Эколого-краеведческий праздник "Дружбе нет конца"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

- познакомить с особенностями национальной культуры русского, башкирского, чувашского и украинского народов;

- проверить знания детей о природных богатствах нашей Родины;

- развивать кругозор учащихся в области культуры народов Республики Башкортостан.

Задачи

Образовательная: закрепить и обобщить знания детей о республике: о растениях и животных Башкирии, о культуре народов, населяющих нашу республику.

Воспитательная: воспитывать уважение к культуре народов, проживающих на территории республики: языка и национальной традицией, музыки и декоративно-прикладного искусства.

Развивающая: развитие познавательного интереса, творческих способностей, образной памяти, музыкального слуха.

Этот праздник лучше всего проводить на параллель 4-х классов.

Оборудование:

  • Карта РБ
  • Плакат к 450-летию присоединения Башкортостана к России
  • Шарики воздушные по цветам флагов РФ, РБ
  • Звёздочки-баллы из фольги разных цветов – 52 шт.
  • Разовая посуда с надписями – 24 шт.
  • Напитки: чай, компот, кефир, квас, кумыс, кисель
  • Запись фонограммы со словами Лешего
  • Костюм Лешего
  • Шишки для Лешего
  • Костюм Бабы-Яги
  • Сундучок для Бабы-Яги
  • Грибы-мухоморы с вопросами
  • Пазлы с русским народными сказками – 4 шт.
  • Узоры для столов: башкирский, русский, чувашский, украинский
  • Костюмы для каждой команды:

башк. – мальчики – жилеты

девочки – платье, повязки с монетками

Русск. – мальчики – фуражки с цветами

девочки – сарафаны, косынки

Чув. – мальчики – рубахи

девочки – платье, наголовник

Укр. – мальчики – рубахи

девочки – жилеты, веночки из цветов

  • Очки с затемнёнными стёклами (картон)
  • Столы и стулья для каждой команды
  • Грамоты для каждой команды
  • Сладкие призы для приглашённых выступающих и для участников
  • Магнитофон
  • Разнос для напитков.

Оформление

  • на задней стене: плакат, по бокам шарики – справа: синий, белый, красный слева: белый, синий, зелёный
  • Наверху надпись: согласие, мир, дружба
  • Полукругом стоят столы с нац. орнаментами для команд
  • На боковой доске – карта РБ, вокруг фотографии природы Башкортостана
  • Рядом стол с напитками.

Ход утренника

1. Вступительная часть.

Дети входят под музыку песни “Большой хоровод”. Встают полукругом.

Ведущий: - Здравствуйте, ребята, гости, учителя! Сегодня у нас праздник. Откроем мы песней, которая объединяет детей всех народов “Шире круг”.

Исполняется песня. Потом под башкирскую музыку дети садятся. В центр сцены выходят чтецы – 6 человек.

Дружбе нет конца

О край любимый – мой Башкортостан!
История земли твоей писалась
Морями слёз и кровью горьких ран,
Той кровью, что в поля твои впиталась.

Башкир и русский – праведно и строго
В непоколебимой дружбе поклялись,
В одну судьбу, в единую дорогу,
В семью родную навсегда слились.

Превыше счастья нет для человека
В согласье жить, крепить покой и мир.
Уже четыре с половиной века
Идём мы вместе – русский и башкир.

С тех давних пор
Стоим мы, как два брата, -
с общею судьбой.
Рисковые джигиты Салавата
Шли за Россию
В справедливый бой.

Четыре с лишним века миновало
С тех пор, когда с окраинной земли
В престольную Москву послы Урала
С великой просьбой дружески пришли.

Александр Филиппов

Девочка читает стихи у карты Башкирии.

Девочка: -

Я у карты Родины стою,
Узнаю Башкирию свою.
Мне она напоминает руку,
А вернее, крепкую ладонь,
Искренне протянутую другу,
За друзей готовую в огонь.

Ведущий: – Действительно, в нашем Башкортостане живут дружные люди. Люди разных национальностей. И сегодня мы поближе познакомимся с культурой и особенностями некоторых из них: башкир и русских, украинцев и чувашей.

2. Представление команд.

Ведущий: – Приглашаем подойти к столикам участников викторины. Ребята должны дружно сказать название своей команды на том языке, народ которого они представляют, и исполнить песню или прочитать стихотворение.

1 команда – в башкирских костюмах – “Дуслык (дружба)” - стихотворение на башкирском языке

под мелодию курая.

2 команда – в русских костюмах – “Дружба” - песня.

3 команда – в чувашских костюмах – “Туслах” (дружба) – стихотворение на чув.яз.

4 команда – в украинских костюмах – “Веснянка” - песня “Веснянка”.

Ведущий: – А за свои успехи вы будете получать звёзды, которые приведут вас к победе.

Укрепить по 1 звезде на каждый стол.

3. Конкурсы.

Ведущий: - А вот и 1-ое задание “Знаете ли вы свою Родину?” Команды будут отвечать на вопросы. Вам нужно ответить на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете звезду.

Вопросы для 1команды.

  1. В какой республике вы живёте?
  2. Башкирский национальный герой.
  3. Самый большой город Башкортостана.
  4. Переведите на русский язык название башк. нац. блюда “Бишбармак” (5 пальцев).
  5. Самая большая река в Башкортостане.
  6. Как по-другому называется река Караидель? (Уфимка).

Вопросы для 2команды.

  1. Как называется наш город?
  2. Какие реки есть у нас в городе?
  3. Сладкое башкирское блюдо (чак-чак).
  4. Какие горы пролегают по территории Башкирии?
  5. Как переводится слово “Агидель”? (Белая)

6. Что изображено в середине флага Башкортостана? (цветок курая).

Вопросы для 3команды.

  1. Какие цвета присутствуют на флаге Башкортостана? (синий, белый, зелёный)
  2. Фамилия президента Республики Башкортостан.
  3. Чем богата Башкирия?
  4. Спали ли в давние времена башкиры на кроватях?
  5. Есть ли в башкирских орнаментах изображения зверей? (нет, только геометрические фигуры).
  6. Какую знаменательную дату отмечал башкирский народ в 2008 году? (450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России).

Вопросы для 4команды.

  1. Старинное жилище башкир.
  2. Какая птица изображена на гербе нашего города? (беркут).
  3. Национальный музыкальный инструмент (курай)
  4. Что означает слово “башкорт”? (голова волка).
  5. Известный народный писатель Башкирии. (Мустай Карим).
  6. Как называется главная песня республики или государства? (гимн).

Ведущий: - Для вас башкирские народные мелодии исполнит ансамбль кураистов ДТ под руководством Кузяшева.

Исполняются мелодии на курае.

Ведущий: - Продолжаем нашу игру. 2-ое задание – практическое. У меня на столе в бокалах находятся разные национальные напитки.

По одному представителю от команды будут пробовать каждый из напитков, а потом нужно произнести название. Всё это вы будете проделывать в волшебных очках.

1 бокал – чай

2 бокал – компот

3 бокал – кефир

4 бокал – квас

5 бокал – кумыс

6 бокал – кисель.

За правильное название команда получает звезду.

Дегустация напитков в очках с затемнёнными стёклами.

Ведущий: - А у нас в гостях жители деревни Простоквашино.

Звучит выступление артистов д/с №8, игра на ложках.

Ведущий: - Поблагодарим юных артистов за их прекрасное выступление.

Ведущий: - Переходим к 3-ему конкурсу “Тёмная лошадка”. Вы должны угадать о ком сейчас пойдёт речь. Внимание!

Звучит магнитофонная запись под звуки леса:

“ Я житель лесов. Очень люблю свой лесной дом. По утрам встречаю рассвет. Радуюсь каждому солнечному лучу. Днём играю с ветерком в сосновой роще. Иногда любуюсь игрой маленьких шустрых рыбок в прозрачных водах моих лесных и горных рек.

Люблю гулять по своим затаённым лесным тропам. Лакомиться лесными ягодами. А вечером любуюсь прощальным светом заходящего солнца.

И всё бы хорошо, если бы только люди берегли лес, не вырубали его зря, не разжигали бы костров, не сорили бы на моих полянах.

И вот из-за таких плохих людей мне приходится быть не очень добрым. Я встречаю непрошенных гостей в лесу и начинаю их щекотать своими длинными пальцами или завожу в глубь леса и делаю всё, чтобы эти люди заблудились.

В башкирских сказках меня называют – бисура,

В чувашских сказках меня называют – верман – шуйтан (лесной чёрт),

В украинских сказках меня зовут – лешак,

В русских сказках я зовусь – леший.

А как меня называют в татарских сказках? (шурале)”.

Появляется Шурале.

Шурале – Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Вот пришёл поиграть и узнать: любите ли вы природу, интересуетесь ли ею? Если нет, то я вас защекочу. Я буду задавать вам вопросы и не буду ждать, когда вы поднимите руку, буду всех спрашивать, кого захочу. Если не сможете ответить, я унесу вас в лес и превращу в пеньки. А чья команда больше понравится, то подарю эту шишку.

Вопросы: 1. Что такое заповедник?

2.Перечислите растения, которые занесены в “Красную книгу Республики Башкортостан” (венерин башмачок, водяной орех, пыльцеголовник, меч-трава обыкновенная).

3. Почему река Белая названа Белой?

4. Перечислите животных, которые занесены в “Красную книгу Республики Башкортостан” (олени, бобры, выхухоль, куница, выдра речная, барсук, сурок, лебедь, журавль, орёл, беркут, дрофа, глухарь, тетерев, стерлядь, осетр, белуга).

5. Какой заповедник расположен на территории Мелеузовского района? (“Башкирия”).

6. Какое водохранилище находится в этом же заповеднике? (Нугушское)

7. Назовите зимующих птиц в Башкирии.

8. Какие животные водятся в Башкирии?

9. Сколько месяцев длится зима в Башкортостане? (6).

10. Какая гора образовалась на месте праха дэва из сказки “Урал-батыр”? (Янгантау).

11. Какую пользу приносят пчёлы?

12. Мех, какого животного используется в башкирском национальном костюме? (лисы).

Шурале – Спасибо, ребята за ваши ответы. Оказывается, все вы очень умные, даже никого не пришлось щекотать. Засиделся я у вас в гостях. Пора бы мне в родной лес возвращаться. Когда придёте ко мне в гости, не забывайте, что лес живой, не причиняйте ему боли.

Леший уходит.

Ведущий: - Для вас звучит украинская народная песня “Иванку” в исполнении Швецовой Анастасии, ученицы 7а класса.

Звучит песня.

Ведущий: - Переходим к 4-ому заданию. Оно связано со сказками, легендами, преданиями.

Раздаётся шум, влетает Баба-яга.

Баба-яга: - Какие ещё сказки? Про сказки я лучше всех всё знаю.

Ведущий: - Наши дети тоже знают сказки. И не только русские народные, но и сказки других народов и любят эти сказки.

Б.-Я. – Не знают.

Ведущий: - Знают.

Б.-Я. – А это мы сейчас проверим и той команде, которая ответит правильно на мой вопрос, дам грибочек.

Вопросы от Бабы-яги:

  1. Как звали брата Урал-батыра, который превратился в медведя? (Шульген).
  2. Какие слова надо сказать избушке, чтобы она повернулась передом?
  3. Как зовут мальчика, вылепленного из теста? (Камыр-батыр).
  4. В какой сказке у хана на голове был рог? (Легенда о курае).
  5. Где находится Кащеева смерть?
  6. Сколько голов было у дэвов, с которыми сражался Урал-батыр? (9 и 12).
  7. Какого зверя убил Салават в 12 лет? (медведя).
  8. Какой птице помог жаворонок из сказки “Жаворонок” Али Карная? (ласточке).
  9. Самые маленькие герои сказок (Бебеле, мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, гномики).
  10. Самые большие герои сказок (Гулливер, великан, Урал-батыр).
  11. Имя девушки-сироты, которую пожалела и взяла к себе Луна. (Зухра).
  12. Назовите фамилию знаменитого русского художника, который родился в Уфе. (Нестеров).

Б.-я. – Вижу, знают дети сказки. Да что-то я устала. Всё умственная, да умственная работа. Сяду-ка я на пенёк, достану свой сундучок. Мой сундучок с секретом. В нём пазлы со сказками. Попробуйте собрать их, а я пока посижу, отдохну.

Ведущий: - Пока дети собирают пазлы, воспитанники чувашского центра имени Яковлева исполнят чувашский народный танец с колокольчиками “Тюнки - тюнки”.

Дети работают, исполнение танца.

Б.-Я. определяет, кто закончил первым, вторым и т.д., прощается и уходит.

Ведущий: - Итак, ребята, наша игра подошла к концу. Сегодня вы ближе познакомились с особенностями национальной культуры некоторых народов, населяющих нашу республику.

Вы увидели костюмы, попробовали национальные напитки, прослушали и исполнили музыку этих народов.

Вы показали, что знаете и любите свою Родину, а любить Родину – это значит беречь и охранять её природные богатства и особенности каждой национальной культуры, проживающей в Республике Башкортостан.

Ведущий: - Подведём итоги нашей игры.

Подсчёт звёзд. Вручение грамот и сладких призов. Прощание со зрителями и гостями.