Эффективность управления допрофессиональной подготовкой и социально-трудовой адаптацией в условиях социализации детей-сирот в Алданском детском доме

Разделы: Социальная педагогика


Пояснительная записка

В Алданском детском доме воспитываются 250 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от двух месяцев до совершеннолетия с дальнейшим патронированием до 21 года. Осуществление преемственности и последовательности по социально-педагогическому сопровождению, воспитанию и развитию нашего ребёнка способствует эффективности и результативности работы в данном направлении.

Перед коллективом педагогов и специалистов стоит важнейшая цель воспитания, образования, развития и социализации детей таким образом, чтобы воспитанник, выйдя из стен детского дома, мог быть социально готовым к преодолению жизненных  трудностей, смог бы получить профессию, адекватную его способностям,   достойно и ответственно трудиться, приносил бы пользу и был востребован обществом.
Системная работа по допрофессиональной подготовке и социально-трудовой адаптации началась с 2006 года: разработали Программу развития, спроектировали шаги реализации, организовали Ресурсный центр и сетевую площадку взаимодействия. Разработали технологические карты комплексной допрофессиональной подготовки по четвертям и полугодиям, технологические карты социально- трудовой адаптации в каждой группе и семье на календарный год. Это наше «ноу-хау» в управлении.

Следующий немаловажный фактор – это изучение спроса и востребованности специальностей, получаемых нашими воспитанниками для пополнения кадров горнопромышленного производства Алданского района.
В данный период психологи, педагоги, социальные педагоги, учитывая проблемы, которые могут возникнуть при переходе в самостоятельную жизнь, осуществляют социально-развивающую деятельность в нескольких направлениях.

Прежде всего, это профориентация и подготовка к овладению выбранной профессией. Она включает комплекс мероприятий по профориентации с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, возможностей каждого воспитанника; налаживанию взаимодействия с учреждениями профессионального образования по подготовке выпускников детского дома к поступлению и дальнейшей адаптации.

Задачи допрофессиональной подготовки:

  • Подготовка воспитанников к жизненно важному выбору через актуализацию их потребностей;
  • информирование воспитанников и их воспитателей об условиях и особенностях допрофессиональной подготовки;
  • создание условий для получения воспитанниками минимального личного опыта в различных видах деятельности.

Основными направлениями  работы по допрофессиональной подготовке являются:

  • организация работы;
  • информационная работа;
  • психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение.

На организацию допрофессиональной подготовки в детском доме разрабатывается расписание занятий «Профориентация» в 1- 4 и 5 - 9 классах. Занятия ведут воспитатели групп и семей. Расписание утверждается директором детского дома.
По технологической карте, составляемой на 1 и 2 полугодия, предусматриваются следующие направления работы:

  • на специально организованные, краткосрочные занятия по выбору;
  • на информационную работу, а также на мероприятия профориентационного характера и               на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование учащихся;
  • на социально- трудовую деятельность воспитанников;
  • на экскурсионную работу;
  • на опытно – экспериментальную работу в 8 и 9 классах;
  • на посещение занятий в профессиональных учебных заведениях г.Алдан.

Организация работы по допрофессиональной подготовке.

Цель организации допрофессиональной подготовки – осуществление воспитанниками «пробы сил» в той или иной сфере человеческой деятельности.
Мы адаптировали систему проб Климова применительно к нашим условиям работы:

Ребёнок - человек

 Ребёнок - природа

 Ребёнок – знаковая система

Ребёнок - техника

Ребёнок – художественный образ

Юный
журналист;

Азбука продаж;

Мой салон красоты;

Салон швейных изделий «Домовёнок
Кузя»;

Туристический
бизнес

Школа юного
организатора
(детское самоуправление);

Опека малышей;

Уход за больными
детьми;

Книжкина больница;

Экскурсионная
работа по
детскому дому;

Сюжетно-
ролевые игры в 1-
4 классах, с детьми-
дошкольниками;

Центр правовой информации «Ты и закон»

Клуб законности и порядка «ГРАД»

Клуб краеведения
«Сардана»

Научные исследования через НОУ

Экологическая тропа здоровья

Сельскохозяйственный труд в детском доме

Экскурсии в заповедные места, походы по родному краю

Сплавы по реке Алдан

 

Компьютерная графика и дизайн
в Медиацентре

Работа с информацией

Видеостудия «Стриж»

Киновидеозал
в детском доме

Издательство газеты «Детский вестник»

Рекламная студия «Спектр»

Машинопись, черчение, копирование

Пресс-центр

Деревообработка

Металлообработка

Современная
отделка и ремонт помещений в группах и семьях;

Транспорт;

Индустрия общественного питания;

Ознакомление и использование бытовой техники в условиях проживания в группе, семье.

Современное направление в дизайне

Художественный класс
 Рекламная студия «Спектр»
Школа искусств: флейта, канадская дудочка, духовые инструменты, балалайка, аккордеон;
Кружок «Умелочка»;
Вокальная студия «Конфетти»
Хоровая студия «Родники»

Театр-студия «Дельфины»

 

Экономическая игра-марафон «Банк активных действий»

Детское самоуправление в детском доме

Заключительный этап в виде праздника «Фестиваль профессий»

Каждый ребёнок проявляет себя в тех или иных пробах по Климову, посещая кружки и  клубы по дополнительному образованию, который может свободно перемещаться из одного вида деятельности в другой.  

Направления социально-трудовой адаптации детей-сирот в Алданском детском доме

Социально – трудовая подготовка детей-сирот является ядром адаптационного процесса.

Понятие «социально-трудовая адаптация» (В.В. Коркунов, 1991) определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями. Выстраивая систему социально- трудовой адаптации в детском доме мы опираемся на схему Селевко Г.К. «Инфраструктура метатехнологии трудового, политехнического, технологического и специального профессионального образования».

 Дошкольный возраст:

Домашний труд:

- самообслуживающий труд;
- элементарные трудовые действия;
- уроки домашнего труда.

Начальное звено 1-4 классы:

Освоение ручных трудовых операций:

- самообслуживание;                                                                   
- общественно-полезный труд: формирование навыков коллективной трудовой  деятельности;
-  уроки домашнего труда: формирование потребности трудиться;
-  учебный труд: отработка навыков и умений учебного поведения.

Социально-трудовая адаптация:

«Ребенок-природа» - навыки работы с землей, растениями, животными. Домашние животные и птица;
«Ребенок-техника»  - навыки работы с домашней бытовой техникой: пылесос, холодильник, электроплита, утюг, стиральная машина, телевизор,  фотоаппарат, музыкальный центр;
«Ребенок-знак» навыки работы с компьютером;
«Ребенок-художественный образ» различные виды художественно-творческой  деятельности (музыка, живопись, в том числе народные промыслы, сценическое искусство, литература).

Профессиональное просвещение: ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.

Среднее звено 5-9 классы:

Трудовое воспитание:

- общественно – полезный труд: формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться;
- самообслуживающий труд в группах и семьях детского дома: развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;
-  домашний труд в группах и семьях;
-  гигиена труда;
- организация дежурства по детскому дому (графики дежурства и объекты).

Предпрофильная подготовка в 7-9 классах школы – гимназии;

-  учебный труд, система домашних заданий.

Профориентация, допрофессиональная подготовка:

«Ребенок-природа» - живой уголок, экскурсии, походы по родному краю, лесные десанты по очистке территории леса, геологические тропы,  сплавы по реке;
«Ребенок-техника» - видеотехника, компьютерная  техника, видеодвойка;
«Ребенок-знак» черчение, копирование, рекламная студия, выпуск стенной печати «Детский вестник»;
«Ребенок - художественный образ»  участие в творческих коллективах песни, танца, живописи;
участие в художественно-прикладном искусстве, сценическом творчестве, литературе.

Предварительная профессиональная диагностика: выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей,  профессиональных намерений).

Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения школьника.

Социально-трудовая адаптация:

  • шитье и ремонт одежды в салоне «Домовёнок Кузя»;
  • рекламная студия «Спектр»;
  • Мультимедиацентр  допрофессиональной подготовки «Стриж»;

Профессиональные пробы в 1-11 классах:

«Человек-человек» - участие в школьном самоуправлении, помощь учителю, воспитателю, опека младших, уход за больными детьми в группах и семьях, помощь  медработникам в Медико-корригирующем центре, школьной библиотеке, экскурсионная работа, дежурство в группах, семьях детского дома.
Детская биржа труда. Основы экономического воспитания «Берегиня» в детском доме.

Взаимодействие с предприятиями, организациями, учреждениями

Организации города:  

Центр труда и занятости;
Историко-краеведческий музей;

Предприятия города: ЦРБ, АПАП-пассажирские перевозки, котельные ЖКХ, «Алдангеология», ЖДЯ,  типография, поликлиника, столовая «Кёмё», фирма продуктов питания «Демис», мебельная фабрика,  лесоперерабатывающее предприятие «ЧП   Сафронов», ветлечебница.

Образовательные учреждения: Алданский политехнический техникум; Профтехучилище №24; Медучилище.
Свыше 30 экскурсий с воспитанниками 1- 9 классов организовано в образовательные учреждения, предприятия, организации города и района в первом полугодии и 20 во втором полугодии.            

Подготовка воспитанников детского дома к профессиональной деятельности

Основные направления профессионального направления при непрерывном образовании.

  • Профессиональная консультация;
  • Медико-психолого-педагогическая диагностика;

Поддержка и коррекция профессионального самоопределения;
Профессиональная информация и просвещение;

  • Развитие интересов, склонностей и способностей (детские, ролевые, сюжетные, организационно-деятельностные игры профориентационного содержания, практико - и личностно ориентированные кружки, факультативы, спецкурсы; художественно-эстетические школы и студии, профессиональные пробы);
  • Профессиональный отбор, трудовая, допрофессиональная и начальная подготовка;
  • Социально-профессиональная адаптация в трудовых коллективах государственных и  частных предприятий, ПТУ, колледже, институте.

Эффективность этого процесса достигается, когда он предусматривает поэтапный деятельностный характер и осуществляется в системе непрерывного образования как важнейшее средство социальной защиты воспитанников Алданского детского дома.
Ольга Анатольевна является консультантом Ресурсного центра. В ее лице мы нашли активного помощника в использовании библиотеки как информационно-развивающего отдела Ресурсного центра по выбору профессии.
На базе библиотеки детского дома проводятся занятия по выбору профессии с детьми 1-4 и 5-9 классов, встречи с интересными людьми разных профессий. Мы имеем достаточную методическую базу и  материалы по допрофессиональной подготовке в виде тематических папок «В мире профессий или Как правильно выбрать будущее дело по душе». Эпиграф «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет. К.Д.Ушинский» предваряет содержание папок. Представлен аннотированный указатель книг по профориентации. Имеется подборка из 13 книг, в том числе: «Мир профессий: Человек-природа», «Мир профессий: Человек-техника», «Мир профессий: Человек - художественный образ». Далее следует аннотированный указатель статей по профориентации из 27 источников. Имеются  7 сайтов по профориентации. Интерес для изучения и привлечения к нашей работе представляет статья И. Загашева «Формы и методы профориентационной работы в школьной  библиотеке».

Новизна и новшества, введенные в ходе реализации
Программы по допрофессиональной подготовке и социально-трудовой адаптации.

  1. Организация работы Ресурсного центра. Руководитель Струговец А.Н. стала активным организатором конкретных дел и мероприятий, расписанных в технологической Карте допрофессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации. Ток-шоу «На златом крыльце сидели», проведение вечернего видеозала «Под крышей дома твоего». Ею разработана новая экономическая игра «Банк активных действий - Берегиня» для организаторов детского самоуправления.
  2. Ресурсным центром организованы и проведены практико-ориентированные семинары и мероприятия в направлениях: трудовое воспитание; профессиональная консультация; социально-трудовая адаптация; интенсивное погружение в формирующий эксперимент с 9 классами; предварительная диагностика; портфолио достижений воспитанников.
  3. Появление на базе Медиацентра новых специальностей: машинопись, оператор видео и фотосъемок, фотограф, оператор ЭВМ, флэш-мультипликатор, компьютерный дизайнер, пользователь компьютерных учебных программ.
  4. Активно действует видео и фотостудия «Аистенок».
  5. Появился отдел журналистики в издательстве газеты «Детский вестник».
  6. Спортивно-оздоровительный центр «ЭДАС». Центр имеет крепкую материально-техническую базу и постоянно находится в поле зрения укрепления здоровья и ЗОЖ.
  7. Экономическая игра «Банк активных действий» - организатор проведения игры Лавренова Н.Н. Мы убедились в эффективности данной формы деятельности как ресурсной находки, связанной с организацией основ экономического воспитания среди воспитанников. 
  8. Школа юного организатора в детском самоуправлении. Проводится кропотливая и интересная работа во всех направлениях детского творчества и самовыражения, первые шаги в научной деятельности. Наблюдается взаимодействие со всеми развивающими  структурами детского дома. Ребенок детского дома получает престижное развитие, воспитание и образование.
  9. Активное сотрудничество с психологом Центра труда и занятости населения Буйницкой В.Э. Психолог провела тестирование по Голланду с целью профессионального самоопределения личности с 17 воспитанниками детского дома, учащимися 9-х классов. Работа по значимости ценная и качественная. Материалы тестирования помогли в сессионный период работы как с формирующей, так и контрольной группой. Психологом детского дома проведено тестирование по ДДО Климова в 6 группах и семьях, тестирование в группах «Звездная» и «Надежда» для проведения ОЭР в этих группах.
  10. Организация формирующего эксперимента ОЭР в смешанной группе из двух 9-х классов.
  11. Организация сессионного режима в экспериментальной группе 9-х классов. Наблюдаются интересные ситуации с воспитанниками в ходе погружения в сессионный режим, ведущие к размышлению о путях раскрытия внутренних резервов и возможностей воспитанников.
  12. Социально-трудовая адаптация во всех группах и семьях через участие в кружках, клубах и студиях дополнительного образования в детском доме:
  13. шитье и ремонт одежды в салоне «Домовенок Кузя»;
  14. народные промыслы по линии кружка «Умелочка»;
  15. рекламная студия «Спектр»;
  16. Центр мультимедиа и допрофессиональной подготовки «Стриж»;
  17. Видеостудия «Аистенок»;
  18. Студия «Журналист»;
  19. Печатное издательство «Детский вестник»;
  20. Домоведение в группах и семьях детского дома по программе Худенко;
  21. Спортивно-оздоровительный центр «ЭДАС»

Результативность и эффективность работы
по допрофессиональной подготовке и социально-трудовой адаптации в условиях социализации детей-сирот  в детском доме.

  1. Защита ОЭР на республиканском уровне с присвоением статуса кандидата РЭП) с вручением Свидетельства МО РС (Я) от 17.04. 2008 г.
  2. Активизировалась работа Ресурсного центра детского дома.
  3. Активизировалось повышение квалификации путём дистанционного и заочного обучения педагогов и специалистов детского дома.
  4. Активизировалась работа Медиацентра по ознакомлению с новыми специальностями и технологиям обучения как детей, так и взрослых.
  5. Выпуск издательством  детского дома «Детский вестник» брошюр, буклетов с опытом работы педагогов, газеты «Детский вестник».
  6. Публикации в районных СМИ о проводимой работе.
  7. Фиксация новшеств и преобразований в связи с реализацией Программы по допрофессиональной подготовке и социально- трудовой адаптации.
  8. Появление новых  социально - развивающих технологий.
  9. Аналитические и мониторинговые исследования по допрофессиональной подготовке и социально- трудовой адаптации в условиях социализации воспитанников детского дома.
  10. Расширение и взаимодействие в рамках сотрудничества с организациями, предприятиями по трудоустройству выпускников детского дома.
  11. Проведены мониторинги улучшения показателей здоровья воспитанников и выпускников детского дома.
  12. Проведены мониторинги устройства выпускников детского дома по окончании 9, 11 классов в учебные заведения в районе, республике и РФ.
  13. Мониторинг  продуктивности по допрофессиональной подготовке и трудовому воспитанию.
  14. Создан Информационно-аналитический банк по допрофессиональной подготовке и
    социально-трудовой адаптации в условиях социализации воспитанников.

 

Публикации
 по допрофессиональной подготовке и социально-трудовой адаптации

  1. Брошюра «Фестиваль профессий». 2007 г.
  2. Брошюра «Дороги, которые мы выбираем. Профориентация воспитанников Алданского детского дома». 2007 г.
  3. Исследовательский материал воспитанника Алданского детского дома Хрона Вячеслава «Профессиональное самоопределение воспитанника в условиях Алданского детского дома». 2008 г. (Материал опубликован в Интернете ИД «Первое сентября» (г. Москва) в ходе Фестиваля творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио» в 2008 году)
  4. Брошюра с обобщением опыта работы воспитателя Котельниковой Т.Ю. «Практико-ориентированная деятельность в опытно-экспериментальной работе по допрофессиональной подготовке среди воспитанников 9 классов Алданского детского дома». 2008 г.
  5. Альбом по социально-трудовой готовности воспитанников детского дома «Всё умею делать». 2008 г.
  6. Оформлены папки в группах и семьях по темам: «Допрофессиональная подготовка в группе», «Социально-трудовая адаптация в группе». 2007-2008 гг.
  7.  Статьи и заметки в газете «Детский вестник» за 2007, 2008, 2009 гг.

Приложение 1

Приложение 2