Экскурсия на родник "Аксакал"

Разделы: География


Объяснительная записка

Большое место во внеурочной работе по географии занимают экскурсии. Экскурсия – это организованное, коллективное посещение природных, промышленных объектов с целью изучения и сбора краеведческого материала. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение: они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся.
На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Каждую экскурсию руководитель заранее готовит. Предварительно ему необходимо самому побывать на месте экскурсии; найти наиболее интересные объекты; продумать характер самостоятельных наблюдений; наметить основные вопросы для итоговой беседы. Должны быть подготовлены к экскурсии и учащиеся.
Учитель знакомит детей с задачами и целью экскурсии, ставит перед ними вопросы, которые они должны будут решать на экскурсии, распределяет задания для наблюдений и сбора материала.
Успех экскурсии во многом зависит от её организации. Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть, узнать.

Экскурсия на родник «Аксакал».

Цели экскурсии:

  • Знакомство с родником «Аксакал».
  • Описание родника по плану.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: универсальная индикаторная бумага, цветная шкала рН, термометр, пробы воды, мерный цилиндр, секундомер, мерная лента, шарик.

   I этап. Подготовка к экскурсии. Обсуждение плана работы.

  1. Географическое положение.
  2. Место нахождения родника.
  3. Вид угодий.
  4. Характер прилегающего рельефа.
  5. Размер и конфигурация родника (диаметр, глубина).
  6. Характер почв.
  7. Характер истечения.
  8. Дебит родника.
  9. Общая характеристика воды (содержание ионов водорода в воде, мутность, цвет воды, запах, прозрачность).
  10. Состояние родника.
  11. Куда впадает
  12. Расстояние до ближайшего водоёма.
  13. «Дерево решений» (Как улучшить экологическое состояние родника?).
  14. Творческая страничка.

II  этап. Проведение экскурсии.

III этап. Оформление собранных материалов. Составление паспорта родника.

Паспорт родника «Аксакал».

  1. Географическое положение – РТ, г. Чистополь.
  2. Место нахождения родника – район кирпичного завода, на дне оврага.
  3. Вид угодий – склоны оврага с травянистой растительностью.
  4. Характер прилегающего рельефа – овраг.
  5. Размер и конфигурация родника: диаметр – 55 см, глубина – 1,09 м.
  6. Характер почв – суглинок.
  7. Характер истечения – напорный.
  8. Дебит родника (скорость вытекания) – 0,29 м/сек.
  9. Общая характеристика родника – вода прозрачная, бесцветная, без запаха, мутность воды = 1 мг/литр, рН = 7,0 (среда нейтральная), температура воды +6оС.
  10. Состояние родника – в полуразрушенном состоянии, сохранилась металлическая труба, беседка, лестница.
  11. Куда впадает – в р. Берняжка.
  12. Расстояние до ближайшего водоёма – около 100 м.
  13. «Дерево решений» (прилагается).
  14. Творческая страничка (прилагается).

«Дерево решений»

Как улучшить экологическое состояние родника?

а)  Ликвидация источника загрязнения:

– запрет выпаса скота в водоохранной зоне,
– установка мусорных баков, своевременный вывоз отходов.

б)  Ликвидация последствий загрязнения:

– привлечение внимания администрации г.Чистополя,
– собственное участие в решении проблемы:
– сбор и распространение экологической информации,
– проведение экологического мониторинга,
– выступление в школьной газете,
– обращение к жителям микрорайона,
– изменение образа жизни,
– участие в природоохранных акциях:
– уборка территории,
– благоустройство склонов оврага.

Творческая страничка

Аксакал

Я смотрел, как блестит вода в роднике,
Слышал я – журчит она вдалеке.
Верилось мне – так будет всегда
Люди будут пить воду – это будет живая вода.

Я слышу рёв самолётов – слёзы в глазах.
В роднике гнилая вода – я почувствовал страх,
Слева в груди – сильная, жгучая боль,
Всё горит, всё кипит, пылает огонь.

Подумай – зачем рядом горькие травы,
Зачем «Аксакал» превратили в канаву…
Неужели хотят умереть от отравы?..

И.Тишин, ученик 9 «А» класса