Чередование гласных в корне, правописание приставок (зачет наизнанку)

Разделы: Русский язык


Цель: проверить знания, умения, навыки, полученные детыми при изучении данной темы; развивать навыки работы в группе, воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: “Зачёт наизнанку”.

Описание

За 3 дня до зачёта класс был поделён на 4 группы по 4 человека в каждой: самые сильные, сильные, средние, слабые. В каждой группе ребята сами выбрали капитана. Обязанность капитана заключалась в том, чтобы распределить полученные от меня вопросы по теории, которую они должны будут изложить своим “подопечным”. Также они получили упражнения, которые должны были выполнить самостоятельно, а затем выполнить их вместе со своим “учеником”.

За отведённые три дня ребята подготовились, и 3 марта на уроке русского языка начался зачёт. Это была сенсация – ученики учат учителей!

В кабинет русского языка, где всё было готово к зачёту, пришли учителя: Леонтьева О.В. (математик), Панова Г.И. (математик), Бережная Д.А. (логопед), Брылёва О.В. (информатик).

Я объявила тему зачёта, рассказала, как он будет проходить. Провела жеребьёвку среди учителей. Учителя-ученики сели за столы с доставшимися номерами в свои группы. На подготовку дала 20 минут.

1 группа. Чередование гласных О-А в корне слова. (Упр.590, 595, 599)
2 группа. Правописание приставок пре-, при-. (Упр. 693, 687, 701)
3 группа. Чередование гласных И-Е в корне слова. (Упр. 619, 627)
4 группа. Правописание приставок на з- (с-). (упр. 665, 993, 994)

Ребята-учителя сразу же активно начали объяснять свой материал своим подопечным, используя для этого таблицы, опорные схемы; затем для закрепления выполнили упражнения. Учителя-ученики оказалась очень дотошными: задавали разные вопросы, записывали всё к себе в тетрадь. Я со стороны наблюдала за группами, потихоньку подходила к ним и слушала объяснение.

Но вот время истекло, и наступил самый ответственный момент – зачёт. Учителя-ученицы получили карточки с заданиями (первый вопрос – теория, второй – практика, выполняется на доске, см Приложение). Ребята-учителя очень волновались за своих “учениц”, ведь сейчас они работали самостоятельно.

“Ученицы” подошли к доске и начали готовиться к ответу. Никто из них не попросил помощь команды. Затем стали отвечать. Все “ученицы” выполнили свои задания блестяще и получили “5”.

Следующий этап – подведение итогов – был ещё интереснее. Каждая из учительниц рассказала, каково ей было в роли ученицы, кто и как их готовил к зачёту. Все учителя поставили своим группам “пятёрки”, отметили, что все дети очень добросовестно подготовились к зачёту, имеют глубокие знания, качественно излагали материал. Никто из них не пожалел, что принял участие в таком мероприятии.

Слово взяли “учителя”. Буквально все они отметили, что очень интересно и хорошо учить, когда ученики такие способные. А затем все попросили проводить такие зачёты почаще.