Элективный курс "Начальные сведения из теории вероятностей. Программа Excel"

Разделы: Математика, Информатика


Тема Час
1. Введение. Случайные события и Excel. 1
Вероятность случайного события 4
2. Относительная частота события. 1
3. Статистическое определение вероятности. 0,5
4. Классическое определение вероятности. 0,5
5. Достоверное и невозможное события. 1
6. Решение задач. 1
Сложение и умножение вероятностей 4
7. Несовместные события. 1
8. Противоположные события. 1
9. Независимые события. 1
  Решение задач. 1
Моделирование случайных процессов 4
10. Игра в рулетку. 2
11. Вычисление числа Пи. 2
Моделирование биологических процессов 3
12. Биоритмы. 3
13. Резерв 1

Описание работы в электронном учебнике

Электронный учебник представляет собой три основных окна: заголовок, меню и в центре – окно для работы.

В окне “Меню” можно выбирать нужный урок – нынешний или предыдущий для повторения.

(Рисунок 1)

В окне “Главное” откроется текст выбранного урока. Здесь можно выбирать этапы работы: “Теория”, “Практика”, “Сам!” или “Тест”.

На этапе “Теория” ученик читает теоретический материал, разбирается в определениях и формулах, отвечает на интерактивные вопросы. После чего может перейти к этапу “Практика”, где предложена практическая задача, проведен анализ ее решения и представлен пошаговый алгоритм решения задачи в программе Excel.

Если выбран теоретический урок, где не очень много практики и важно усвоить именно теоретический материал, то ученику предлагается выполнить интерактивный тест, который выставит оценку знаний, предложит посмотреть правильные ответы и пройти тест заново, если тема не усвоена на 100%.

Если выбран урок, на котором достаточно серьезная практика и рассмотрены решения сложных практических задач, то ученику предлагается выполнение самостоятельной работы – “Сам!”, где он сам должен проанализировать задачу и смоделировать ее решение в программе Excel.

Например, рассмотрим урок “Сложение и умножение вероятностей. Противоположные события”.

(Рисунок 2)

После объяснения теоретического материала ученику предлагается интерактивный вопрос “Вопрос 1”:

(Рисунок 3)

Ответ выбирается из предложенных вариантов ответов:

(Рисунок 4)

(Рисунок 5)

После этого предлагается перейти к практике – “Практика”. Здесь проведен подробный анализ решения задачи:

(Рисунок 6)

После чего предлагается алгоритм решения задачи в программе Excel:

(Рисунок 7)

(Рисунок 8)

После теории и практики ученику предлагается выполнить интерактивный тест:

(Рисунок 9)

Если результат не 100%, то появляется следующее сообщение:

(Рисунок 10)

Программа предлагает просмотреть правильные ответы:

(Рисунок 11)

Если тест выполнен, то появляется следующее сообщение:

(Рисунок 12)

В учебнике есть интересные практические работы: “Вычисление числа Пи методом Монте-Карло”, “Игра в рулетку”, “Теория биоритмов”.

(Рисунок 13)

Учебник может быть использован как для самостоятельного изучения темы, так и в качестве электронного УМК на уроках. (Приложение 1)

Список используемой литературы:

  1. Информатика 9 класс. Простейшие статистические характеристики. Начальные сведения из теории вероятностей. Решение прикладных (экономических) задач в Excel: Сборник элективных курсов / Авторы-составители: А.А.Чернов, А.Ф.Чернов. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. https://urok.1sept.ru Дубровская Марина Николаевна "Трехоконная система построения практической работы за компьютером" на уроках информатики (Фестиваль 2006 / 2007 года)
  3. Вероятность и статистика. 7-9 классы. Решение задач из учебников под ред.Дорофеева. – М.:АРКТИ, 2006.