Авторская программа элективного курса по литературе "Литературное исследование"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Элективный курс “Литературное исследование” базируется на концепции предпрофильного обучения, расширяет возможности социализации учащихся. В основе исследования лежит жизненный и творческий путь величайшего художника слова А. С. Пушкина. Хочется обратить внимание, что ряд тем курса перекликается с темами базовой программы по литературе для среднего (полного) общего образования по изучению художественного мира А. П. Пушкина (“Детство”, “Лицей”, “Петербургский период”, “Южная ссылка”, “Михайловское”, “Болдино”, но при этом главным содержанием курса является углубленное изучение тематики, проблематики, формирование речевых, литературоведческих умений и навыков учащихся, которые позволят им эффективно изучать историю литературы и создадут условия для дальнейшего интеллектуального развития и успешной коммуникации.

Цели курса:

  • формирование читательской компетенции учащихся, потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщённых способов деятельности;
  • формирование интеллектуальной, познавательной, информационной, коммуникативной компетенции.

Задачи:

  • углубить теоретические знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
  • совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного произведения;
  • использовать технику группового обучения на занятии, организовав проектную деятельность;
  • организовать научно – исследовательскую деятельность учащихся, используя её различные формы, формировать практические навыки сбора и анализа информации, стимулирующие самостоятельную работу учащихся, закрепляющие опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, способствующие самоорганизации школьников;
  • интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в музыке, в киноверсии), найти общие точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой;
  • обеспечить дифференциацию учебной среды.

Исходя из задач преподавания курса “Литературное исследование”, программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

Интеллектуальные навыки:

Представлять результаты индивидуальной и групповой работы

Методы обучения:

Индивидуальное консультирование, собеседование

Оценка: презентация найденной информации

Практические навыки:

Находить самостоятельно информацию, организовывать исследование, делать лингво – смысловой анализ художественного произведения, пользоваться справочной литературой и литературоведческими материалами.

Методы обучения:

Дискуссия, творческая лаборатория, индивидуальные консультации.

Оценка: организация конкурса.

Навыки общего характера:

Общение в устной и письменной форме, взаимопонимание, толерантность, сотрудничество, умение позитивного восприятия мира.

Методы обучения:

Исследование, проект

Оценка: презентация разработанных материалов

Курс рассчитан на 17 академических часов, в основе курса лежит проектная технология, направленная на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность учащихся. Планирование строится по блочно-модульному принципу, в основе организации работы учащихся – технология обучения в сотрудничестве, опережающее обучение. Это способствует самоорганизации и самопрезентации учащихся, формирует у них интеллектуальную, коммуникативную, познавательную, информационную компетенции. Курс носит информационно– исследовательский характер по теме “Пушкин – “ начало всех начал” и ориентир в русской литературе”. В начале курса используется метод проблемного обучения, когда перед учащимися ставится основополагающий вопрос: Почему Н. В. Гоголь утверждал: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии”? Ученики формулируют гипотезы и в ходе самостоятельных исследований доказывают или опровергают их (размышления учащихся разноплановы, но главное, к чему пришли: творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, связанное с его судьбой, общественно – идеологической и литературной жизнью России первой трети 19 в. Пушкин не имеет двух биографий – биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь поэзия определяла его судьбу).

Курс состоит из трёх блоков (внутренняя дифференциация по уровням обученности: А, В, С):

Блок І (уровень А) – По страницам великой жизни.

Учащимся предлагаются 6 модулей (этапы жизни поэта), в ходе исследования создаются презентации.

Блок ІІ (уровень В) – Художественный мир А. С. Пушкина.

Учащимся предлагаются 5 модулей (основные темы в творчестве поэта), в ходе исследования создаются информационные бюллетени, буклеты.

Блок ІІІ (уровень С) – По пушкинским местам.

Учащимся предлагаются 4 модуля (музеи Пушкина, поэт в живописи, скульптуре, графике, видеофильм, литературная экскурсия), в ходе исследования создаются презентации, веб-сайт. Результаты исследования представляются на заключительном открытом занятии. Отмечаются лучшие работы.

Психологический аспект курса

1-й этап
Индукция.
Вводим участников в проблемную ситуацию, вызывая тем самым личностное отношения к предмету обсуждения, положительный эмоциональный настрой.

Самоконструкция. Предлагаем индивидуальное задание для определения слушателем своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.

2-й этап
Социоконструкция.
Групповое выполнение заданий. Работа в группах предполагает: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, выработку групповой позиции по изучаемой проблеме. В процессе поиска каждый участник вырабатывает и отстаивает свою позицию при общем решении учебной проблемы.

Социализация. Общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиций. Каждая группа объявляет и активно отстаивает выработанную сообща позицию перед всеми. Возникает дискуссия. Проявляется готовность к пересмотру своих суждений к изменению образа действий в свете убедительных аргументов.

Афиширование. Творческое оформление результатов групповой деятельности. Группа показывает все, на что способна при достижении изучаемой проблемы.
Разрыв. Внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому.

3-й этап
Рефлексия.
Результативность обучения многократно возрастает, если обучаемый осмысливает содержание собственной и коллективной деятельности. Рефлексия помогает понять суть метода, который привел слушателя к активной познавательной деятельности.
Поскольку любое занятие – это система, искусственно создаваемая преподавателем для достижения конкретной цели, то из набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.

Опыт проведения занятий в форме творческой мастерской показал, что при этом результативность обучения возрастает. Участие учеников в мастерской обеспечивает высокий уровень их мотивации к интеллектуальному саморазвитию.

Основные организационные формы освоения курса:

  • лекция;
  • практические занятия в рамках курсов;
  • круглый стол;
  • участие в поиске информации по творчеству А. С. Пушкина;
  • формулирование вопросов;
  • мастерская (презентация разработанных учениками проектов).

Информационно-исследовательский проект
“А.С. Пушкин – “начало всех начал” и ориентир в русской литературе”

Пушкин – наше всё: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…
Аполлон Григорьев

Проблема: Почему Н. В. Гоголь утверждал: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии”?

Основная гипотеза:
Творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, связанное с его судьбой, общественно – идеологической и литературной жизнью России первой трети 19 в. Пушкин не имеет двух биографий – биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь поэзия определяла его судьбу.

Темы исследований:

  • “Душа в заветной лире”
  • “Образ, бережно хранимый”
  • Глубина и разнообразие пушкинской лирики
  • “Из русского языка Пушкин сделал чудо”
  • “Высокие чувства души его”
  • “Души моей царицы”
  • По пушкинским местам

Проблемные вопросы:

  • Каково своеобразие пушкинской эпохи, в которой происходит становление поэта?
  • Какие основные темы и мотивы лирики Пушкина?
  • Каковы взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А. С. Пушкина?
  • В чём секрет очарованности Пушкина?

 Блочно-модульная форма организации работы над проектом

Название блока О чём? К чему готовит? Как?
Блок 1 О жизни поэта К восприятию жизни поэта Соотнося жизненный и творческий путь
Блок 2 О творчестве поэта К восприятию художественного мира поэта Соотнося жизненный и творческий путь
Блок 3 Восприятие творчества современниками и потомками поэта Передаёт атмосферу жизни художника слова Проводя экскурс по пушкинским местам

 Тематическое планирование курса

Блок 1
По страницам великой жизни
Модуль 1
Детство. Лицей (1799–1817)
Модуль 2
Петербургский период (1817–1820; 1831–1833)
Модуль 3
Южная ссылка (1820–1824)
Модуль 4
Михайловское (1824 )
Модуль 5
Болдино (1830)
Модуль 6
Последние годы жизни (1834–1837)
Блок 2
Художественный мир А. С. Пушкина
Модуль 1
Пушкин о назначении поэта и поэзии
Модуль 2
Философские мотивы в лирике
Модуль 3
Тема любви и дружбы
Модуль 4
Вечные темы и актуальные проблемы в лирике Пушкина
Модуль 5
Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А.С. Пушкина
Блок 3
По пушкинским местам
Модуль 1
Тропа к Пушкину
Модуль 2
“Души моей царицы”
Модуль 3
“Высокие чувства прекрасной души его”
Модуль 4
“Душа в заветной лире”

 Организация работы учащихся на курсе

Творческая мастерская учит ребят мыслить проблемно, аргументировать свой ответ; они учатся работать в группе, ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Изучаемый материал чётко структурирован и хорошо усваивается. А это создаёт ситуацию успеха и активизирует познавательную деятельность учащихся в рамках курса и на уроках литературы.

1-й этап

Развитие творческих способностей и интереса к предмету (по указанным темам) через зачётные исследовательские работы (индивидуальный маршрут), привязанные к реферату – исследованию на основе новейших научных достижений и статей (на базе использования компьютерных технологий).

2 часа (1 ч.– лекция, 1 ч.– поиск информации для создания веб-сайта)

2-й этап

Проведение литературного исследования (по указанным темам) на ПК и разработка собственных опорных конспектов – презентация совместных работ учителя – ученика (предварительный поиск в Internet)

12 часов

  • 2 ч.– поиск информации для создания презентаций; круглый стол – периодически;
  • 5 ч.– исследование;
  • 5 ч.– творческая мастерская

3-й этап

От практики – к обобщению и восстановлению познавательного интереса к предмету через постановку практических занятий и творческих работ. Защита исследовательских проектов.

3 часа (2ч.– систематизация материала; 1ч. – презентация проекта)

Результаты исследования

Презентации:

Родословная Пушкина
Детство и лицей
Петербургский период (20 гг.)
Михайловское
Болдино
“Души моей царицы”
“Высокие чувства прекрасной души его”
“Тропа к Пушкину”

Буклеты:

Путешествие по пушкинским местам
Мехалковское и современность

Публикация:

Лицейские годы
“Душа в заветной лире”
“Образ, бережно хранимый”
Глубина и разнообразие пушкинской лирики
“Из русского языка Пушкин сделал чудо”

Система оценивания как фактор самоопределения

В курсе использую как промежуточную, так и итоговую (накопительную) оценки (портфолио – “портфель достижений”), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению проекта, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты работы на курсе.

Использую разработанные мною критерии оценивания презентации (приложение 1) и критерии оценивания буклета (приложение 2).

Итоговая оценка достигается путём организации конкурса “Моя творческая лаборатория”, представлением результатов исследования учащихся и вручением сертификатов.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. Учебное пособие. СПб.,1995. – 324 с.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.– С.511.
  3. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя //Педагогика.– 1995.– №6 – С. 55-63.
  4. Татарченкова С.С. Урок для учителя. Учебно-методическое и практико-ориентированное пособие. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.– 129 с.
  5. Интернет-технологии – образованию. Учебное пособие под ред. Н.В. Васильева и Л.С. Лисицыной. СПб. Питер. 2003.– 464с.
  6. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску.//Частная школа,№1,1997.
  7. Окунев А. Как учить не уча. – СПб., Питер-Пресс,1996.