Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Разделы: Русский язык


Цель урока: подготовить учащихся к написанию части С на ЕГЭ.

Задачи:

  • познакомить с ещё одним вариантом возможного текста для ЕГЭ;
  • продолжить совершенствование умений и навыков по определению темы, идеи,
  • роли изобразительных средств в тексте;
  • попытаться выработать своё отношение к проблеме, поднятой Ю.Олешей.
  • завершить исследовательскую работу по тексту написанием сочинения-рассуждения (отзыва, эссе).

Оборудование: лингвистические словари, ноутбук, проектор, интерактивная доска, распечатанный текст Ю.Олеши, выставка любимых книг учащихся, плакаты с цитатами:

  • «Книги – это корабли мысли. Они странствуют по волнам времени и бережно несут свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф.Бэкон (английский философ)
  • «Интеллигентному человеку достаточно библиотеки в сто книг, но… эти сто книг нужно отбирать всю жизнь… А.Блок.
  • «По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам. Только такая книга влияет на его поведение.» К.Чуковский

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Сообщение задач урока

2. Выразительное чтение текста Ю.Олеши

(1)Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг.
(2)Но где же раздобыть такую? (З)Пожалуй, нужно заказать столяру. (4)Но я ограничиваюсь только мечтой, как будто трудно и в самом деле позвать столя­ра, потолковать с ним, описать ему, что я именно имею в виду. (5)Увы, всё же не зову, и мечта почему-то остается неисполненной.
(б)Может быть, не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? (7)Наверно, теперь её продают. (8)Помню эти золотые с тиснёным ри­сунком листы, которые так украшали детство. (9)Для чего они продавались? (Ю)Кажется, они применялись при изготовлении ёлочных игрушек. (11)Лист был величиной с нормальный лист писчей бумаги, обратная сторона которого, в данном случае хочется сказать подкладка, была белая и какая-то странная, чуть-чуть пушистая. (12)На ней был тиснёный рисунок с цветами.
(13)Может быть, я не могу осуществить свою мечту потому, что не так легко золотой полке стать реальностью. (14)Всё же это золотая полка, а на ней долж­ны стоять золотые книги, которые трудно собрать.
(15)Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в тече­ние жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. (16)Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатле­ние да ещё читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подроб­ностях. (17)Нет, этого не происходит. (18)Разумеется, мы знаем, о чём в основ­ном идёт в этой книге речь, но как раз подробности для нас неожиданны, новы. (19)Безусловно, так. (20)3амечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени. (21)Каждый из нас в течение всей жизни соби­рает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь.

(По Ю. Олеше)

3. Беседа по тексту

– О чём этот текст? (О роли книг, художественной литературы в жизни человека..)
– Какие мини-темы можно вычленить? (Золотая полка для любимых книг. Замечательные книги и судьба авторов этих книг.)
– Исходя из всего сказанного о тематике текста, напишите начало вашей работы, сформулировав основную проблему: первый ряд в виде назывного предложения, второй – в виде вопросительного; третий – повествовательным предложением.

В это время на интерактивной доске проецируется

 Памятка 1.

Проблема — это сложная, зачастую конфликтная жиз­ненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это тот главный вопрос, ответ на кото­рый он пытается найти. Ответ может быть неоднознач­ным, так как основной элемент проблемы — противо­речие. Весь текст – исследование этого вопроса (про­блемы). Способы исследования зависят от авторской позиции, выбранного типа речи и стиля. Чтобы определить проблему, необходимо понять содер­жание текста и авторскую позицию.

(Любимые книги. Золотая полка для книг. Об их роли и значении размышляет Ю.Олеша. Где же раздобыть золотую полку? Какие книги должны на ней стоять? Об этом рассуждает Ю.Олеша. О роли книг, художественной литературы в жизни человека размышляет Ю.Олеша.)

– В чём убеждает нас Ю.Олеша?

В это время на интерактивной доске проецируется 

Памятка 2.

Комментарий — это вторичный текст, логизированная модель исходного произведения, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации. Формулируя проблему на первом этапе работы, вы ста­рались понять текст, взаимозависимость всех его час­тей. В комментарии результаты вашего исследования и нужно объяснить, но уже не себе, а тому, кто будет читать сочинение.
В работе могут помочь логические схемы первичных тек­стов. Создавая такую схему, важно помнить, что глав­ная мысль может развиваться разными способами.

(Золотая полка заводится исключительно для любимых книг. Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново. Удивительна судьба авторов золотых книг: они не ушли, не умерли, они вне времени. Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку. Книги помогают нам жить и лучше понимать жизнь.)

На интерактивной доске проецируется логическая схема текста

В каком из предложений текста сформулирована основная мысль текста?

1) 1                   2) 15                   3) 20               4) 21

В это время на интерактивной доске проецируется 

Памятка 3.

Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме. Важно помнить, что авторская позиция может выражаться прямо (чаще всего так и бывает в текстах научного, делевого и публицистического стилей), но может выражаться и в подтексте (обычно встречается в текстах художественного и публицистического стилей).
Для того чтобы отразить позицию автора, можно опираться на следующие конструкции:
Позиция автора такова…
Автор считает, что…
Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что…

Определите стиль и тип речи текста.

  • научный стиль; рассуждение с элементами повествования
  • публицистический стиль; рассуждение
  • разговорный стиль; рассуждение
  • художественный стиль; рассуждение и описание

В каком предложении слово ЗОЛОТОЙ употреблено в значении «цвета золота, блестяще-жёлтый»?

1) 1                        2) 6                       3) 13                            4) 21

4. Организация исследовательской работы

Задания по группам.

  • Определите признаки публицистического стиля в тексте.
  • Композиция рассуждения. Подтвердите теоретические положения примерами из данного текста.
  • Дайте определение понятий «эпитет», «метафора» и найдите примеры этих средств в тексте. Подумайте, зачем автор прибегает к разговорной лексике, какова её роль в тексте?
  • Подберите несколько цитат о роли и пользе книг в жизни человека.

5. Отчёт об исследовательской работе

(1)Цель публицистического стиля – внушение читателю или слушателю определённых взглядов. Ю.Олеша убеждает нас в том, что любимые книги помогают человеку жить. Он находит новый поворот в этой, казалось бы, избитой теме – теме чтения в жизни человека.
Использование слов в переносном значении (тоже признак публицистического стиля) способствует эмоциональному воздействию на читателя и пробуждению в нём интереса к обозначенной проблеме.

(2)Рассуждение строится по принципу «Тезис, доказательства, вывод». Тезисом, на наш взгляд, является первое предложение: «Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг». Далее следуют ироничные доказательства от противного. Может, заказать полку столяру? Может, оклеить её золотой бумагой? И наконец, вывод: «Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку».

(3)Эпитет – образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого определения художественной выразительностью, он передаёт отношение автора к изображаемому предмету. В данном тексте автор обыгрывает эпитет «золотая».
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В основе метафоры лежит сравнение, поэтому метафоры называют также скрытым сравнением.
Ю.Олеша говорит о необычности судьбы авторов «золотых книг»: «они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени». Метафора в этом предложении помогает вникнуть в понимание автором проблемы ценности труда писателя. Разговорные слова придают тексту живость и динамизм.

(4) Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех народов и времён…(Л.Н.Толстой)
Показывайте собранные вами сокровища, как бы скромны они ни были. Не стесняйтесь, хвастайтесь книгами. Это – единственное нужное и полезное хвастовство… Для этого только узнайте о своих книгах всё, что можно узнать…(Н.П.Смирнов-Сокольский, библиофил)

6. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

– Выскажите своё отношение к проблеме, поднятой Ю.Олешей. используйте при этом следующие фразы (проецируются на интерактивной доске):

– Нельзя не согласиться с автором в том, что…
– Вопросы, поднимаемые автором, очень актуальны, так как…
– Можно согласиться с автором в том, что…
– На первый взгляд, тема (проблема) кажется привычной (банальной, незначительной), но…

Слушание 2–3 ответов.

7. Новое прочтение текста и устный отзыв на  него.

Чтение текста учеником. Устный отзыв на него.

8. Задание на дом

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора, объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объём сочинения – не менее 150 слов.