"Живая экологическая сказка". Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Экология


Тип урока: интегрированный.

Педагогическая технология: межпредметная интеграция в эколого-эстетическом образовании, урок-сказка.

Цели урока.

Образовательная. Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Развивающая. Развивать познавательную активность и артистические навыки детей.

Воспитывающие. 1. Воспитывать в детях чувства уважения к окружающему миру, необходимость охранять и беречь природу, соблюдать правила поведения в лесу.

2. Показать роль книги в экологическом воспитании школьников.

Оборудование: костюмы героев сказки, оформление сцены, музыкальное сопровождение сказки, книжная выставка.

Действующие лица

Колобок, Лесовичок Сорока Лось Медведь Белка Мышка

Воробей Ромашка Синица Лиса Сморчок Заяц Травяная ведьма

Боровик Полянка Берёза Дуб Опёнок Книга Дюймовочка

Муравей Ёж Рябина

Цветы: Колокольчик, Мак, Гвоздика, Василёк, Анютины глазки, Лилия, Нарцисс, Роза

Ход урока

Звучит музыка, выходят герои сказки.

Колобок:

Я по коробу скребён,
По сусеку метен,
На сметане мешен
Да на масле пряжен,
На окошке стужен
Я от дедушки ушёл,
Куда же я пришёл?

Лесовичок: Добро пожаловать! Куда ты катишься, Колобок?

Колобок: Куда глаза глядят. А ты кто такой?

Лесовичок: Я – хозяин леса, Старичок - лесовичок.

Колобок: О! Я думал, что Старичок – лесовичок существует только в сказках да на картинках.

Лесовичок: Ты не удивляйся. Я ведь не всем показываюсь. А только тем, кто верит в меня.

Колобок: А где ты живёшь?

Лесовичок: В лесу. А знаешь, что такое лес?

Колобок: Нет, я ещё ничего не знаю, я только из печи.

Лесовичок: Давай спросим у детей. Ребята, объясните Колобку, что такое лес! (Школьники рассказывают)

Лесовичок: Нет, друзья, ответ совсем не точный. Деревья растут не только в лесу, но и в поле, и на лугу. В лесу деревья стоят словно солдаты в строю, потому что им тесно. Все они дружно тянутся к солнцу. Но деревья – лишь часть леса. Кроме них, там есть еще кусты, мхи, травы и лишайники. В лесу растут грибы и водятся животные. Они тоже жители леса. Без грибов, зверей и птиц – и лес не лес.

Колобок: Ой, как интересно, и откуда ты это, Лесовичок, знаешь?

Лесовичок: Я-то все знаю, а тебе предлагаю познакомиться с книгой Н.Сладкова “Азбука леса”.

Колобок: Ну, а что же ты делаешь в лесу?

Лесовичок: Вот те на! Да забот у меня полон рот. Я должен обойти весь лес, посмотреть: все ли в порядке?

Колобок: Лесовичок, возьми меня с собой.

Лесовичок: Возьму, если ты будешь мне помогать. Бери корзинку, пошли!

Колобок: А корзинка зачем?

Лесовичок: В корзинку будем собирать лесные сказки и интересные истории. Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.

Сорока: Караул! Караул! Мокро, сыро, холодно, все перья намочила.

Лесовичок: Чего трещишь, сорока?

Сорока: Ну как же, ну как же: весна в лес пришла, а никто ничего не знает. Всем надо сообщить, всех разбудить. Медведь – соня ещё спит, а ведь есть лесная примета: как медведь перевернётся на другой бок, так солнце повернётся на весну. Эй вы, звери, собирайтесь! Весна на дворе, пора медведя будить.

Сценка “Как медведя переворачивали” / по произведениям Н. Сладкова/

Лось: Эй, медведь, пора! Зима всем надоела. По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось у тебя.

Сорока: Эх, долбануть бы его в затылок! Сразу бы зашевелился.

Лось: нет, с ним надо почтительно, уважительно. Ах, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем – перевернись на другой бок. Тяжко нам, лосям, стоять в глубоком снегу.

Медведь: А мне какое дело до вас, лосей. Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Белка: Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты бы попрыгал по веткам можжевеловым, лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

Медведь: Четыре, пять, шесть. Вот напугала! А ну – кыш отседова. Спать мешаете.

Мышка: Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Я его сейчас по-мышиному разбужу.

Медведь: Ой, не могу! Ой, перевернусь, только не щекочи! Охо–хо – аха- ха!

Мышка: Перевернулся, как миленький …

Все: весна пришла!

Колобок: Ах, как весело в лесу весной. Мне так хочется танцевать!

Танец колобка.

Лиса: О, старый знакомый. Как ты сюда попал?

Колобок: А мы шли по следам на снегу.

Лиса: Нет, я за собой следов не оставляю, я их хвостом заметаю.

Колобок: А чьи же это следы?

Конкурс следопытов проводит Лесовичок. На бумаге нарисованы следы зверей и птиц. Дети должны угадать, чьи они.

Воробей: Чик- чирик.

Сорока: Чему, воробей возрадовался, чего расчирикался?

Воробей: Крылья зудят, нос чешется, страсть драться хочется.

Сорока: Что драться без пользы! Пришла пора трудиться. Слышишь, вон дятел за работу принялся. (Стук дятла). Лес от древоточцев и короедов спасает, растолстел даже. Синицы листогрызов истребляют. Вороны полетели на пашню собирать корнеедов и корнегрызунов.

Воробей: А я что, хуже других? Полечу своих птенцов комарами, слепнями да мухами кормить.

Синицалазоревка: Как я рада, как я рада, что родители мои не просто птицы, а синицы – лазоревки. Бедные человеческие птенцы, их кормят всего три раза в день. Мои папа и мама кормят нас 600 раз в день. Нас, птенцов, у них пятеро, каждому в день достается по 120 порций: 40 завтраков, 40 обедов, 40 ужинов.

Колобок: Ой, какие птицы прожорливые …

Лесовичок: Но птицы приносят огромную пользу. Обратитесь вот к этим книгам: Г.Скребицкого “Крылатые соседи”, Снегирёв “Про птиц”, М. Пришвина “Разговор птиц и зверей”, и ты узнаешь много интересного. Тише, Колобок, слышишь, птицы поют?

Запись птичьих голосов.

Сорока: Ой, беда, ой, беда! Птенцы вывалились из гнезда.

Лесовичок: Поспешим туда, Колобок. Поможем птенцам вернуться к своим мамам.

Колобок: А где же мама кукушонка?

Лесовичок: А мама кукушонка по лесу летает, она за своими детёнышами не ухаживает, а только твердит: “Ку-ку, кому помочь”. Эта ленивая птица не хочет вить себе гнезда, и их высиживают другие птицы, поэтому кукушат зовут подкидышами. Вот книжка Скребицкого “Лесной голосок”, прочитав её, узнаешь о кукушке.

Белочка:

Я белочка – красавица,
Меня милее нет.
И всем зверятам нравится
Пушистый рыжий мех…
Прическа очень модная
И праздничный наряд,
И выгляжу сегодня я
Отлично, говорят

Ой, уже появились первые грибочки. Хорошо, если лето будет урожайным на грибы, значит, на долгую зиму я обеспечена. А вы знаете, какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)

Сморчок:

Я сморчок, сморчок,
От рожденья старичок.
Вырос на опушке,
Шапка на макушке
Дунул ветер, и сморчок
Повалился на бочок,
Весь в морщинах старичина.

Белочка проводит викторину о грибах.

  • Какие Птицы едят грибы? (Глухари)
  • Может ли гриб съесть дом? (Может, это домовой гриб.)
  • У этого гриба много названий: дедушкин табак, Галкина баня, чёртов табачок. Каково его настоящее название? (Гриб – дождевик)

А вы видели поющие грибы? Не видели, не слышали? Так слушайте!

Три грибочка поют частушки:

1. Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир!

2. Не играйте вы, опятки,
До темна с Ванюшей в прятки
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть.

3. Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок
Удивил грибок меня:
Возраст мой – всего два дня.

Белочка: А какие грибы пели, мы должны с вами отгадать по их шляпкам. (отгадывают)

Белочка: Какие растения могут заменить мясо? Ребята отвечают: Грибы

Колобок: Ой, а я и не знал, что в лесу можно прожить, питаясь грибами.

Лесовичок: Но не все грибы съедобные, а чтобы не отравиться, я подарю тебе книгу “От боровика до земляники”, и книгу И. Ухановой “Грибы России”.

Ромашка с букетом трав:

Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

Травяная Ведьма: Я хочу тебе дружок, дать в букет ещё цветок (Даёт дурман).

Ромашка:

Разгадала твой обман!
Посмотрите – вот дурман –
Ядовитая трава –
Разболится голова
От подарка твоего,
Забирай назад его!

Ох уж эта Травяная Ведьма! Так и норовит сделать гадость: то порошок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Травяная Ведьма: Я одумалась, ребята. Лучше вместе в лес пойдём. Соберём шалфей и мяту. Нежных ландышей нарвём. Дома их поставим в воду.

Ромашка:

Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов,-
В книгу красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку:
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.

Лесовичок: Вот, Колобок, мы с тобой и вышли на полянку. Но что это?

Полянка: Была я красивая, была я пригожая

Стала сама на себя не похожая!

Травку ребята мне вытоптали, кусты повыломали.

Березку на дрова срубили, елочку – на подстилку.

Забросали меня пустыми банками, грязной бумагой, щепками, тряпками. Жалуюсь тебе, лесовичок. Была я лесной полянкой, стала лесной помойкой.

Колобок: Ой, я, кажется, поранил ногу.

Лесовичок: Давай зайдём в лесную лечебницу и приложим тебе след белого человека.

Колобок: А что это такое? Ребята, вы знаете?

Лесовичок: А я сейчас расскажу одну легенду. Когда белые люди заселяли Америку, то на подошвах своей обуви занесли семена подорожника. И “заселилось” это растение вдоль дорог, а индейцы, увидев его, говорили – это след белого человека, а позже все узнали его полезные свойства. Сейчас мы приложим тебе лист подорожника и остановим кровотечение.

Кто поранил пятки?
Подходи, ребятки!
Подорожник выручит!
Подорожник вылечит!
У него листок –
Доктор с ноготок!

Белочка (выбегает): Лесовичок, у меня живот разболелся, решила первых сморчков отведать. Помоги мне.

Лесовичок: Вот тебе лекарство: пижма, тысячелистник, ольха, подорожник.

Заяц: Ой, убегал я от лисы, сердечко выпрыгивает. Скорей помогите.

Лесовичок: И для тебя есть лекарство: боярышник, валерьянка, пустырник.

Сорока: Помогите, спасите! Совсем голос пропал, пока в лесу летала, новости разносила, голос потеряла!

Лесовичок: А тебе, Сорока, поможет шалфей.

Колобок: Лесовичок, спасибо тебе, я даже не чувствую своей раны.

Лесовичок: Спасибо надо говорить не мне, а матушке – земле. Это она растит для нас зелёную аптеку. Знакомьтесь с этими растениями по книге Е.И. Курочкина “Лекарственные растения среднего Поволжья”.

Вручает книгу о лекарственных растениях.

Пошли Колобок, дальше проверять лесные владения.

Муравей:

Все тащу, тащу я ношу
Тяжела она, но я не брошу.
Я себе построю дом
Буду жить прекрасно в нем.
До чего ж соломинка большая,
Запыхался я, её таская!

Лесовичок: Может, вместе ношу потаскаем, а потом немножко поиграем?

Муравей:

Никому соломинку не дам,
Дотащу её до дому сам
А играть мне с вами некогда теперь,
Я спешу построить в доме дверь.

Колобок: Вот упрямый труженик.

Лесовичок: Муравьи – самые трудолюбивые жители леса. В доме, построенном их силами, живут до 25 тысяч муравьёв. Муравьи-то бывают разные по величине: от 1 мм до 6 см, а на Земле живет до 10 тысяч видов муравьев. Жители одного муравейника уничтожают от 5 до 8 млн. вредных насекомых. А, например, один древесный муравей может доставить за лето в муравейник 5 литров сладкого молока от тли. Муравейник – это дружная семья, где у каждого свои обязанности. В ней есть разные муравьи – строители, рабочие, воины и даже царица.

Колобок: Интересно, а книжка о муравьях есть у тебя, лесовичок?

Лесовичок: Конечно. Вот книга Бианки “Как муравьишка домой спешил”. Пойдем дальше знакомиться с лесными жителями.

Сценка “Лиса и Ёж”.

Лиса: Всем ты Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Ёж: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Лиса: Да не то чтоб некрасивый….

Ёж: Может, я с колючками неуклюжий…

Лиса: Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный. А я вот тебя в лужу сейчас столкну, и ты станешь съедобным!

Ёж: Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, Лиса, подавно уйду.

Колобок: Кто это мою песенку поёт? Значит, колобки и в лесу живут?

Лесовичок: Это лесной ёжик по тропинке бежит, всех мышей, змей пугает, осиные гнёзда разоряет.

Колобок: Так он вред приносит лесу?

Лесовичок: Да, вред от ежа есть, но и польза большая. А какая – узнаешь из книжек Скребицкого “Пушок”, Е.Носов “Хитрюга”, рассказы русских писателей “Где ёжик”.

Колобок, я слышу, деревья плачут! Поспешим туда! (Подходят к деревьям)

Березонька, что с тобой?

Береза: Полвека прожила я на свете и все думала, что я берёза, но прошлой весной подошёл ко мне турист и на боку у меня вырезал “Ваня”. Летом дачник подошёл и вырезал “Лёня”. Осенью грибник присел отдохнуть в тени и вырезал на коре “Миша”, а сегодня за соком берёзовым пришёл мальчик, вытащил огромный ножище и вырезал “Эдуард”. Так что же я, наконец, берёза или Эдуард? И почему все кому не лень тычут в меня ножами?

Колобок: А я и не знал, что на свете есть такие жестокие люди.

Лесовичок: Ребята, а вы так не поступаете? Ой, рябина – рябинушка, что взгрустнула ты?

Рябина: Была я тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки как липку, разделали под орех. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток – хоть в костёр головой. Хоть бы ты, дуб, меня защитил.

Дуб: Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой, что краше в дровяной сарай кладут. Всю-то осень с меня желуди сшибали. Камнями да палками по голове колотили, всю душу вытрясли. Был я дубом, стал дубиной ….

Лесовичок: Бедные вы мои деревья. Ведь деревья – это наша жизнь, и какую огромную пользу они нам приносят? Ребята, а вы об этом знаете?

Дети: Да!

Лесовичок: Ну, что, Колобок, пора нам заглянуть в избушку, передохнуть, лесного чая попить. Кто это там стучит, входите!

Деревья: Мы, молодые дубки, липки, клёны, ёлочки, жалуемся на людей! Они топчут нас, ломают, портят. Для них шуточки, а мы на всю жизнь калеки. Просим понимания и защиты.

Колобок: Какая беда! А мне в лесу так нравится, здесь прохладно, свежо, красиво.

Цветы: Обрадовались мы солнцу, зацвели на свою голову. Кто пройдёт – букет наломает. Стоим ободранные – сами себе противны, а зацвели, думали, сами радоваться будем и других радовать. А сейчас – ни себе, ни другим. Ветер, ветер, разнеси по земле наши печали!

Грибы: Что хотите с нами делайте: на куски режьте, жарьте, варите, даже маринуйте. Но только не выдирайте с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку, не портите нашу грибницу! А не послушаетесь, так и вообще расти перестанем!

Сорока: А птицы жалуются на коллекционеров, да не на тех, кто собирает жуков, бабочек, а на тех, кто коллекционирует птичьи яйца. Сколько из-за этого погибает в лесу гнезд, а ведь каждое яйцо – это будущая птица.

Лесовичок: Всё так изранено в лесу, как после войны. Здесь уцелевших не найти ни ели, ни сосны. Берёзу ножиком пырнул какой-то живоглот. Мне, кажется, из-под коры моя слеза течёт. От этой чёрствости людской болит душа моя. Под искалеченным дубком не ветер стонет – я. Вот муравейник подожжен кощунственной рукой… мне кажется, горит не он, а дом пылает мой! Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды. Хмельного ухарства следы, беспечности следы. Ушли, увидев красоту, смутив лесной уют, не услыхав, что за спиной все листья слёзы льют.

Книга плачет: Ой-ой-ой!

Колобок: Вот никогда не видел, чтобы книги ходили. Ну, а ты на что жалуешься?

Книга: Жалуюсь на то, что про меня совсем забыли, а ведь я ваша родственница, ваша землячка. И родилась я из деревьев дальневосточной тайги, и рассказываю о природе нашего края, и написал меня великий путешественник Арсеньев.

Лесовичок: Напрасно ты волнуешься, книга. Встрече с тобой мы рады, а тебе Колобок я подарю книги “Зелёный шум” о жизни леса Самарского края.

Книга:

Я люблю побродить по зелёной стране.
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюпризы горазд молчаливый народ
И за то, что отдаст, ничего не берёт.
В той стране – благодать, удивительный свет.

Вот бы нам разгадать, в чём тут главный секрет.
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь,
И с зелёной страной навсегда подружись.

(Звучит музыка)

Карнавал цветов

Дюймовочка:

В небе радуга-дуга
Опустилась на луга,
В поле солнышко играет,
Оживилось всё кругом,
И цветы в росе сияют
Тихим ласковым огнём.
Растут цветы на воле
Красивее их нет.
Я вышла рано в поле
Собрать большой букет.

Ромашка:

Я, белая ромашка,
В середине желтый цвет,
Возьми меня с собою,
Украшу твой букет.

Колокольчик:

Лиловый колокольчик,
Расту в тени лесной
Я в просеке сосновой
Киваю головой.

Мак:

Я, красный мак
Как алый флаг.
Меня не взять
Нельзя никак.

Гвоздика:

Резвится в поле тихом
Цветочный карнавал.
Я, пестрая гвоздика,
Я к вам хочу на бал.

Василёк:

Как чиста в колхозе рожь,
Нас там больше не найдёшь.
Прибежали дружно в сад,
Чтоб обрадовать ребят.
Мы красивы и легки,
Василёчки, васильки,
Голубые мотыльки
В хоровод и нас впусти.

Анютины глазки:

Мы в солнечной сказке,
Как бабочек стая.
Анютины глазки
Нас все называют.

Лилия:

Душистой лилии цветок
Сияет белизной,
И в брызгах радужных огня
Ему не страшен зной.

Нарцисс:

Потеплел весенний воздух,
Снова слышен крик грачей,
И нарциссы распустились
В свете солнечных лучей.

Роза:

За тонкий запах лёгких лепестков,
Зовут меня царицею цветов,
Шипами всех колоть готова,
Ведь нет на свете розы без шипов.

Все цветы (хором):

Собрались мы и весело
Заводим хоровод,
Поём мы хором песенку,
Поляна вся цветёт.

Дюймовочка:

Цветут и распускаются
От теплоты лучей
Цветы Отчизны радостной,
Цветы страны моей.

Все цветы (хором):

Пускай нас греет солнышко,
Ласкает тишина,
Цвети ещё прекраснее,
Любимая страна.

Танец цветов.

Лесовичок: Вот и подошло к концу наше путешествие, Колобок. Загляни в корзину, много ли ты набрал лесных историй?

Колобок: Да, тяжела моя корзиночка. Пойду-ка я к бабушке и дедушке, прочитаю все эти книги и стану таким же умным, как ты, лесовичок.

Лесовичок: А вам, ребята, я советую разобрать этот муравейник из книг, прочитать их и узнать много нового и интересного для себя.

Звучит музыка. Слово библиотекарю. Библиотекарь знакомит с книжной выставкой.

Подведение итога урока.

- С какими экологическими проблемами встретились герои сказки?

- Что нужно сделать, чтобы избежать экологических проблем на Земле?

- Перечислите книги, в которых можно прочитать об экологических проблемах. Какие книги вам советовали прочитать Лесовичок и библиотекарь?

- Какое домашнее задание вы сами себе зададите? (прочитать одну книгу и подготовить рассказ об экологической проблеме по прочитанной книге)

Учитель всех благодарит за работу на уроке.