Создание условий формирования словарного запаса и развития активной речи детей раннего возраста (2–3-х лет) в условиях логопедического пункта в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: «Создание условий формирования словарного запаса и развития активной речи детей раннего возраста 2 – 3 лет в условиях логопедического пункта в дошкольном учреждении»

Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год работы с детьми раннего возраста. Во временном и содержательном плане выделяется 3 периода работы
Все виды деятельности соответствуют определенной лексической теме.
Внедрение в работу с детьми раннего возраста 2 – 3 лет специальных коррекционно – развивающих занятий, упражнений, игр по развитию речевой активности приводит к повышению словарного запаса и развитию активной речи детей раннего возраста. Для повышения эффективности работы с детьми раннего возраста по развитию речи в детском саду, рекомендуется применять дополнительные средства обучения, уделять больше времени рассказыванию, рассматриванию обследуемой деятельности, заниматься продуктивными видами деятельности лепка, рисование, конструирование, аппликация, сопровождая активной речью. Эту работу можно проводить индивидуально, по подгруппам или фронтально. Это позволяет обогащать словарный запас детей, развивать их память, расширять представления детей об окружающем мире.

Основные принципы:

  1. Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.
  2. Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.
  3. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфика его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия. [1]

Задачи:

  1. Выявить причину речевого недоразвития, скоррегировать про­цессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребен­ка с речевой патологией.
  2. Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стиму­лирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мел­кой моторики, артикуляционной моторики);
б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительно­го и тактильного восприятия;
в) пропедевтика математических представлений: формирование сен­сорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса. [4]

Для выявления уровня речевого развития проводим обследование детей 2-3 летнего возраста по речевой карте. Приложение 1.

Разработанную нами систему логопедического коррекционно – развивающего воздействия мы представляем в системной схеме:

«Создание условий формирования словарного запаса и развития активной речи детей раннего возраста 2 – 3 лет».

Вся работа основана на программно – методическом обеспечении развития речевой активности, на личностно – ориентированном общении и примере грамотного поведения, что и является фундаментом всей коррекционно – развивающей работы.
Создание условий не может осуществиться без самообразования учителя – логопеда по данной теме и повышения педагогической грамотности родителей.

Задачи на 1-й период

  1. Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции.
  2. Накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы.
  3. Расширить предикативный словарь.
  4. Понимать грамматические формы речи, существительные множественного числа с окончанием Ы-И, вопросы косвенных падежей, вопросы «где?», «куда?», «откуда?»
  5. Понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД.
  6. Понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъ­ект + предикат + объект действия.
  7. Соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответству­ющим количеством предметов.
  8. Соотносить слова «большой», «маленький» с разме­ром предметов.
  9. Понимать слова, обозначающие геометрические тела: кубик, шар, кирпич, призма; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Задачи на 2-й период

  1. Дальнейшее развитие словаря существительных: узнавать пред­меты по их назначению (покажи то, чем ты будешь чистить зубы) или описанию (он круглый, резиновый, прыгает, катится).
  2. Активное усвоение предикативного словаря, понимание фраз, включающих инфинитив, повелительное наклонение глагола.
  3. Понимание обобщающих понятий (игрушки, овощи, одежда).
  4. Понимание грамматических форм: существительные множественного числа с окончаниями А-Я; глаголы множественного числа настоящего времени.
  5. Понимание предложных конструкций: с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, У, С, ПО, ИЗ.
  6. Понимание прилагательных длинный — короткий, прямая —кривая.
  7. Понимание слов, обозначающих геометрические тела: куб, кир­пичик, призма, цилиндр; геометрические фигуры: прямоугольник.
  8. Понимание числительных: один, два, три, половина, меньше, больше.
  9. Понимание фразы типа: субъект + предикат + объект действия.

Задачи на 3-й период

  1. Понимать и дифференцировать слова противоположного значе­ния: день — ночь, сними — надень, завяжи — развяжи, впереди — сзади, маленький — большой.
  2. Дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает—чистит, лежит — спит.
  3. Понимать глаголы прошедшего времени женского и мужского рода: вымыл — вымыла.
  4. Понимать наречия, выражающие пространственные отношения: внизу — вверху, далеко — близко.
  5. Понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (на­пример, «кто идет с собакой», «кто идет без собаки»).
  6. Дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы: умыл —умылся.
  7. Понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке. [4]

Развитие импрессивной речи.

Работа по развитию импрессивной речи ведется в соответствии с лексическими темами Приложение 2., которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам программы:

ОКТЯБРЬ: овощи, фрукты.
НОЯБРЬ: игрушки, одежда.
ДЕКАБРЬ: дом, человек.
ЯНВАРЬ: домашние животные.
ФЕВРАЛЬ: зима, зимние забавы; домашние птицы.
МАРТ: дикие животные.
АПРЕЛЬ: птицы, насекомые.
МАЙ: цветы.

Основное средство развития импрессивной речи — называние пред­метов, явлений окружающего мира, их изображений. При введении слова в пассивный словарь малыша желательно, чтобы ребенок обсле­довал предмет, обозначаемый вводимым в словарь словом, используя все 5 органов чувств, вступив во взаимодействие с этим предметом.
Предлагаем примерный тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста Приложение 3. Этот словарь поможет ориентироваться в подборе детской художественной литературы и игр для занятий с ребенком. [5]

Развитие экспрессивной речи.

Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:

  1. Звуки и звукоподражания; слова с вызванным звуком. Для усвоения этого материала используется альбом по звукопроизношению.
  2. Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки и слияния в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями.
  3. Формирование элементарной фразы из 2-3-х слогов, содержащих вызванный звук.
  4. Формирование доступных грамматических категорий на материале новых слов.
  5. Договаривание слов в стихотворениях, потешках, рассказах. Приложение 4.[4], [5]

Фонетическая ритмика. Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопро­вождаемом движениями, является фонетическая ритмика. В формировании на­выков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.
Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры:

  1. ГГ: «АУ», «УА», «ИА»;
  2. СГ: «НА»;
  3. СГ-СГ: «МАМА», «МАНЯ»;
  4. СГ-СГ-СГ: «ПАНАМА».

Следующий этап работы — использование детьми форм появившихся слов: панама панамы.
Следует сразу включать появившиеся слова в элементарные предложения, предоставляя ребенку образец фразы:

  1. На, Маня.
  2. Мани нет!

С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах. [4]

Развитие общей моторики.

Коррекция речевых нарушений начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций. Приложение 5. [ 4] [3] [6]

Развитие мелкой моторики.

[4],[5] Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. Приложение 6.

Формирование навыков артикуляционной моторики.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка является сформированные навыки правильного звукопроизношения.
Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.
Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Приложение 7.[ 5]

Развитие слухового восприятия.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь, основное средство общения.Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научится напрягать слух, улавливать и различать звуки.
Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего это делать в игре.

Цель игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:

  1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.
  2. Игры со звучащими игрушками.
  3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
  4. Формирование фонематического восприятия.

Дети раннего возраста различают неречевые звуки:

- по способу воспроизведения;
- по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
- по их ритму;
- по силе звуковых раздражителей;
- по долготе звучания.

Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.
При работе с не говорящими детьми вначале используется слухозрительное восприятие, т.е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее переходим к нормальному произнесению слов. Приложение 8. [ 4], [2]

Развитие зрительного восприятия.

Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки, выделить объекты восприятия, установить связь между ними.

Основные задачи развития зрительного восприятия:

  1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («Парочки»).
  2. Развивать остроту зрения (например: «найти, где спрятался зайчик» - по торчащим ушкам).
  3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками.
  4. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.
  5. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.
  6. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «Кто в вагончике?»).
  7. Находить ошибки в рисунках с изображением животных. Приложение 9.[ 4], [2]

Формирование просодических компонентов речи.

Просодика – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Приложение 10. [4], [2]

Развитие речевого дыхания.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти уп­ражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно­произносимые звуки.
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох дол­жен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе. Приложение 11.[4], [5]

Работа с родителями.

Каждую тему рекомендуется прорабатывать от 1 до 3 недель в зависимости от скорости усвоения ее ребенком.
Для занятий необходимо завести общую тетрадь или альбом, куда взрослый вместе с ребенком будут вклеивать или рисовать картинки, соответствующие предметному словарю каждой темы. Картинки помогут ребенку накапливать активный и пассивный словарь, ведь у детей наглядно – образное мышление. Без наглядности усвоение данного материала будет иметь существенные трудности для ребенка, да и практически невозможно.
Особенно необходимо проводить такую работу с не говорящим ребенком, даже если он не может назвать наклеенные предметы. Пусть покажет их по вашей просьбе, а вы расскажите ему о них. Вы увидите, как эта тетрадь или альбом понравиться ребенку, как он многократно ведет перелистывать ее, а впоследствии и называть все то, что изображено на картинках.
А результат занятий по тетради – развитие речи вашего ребенка. Приложение 12.[ 4]

Список литературы:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. - М., Владос, 2002.
  2. Гербова В.В. Использование детьми 3-го года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. - Ученые записки, МГЗПИ – 1970.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - под ред. Радиной Е.И., М., Просвещение, 1967.
  4. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. РЕЧЬ. Санкт – Петербург, 2004.
  5. Краузе Е.Н. Логопедия. 2-е издание, исправленное. Санкт – Петербург, КОРОНА принт, 2003.
  6. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - под. ред. Ю.Ф.Гаркуши. Центр Гуманитарной литературы «РОН», В. Секачев,М., 2001.
  7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М., Просвещение, 1986.

Приложение 13