Элективный курс "Экспериментальные задачи по химии". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Среди учащихся, интересующихся химией, можно выделить 2 группы: целенаправленно готовящих себя к выбору профессии исследователя и ориентирующихся на практическое применение химии в смежных областях знаний и деятельности человека. Данный  курс адресован именно таким учащимся, выбирающим естественнонаучное направление в старших классах. Программа элективного курса «Экспериментальные задачи по химии» предназначена для учащихся 10 класса и носит предметно-ориентированный характер.  
На занятиях курса учащиеся познакомятся с методами получения органических веществ, методами качественного анализа, работой лаборанта. В процессе проведения опытов учащиеся расширяют свои представления о веществах, их свойствах, совершенствуют практические умения. Занятия курса позволяют осуществлять профриентационную работу по предмету. Содержание курса базируется на знаниях, приобретенных в 9, 10 классах на уроках химии.
Программа курса рассчитана на 34 часа.

Цели:

  • Расширить представление учащихся о химическом эксперименте.
  • Способствовать формированию научного мировоззрения.
  • Оказать помощь в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи:

  • Совершенствовать экспериментальные умения.
  • Расширение представлений учащихся о свойствах веществ.
  • Преодоление формального представления некоторых школьников о химических процессах
  • Развивать познавательный интерес, мыслительные  процессы, способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
  • Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся должны знать:
    • правила безопасной работы в химической лаборатории,
    •  способы получения и химические свойства основных классов органических веществ,
    • методы качественного анализа.
  • Учащиеся должны уметь:
    • проводить химический эксперимент по получению различных веществ,
    • проводить химический эксперимент по качественному определению  органических веществ,
    • оказывать первую медицинскую помощь при химических ожогах и отравлениях,
    • оформлять результаты работы.

На первом занятии учитель знакомит с целями и задачами курса. С учащимися  будут использованы следующие формы работы:

  • лекции
  • лабораторные опыты
  • практические работы.

ПРОГРАММА КУРСА

Введение (1 ч.) Требования техники безопасности при проведении химического эксперимента. Первая медицинская помощь при химических ожогах и отравлениях.

Углеводороды (7 ч.) ТХС. Основные классы углеводородов: алканы, алкены, алкины, арены. Природные источники УВ. Особенности строения, физические и химические свойства УВ. Качественное определение УВ. Каучук, резина.

Кислородсодержащие органические вещества (21 ч.) Основные классы кислородсодержащих органических веществ: спирты одноатомные и многоатомные; альдегиды, карбоновые кислоты предельные, непредельные, ароматические; сложные эфиры, углеводы. Мыла, СМС. Качественные реакции на классы соединений и функциональные группы. Способы распознавания органических веществ.

Азотсодержащие органические вещества (4 ч.) Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Качественные реакции, химические свойства.

Экспериментальное решение задач (3 ч.)

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

1

ВВЕДЕНИЕ

1

Лекция
2

1
2
3
4
5
6
7

УГЛЕВОДОРОДЫ

ТХС. Модели молекул
Природные источники УВ.
Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях.
Алкены
Каучук, резина
Ацетилен
Арены

 

1
1
1
1
1
1
1

 

Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция.  ЛР.

3

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Предельные одноатомные спирты
Предельные одноатомные спирты
Синтез бромэтана из этанола
Многоатомные спирты
Фенолы
Распознавание спиртов и фенолов
Получение уксусного альдегида
Карбоновые кислоты. Свойства
Ароматические карбоновые кислоты
Очистка бензойной кислоты
Гидролиз аспирина.
Химические свойства ВЖК
Выделение ВЖК
Сравнения свойств мыла и СМС
Получение сложного эфира
Распознавание карбоновых кислот
Распознавание органических и неорганических кислот
Распознавание кислородсодержащих органических веществ
Растворимость жиров
Углеводы
Обнаружение крахмала в пищевых продуктах

 

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

 

Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.

4

29
30
31
32

АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Анилин
Аминокислоты
Белки
Растворение нерастворимых белков

 

1
1
1
1

 

Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.

5

33
34
35

РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Анализ шоколада
Анализ чипсов
Анализ мороженого

 

1
1
1

 

Лекция. ПР.
Лекция. ПР.
Лекция. ПР.

Список литературы:

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Демидов В.А. Химия. Практикум. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
  3. Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Ольгин О. Опыты без взрывов. // НПБШ. -  М.: Химия, 1995.
  5. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малым количеством вещества. // Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Яковишин Л.А.  Химические опыты с шоколадом. Химия в школе №8/06.
  7. Яковишин Л.А.  Химические опыты с  мороженым. Химия в школе №7/06.

Приложение