чудные пейзажи…

Человек озарен разумом и творческой силой, чтобы преумножать то, что ему дано… И… и, быть может, это в самом деле чудачество, но когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит молодой лес. Посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти. И что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я …

Ведущий 1.

- Пропадающая, гибнущая красота жизни- лейтмотив многих пьес А.П. Чехова.

Ведущий 2.

- Но и мечта: превратить Россию в цветущий сад, стремление к слиянию красоты человека, природы, с красотой жизни на земле.

Ведущий 3.

- Помните знаменитое: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”…

(Танец “Вальс” 11 б класс)

Ст. Ирина Волобуева “Сентиментальный вальс”

Наверно, я б не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе, под “Сентиментальный вальс”
Застенчиво кружился снег весенний
Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бредя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,
Что тронуть ветви нежностью не смеет.
И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время весен пролетело.
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый.

Ведущий 1.

- Красота, прекрасное… А что есть красота? Человечество во все времена пыталось ответить на этот вопрос. Но дано ли человеку понять это?

2. Кто-то из великих сказал, что искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном.

3. И в необыкновенном обыкновенное. Это древний философ Дидро сказал.

4. И он прав. Согласно древнегреческой легенде киприйский скульптор Пигмалион изваял из слоновой кости статую прекрасной женщины с лучезарным лицом – Галатею. Он влюбился в свое творение, обнимал ее холодные колени. Тронутая страданиями Пигмалиона, Афродита вдохнула душу в Галатею, ибо без этого одухотворения плоти живая прелесть человека несовершенна, неполна.

Чтение ст. Баратынского “Скульптор” на фоне показа мультимедийного видеоряда скульптур женщин (Нифертити, Афродита и т.д.

Ведущий 3.

Да, все мастеру упорному подвластно:
И дерево, и камень, и металл –
Все воплотит, что воплотить мечтал,
Тот, кто в мечту свою поверил страстно.

Виолончель (мелодия)

Виолончель исходит в томном стоне,
Гудит, жужжит, как шмель в июньский зной
Растаяли в святилище симфоний
Колонны, люстры, строгих кресел строй.

Ст. Теофилис Тильвитис (литовский поэт)

Виолончельный вздох и скрипок переливы,
И влажный голос флейт я сердцем повторил
И радостная дрожь прошла по мне пугливо,
Как легкий ветерок от лебединых крыл.
Воды и крыльев плеск, и гордое скольженье…
Но кончен звуков пир и белоснежных тел.
И я ушел, но все хранит воображенье
Крылатый взлет смычков, - когда и я летел.

Музыка продолжается.

Ведущие:

- Музыка, поэзия…Прислушайтесь…В этих словах звучит и тепло, и радость, и грусть, и любовь, и красота…

Все от цветка до туч и небосвода –
Колеблется, колеблемое звуком.
Все – музыка: и радость, и мука,
И мысль, и дух, и память, и природа.

Вальс из кинофильма “Мой ласковый, нежный зверь”

- А каждый ли человек способен понять классику? Или это удел избранных?

- Мне кажется, что дело не только в образовании, а в особом состоянии души. Вот, например, даже если музыка застала вас неожиданно, за обыденными делами, но попала в тон вашей душе, оно заставит вас слушать, отдавшись ей без оглядки.

Танец “Пробуждение” 6 в класс.

Ст. В. Соколов “Музыка”

Спасибо, музыка за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь не за что.
Спасибо музыка за то, что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда…

Песня “Музыка”

Ведущий:

Представьте, что вы находитесь в музее изобразительного искусства эпохи Возрождения

Ст. “В картинной галерее”. На фоне видеоряда картин в музеях.

Вошел – и стало как-то тесно,
Хоть в этом зале я один
Я провожу свой день воскресный
Сегодня в обществе картин
От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорили.
Та красота, что мы частями
В своем искусстве познаем,
Неведомыми нам путями
Предстала снова целиком.

Ведущие:

- “Джоконда” Леонардо да Винчи, Сикстинская мадонна Рафаэля… Почему ни одно произведение изобразительного искусства не в силах затмить их? Хочется снова и снова смотреть на них, чтобы прикоснуться к вечности. Может быть, потому, что они до сих пор волнуют воображение и покоряют своим совершенством.

На фоке музыки “Аве Мария”

- Сикстинская мадонна Рафаэля… Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям. Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Прекрасное благородное лицо отражает все оттенки изумления. Тревожно, немного горько. Широко открытые лучезарные очи глядят на нас. Она еще крепче обнимает сына, чувствуя его судьбу. Поэтому такой скорбью осенена ее юная краса.

Клубятся облака под ногами мадонны. Само сияние, окружающие Марию и ее сына, обещает бурю. Свет еле брезжит, то сияет, то победно сверкает…

Мы вглядываемся, изучаем, любуемся, а значит, начинаем верить в чудо..

Фон музыки.

Данте.

И в самых радостных краях
Не знаю ничего красивей
Достойней матери счастливой
С ребенком малым на руках.
Бывает иногда: смотрю я
Любуюсь ею, и печаль
Охватит сердце вдруг,
И жаль ее мне станет
И, тоскуя,
Пред нею голову склоню я..

( “Аве Мария” Робертино Лоррети)

Стих. “Джоконда” (На фоне музыки. Мультимедийный портрет Джоконды)

Еще не видно лица на портрете,
Ни рук на нем, ни одежды нет.
Как воплощается замысел в цвете?
Как возникает женский портрет?
Неуловимая улыбка,
Необъясним ее чистый взгляд.
То ли улыбка, то ли догадка,
То ли намек, то ли укор.
Бежит пробор по середине гладко
И пропадает тропой среди гор.
Чему, улыбаясь, она так рада?
Лежит перед нею гроздь винограда.
Тихая музыка близко слышна.
Еще кантилена, еще два аккорда.
Послеобеденный ровный свет.
Музыку слушает Джоконда,
Леонардо пишет ее портрет.

2. Джоконда. Самая знаменитая. Самая загадочная картина мира…

3. А на нас льется золотистый, теплый свет итальянского летнего вечера. Пристально, чуть-чуть устало, мягко, испытующе, все понимая, глядит на людей Джоконда. И любой из нас чувствует на себе этот взгляд…

Романс Звездинского “Очарованна, околдована”

Ведущие:

Да, мир широк, дороги далеки.
А красота везде подобна чуду…

- А что думают наши ровесники о красоте? Волнует ли их это понятие, ведь как сказал поэт “в наш век все чувства лишь на срок”

(Выдержки из сочинений)

- Для каждого человека слово красота вызывает разные ассоциации. Кто-то вспоминает любимую пародию, кто-то запомнившуюся картину. У меня красота ассоциируется с природой и прежде всего с цветами. Мои любимые цветы – это ромашки. Да, да обыкновенные полевые ромашки. Но как говорят: “Красота, как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее”. И правда. Вроде бы обычные цветы, но сколько радости заложено в этом хрупком. Нежном растеньице.

Красота – это летучее, хрупкое, неясное, но памятное каждому человеку состояние души.

- Я очень люблю поэзию и считаю, что поэзия – мостик к прекрасному миру, ведь поэзия делает землю красивее. Человек прекрасен, когда в нем проявляется стихия жизни с ее страданиями и радостями, потерями и обретениями.

- Что есть красота для меня? Раньше я никогда особо не задумывался. Ну да, красиво, ну а что?
- Cамое интересное то, что красоту каждый из нас видит по-разному. И у каждого свой ее идеал. Но есть такая, при виде которой у всех нас захватывает дух…
- Для кого-то красота – страшная сила, кто-то считает, что именно спасает мир. Я прежде всего ценю красоту внутреннего мира человека.

- На земле для меня не найдется места живописнее и красивее, чем деревня. Я люблю, проходя по пыльной дороге, смотреть на старенькие низкие дома, с боку обросшие плющом, на бабушку, выводящую утром из стойла козу, на уток, спокойно гуляющих семейкой. Здесь царит тишна и покой. Здесь отдыхаешь душой. Этот мир завораживает, гипнотизирует, очаровывает…

Ведущие:

Я хочу прочитать свое любимое стихотворение.
Мне кажется, что ты меня поймешь
И я об этом говорить не буду…
Бывает, что словами отпугнуть любовь –
Единственное в мире чудо.
Чуть двинувшись, рука тебя нашла,
Сближаются уста, дрожат ресницы..
И обрела два голубых крыла и
Устремилась ввысь любовь, как птица.
Пьянящая бескрайность бытия
Восторг и боль! Вся мощь и хрупкость жизни.
Навеки, да?! Ведь лишь об этом я мечтаю..
Давай побудем молча полчаса
Безмолвия рождают чудеса.

- Этот сонет принадлежит нашему современнику Эдуарду Гольдернессу, переводчику, поэту. Судьба жестоко обошлась с ним: он был прикован к инвалидной коляске, но не потерял радости жизни, счастья, любви. В своем дневнике он писал: “Тот, кто не чувствует ликующий радости жизни – будь то даже в несчастье – тот не художник. Истинное величие познается по его способности ликовать и в радости, и в горе.”

Ст. “Когда в душе полярная зима”.

Романс “Мне нравится, что больны не мной”

Ведущий:

- Когда вы смотрите на портреты известных людей, вам есть, что добавить от себя, потому что так или иначе вам известна судьба А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова, романы Л.Н. Толстого.

- Но в музеях вы встретите и такие названия: “Портреты неизвестной”, “Крестьянин”, “Старик”, “рабочий” (мультимедия - портреты) Красивые лица. Выразительные лица. Строгие лица. Они часто привлекают внимание не меньше, чем портреты знаменитых людей.

- А вот Ник. Заболоцкий нарисовал портрет, который назвал “Некрасивая девочка”.

(чтение стихотворения)

Ведущие:

- Никому не известная дурнушка. Ничего в своей жизни не совершила. Ничем не примечательная. Какое нам дело до нее?
- Но чем-то она поразила поэта? Этот звонкий голосок… Эта естественность и душевная открытость…
- В нем просвечивает “грация души”.
- Но это некрасивое лицо? Это еще непонимание, что она дурнушка?

- А если так, то что есть красота.
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Вопрос без сомнения, решен в пользу “огня”. И все же вопрос остается. Он обращен к нам. Ведь мы могли просто не заметить девочку.
- И всегда ли мы замечаем “чистый пламень” и “грацию души”?
- А разве не случалось, что нравились нам “красивые сосуды”, в которых пустота. И мы ничего с собой поделать не могли.

Песня “Ветер любви” сл. и муз. Н. Денисовой

- Красота… Пока существует голубое небо, восходы и закаты, пока бьется человеческое сердце и властвует любовь до тех пор в душе человека будет жить мечта о красоте и желание разгадать это удивительное и магическое понятие.