Использование метода непосредственного проживания в социокультурной ситуации на уроках изобразительного искусства.

Разделы: МХК и ИЗО


Развитие общества, его духовный рост определяется уровнем культуры, воспитанности членов этого общества – личной культуры человека, которая проявляется не во внешних признаках вежливости, а во внутреннем ее содержании – в культуре чувств и их выражении, а также в культуре мышления. Издавна в воспитании человека придавалось особое значение воспитанию чувств и только потом воспитанию ума.

Что понимается под воспитанием чувств?

  • развитие высоких нравственных чувств, включающих все богатство эмоциональных отношений человека к действительности (воспитание чувства долга, ответственности, патриотизма, сострадание и т.д.);
  • привитие навыков наблюдательности, развивая при этом внимание и волю;
  • развитие хорошего вкуса (чувства и понимания изящного, красивого) через утонченное восприятие мира – природы, людей, произведений искусства.

Под культурой чувств понимается: степень духовного развития чувств, эмоциональной грамотности человека, его способности к утонченному восприятию, т.е. способность человека к самоорганизации чувств при высоком уровне нравственных ценностей. Мерилом, критерием культуры чувств принято считать соотношение поступка человека как проявление его нравственного чувства с интересами других людей, законами природы. Таким образом, культура чувств нечто большее, чем этикет или вежливость. А формировать культуру чувств можно лишь комплексно, базируясь на нравственных основах личности.

Нравственность – (мораль от лат.- нравственный) система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного и справедливого и т.д.

Комфортность в общении – отсутствие разлада с собой и окружающим миром, состояние внутреннего спокойствия при общении, способность создавать комфорт для себя и других, слыша и принимая чувства собеседника.

 Нравственность – (мораль от лат.- нравственный) система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного и справедливого и т.д.

Комфортность в общении – отсутствие разлада с собой и окружающим миром, состояние внутреннего спокойствия при общении, способность создавать комфорт для себя и других, слыша и принимая чувства собеседника.

Познавательная активность – психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека; уникальное сочетание в нем единичных, особенных и общих черт, отличающее его от других индивидов и человеческих общностей.

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.

Культура чувств – способность к самоорганизации чувств при высоком уровне нравственных ценностей.

Рисунок 1. Комплексный подход по формированию культуры чувств

Многолетний опыт работы над этой проблемой позволил выстроить систему комплексного подхода к развитию культуры чувств. И говорить о ней (в идеале) можно только тогда, когда в результате воспитательно-образовательного процесса у ребенка будут сформированы следующие способности: к самоорганизации эмоций и чувств; способность творить, создавать целостную картину; сопереживать, готовность откликнуться на состояние другого человека; умение слышать и принять чувства другого, создать комфорт для себя и других; самостоятельность и активность в познавательной деятельности; проявление индивидуальности.

Рисунок 2. Способности, формирующиеся у ребенка в результате комплексного к формированию культуры чувств

Безусловно, культура чувств формируется в процессе общения с природой; в творческой деятельности; в межличностных контактах.

Уточнение чувственных восприятий человека приводит к развитию у него чувствознания, или познания духа.

Чувствознание есть сердечное постижение мира, так называемое прямое познание действительности – не умом, а сердцем.

Это состояние помогает преодолевать возникающее противоречие между эмоциональным и рациональным путем познания и представляет собой более высокую степень человеческой эволюции.Оно связано с непосредственным познаванием явлений тонкоматериального мира – мира мыслей и чувств. «Не обучение искусству, а воспитание через искусство» (Б. М. Неменского) Любое художественное познание нереально, ложно без радости, получаемой от него. На уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры особенно важно создать атмосферу увлеченности. Безусловно, увлеченность не сама рождается – она создается, программируется учителем. Искусство невозможно воспринимать без переживания. Для внедрения в состояние сопереживания учащиеся должны «войти в роль», а учитель – тонко, незаметно ввести их в нее; тактично вовлечь в сопереживание. Только логически, без такого эмоционального введения в сопереживание восприятие, познание сердцем не произойдет.

Человека нельзя ничему научить, он должен всему научиться сам. Все должно пройти через его сердце, душу, его ум, его руки. Задача преподавателя заключается в оказании помощи и облегчении труда обучаемых при освоении ими новых знаний, умений, навыков. В процессе учебной деятельности учащиеся проявляют ту или иную активность, направленную на получение знаний, умений. Познавательной активностью называют все виды активного отношения к учению как к познанию; наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, к способам их приобретения, стремление к самообразованию); цели, реализующие эти познавательные мотивы, обслуживающие их эмоции.

Познавательная активность рассматривается как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания.

Один из крупнейших специалистов в области эмоций К.Э. Изард отметил: «Эмоция интереса выражает себя несколько иначе, чем остальные эмоции». Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним единственным мимическим движением в одной из областей лица (мимическое проявление эмоций, как правило, кратковременно, оно длится, около 1-4 сек), тогда как нейронная активность, сопряженная с эмоцией, и переживание эмоции обычно длится дольше. То есть человек может испытывать интерес, уже не обнаруживая его мимически. Кроме того, важно учесть, что, с одной стороны, разные, порой противоположные эмоции могут иметь близкие внешние проявления, а с другой стороны – внешние проявления эмоций индивидуализированы, каждый человек имеет свой репертуар выражения эмоций.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования.

Непосредственная познавательная активность, любознательность.

Это генетическая ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста, но достаточно часто проявляющаяся и в период школьного детства. Внешне она проявляется в следующем:

  • непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым, учителям;
  • позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.

В этом проявляется ориентированность дошкольников и младших школьников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.

Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, - насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка. Наиболее эффективен метод непосредственного проживания в какой-либо социокультурной ситуации (Т. А. Меняйлова). Он предполагает проживание в той ситуации, которая предложена на уроке. Ученики оказываются вовлеченными в волнующую атмосферу происходящего, опираясь на внутренние чувства, «со-творяют мир».

Цель метода: Формирование основ духовно - нравственных ценностей

Структурные элементы урока с использованием метода:

Рисунок 3. Схема урока с использованием метода непосредственного проживания.

Введение. Подготовка к восприятию. Создание центра мира.

Это значит. на уроке создается такая атмосфера, посредством музыкальных произведений, видеофрагментов, слайд - фильмов, а также сказок рассказов, любых других средств которая поможет каждому ребенку быстрее адаптироваться в предлагаемой новой ситуации (обязательно учитывается историческое время, место – для цельности восприятия).

«Со-творение мира», непосредственное проживание.

Самый важный этап урока. Ребенок готов к «проживанию», готов радоваться, грустить, слушать, думать, плакать, смяться, удивляться, вести себя, так как он чувствует. Учитель должен чувствовать состояние учащихся и умело вести их к намеченной цели.

Закрытие мира.

На этом этапе урока учитель должен очень «аккуратно» вывести учащихся из этого состояния, но так чтобы им хотелось снова и снова вернуться и прочувствовать все опять.

Взгляд со стороны. Рефлексия.

Посмотреть на происходящее со стороны, проанализировать ситуацию, обобщить увиденное, почувствовать себя и рассказать об этом - завершающий этап урока. Чаще всего он проходит в виде беседы, но лучше если дети будут готовы сами говорить о своих ощущениях.

Подведение итогов. Творческие задания.

Метод предполагает.

  • Умение учителя переходить от частного к общему;
  • Умение адаптироваться в любой ситуации;
  • Чуткое, доброжелательное отношение к ученику;
  • Знание психологических и возрастных особенностей ребенка.

Результативность метода.

  • Развитие творческих способностей
  • Стимулирование мотивации на самообразование;
  • Расширение познавательных интересов.

 Рассмотрим использование данного метода на уроке изобразительного искусства в 1 классе по теме: «Мир полон украшений. Красивые рыбы».

Цель урока: формирование у учащихся способности восприятия.

Обеспечение.

Зрительный ряд: видеофильм «Голубая планета»

Музыкальный ряд: музыка «Вивальди и звуки океана», огромное панно морского дна.

Практическая работа: изготовление из бумаги рыб – обитателей морских глубин.

Ход урока

Перчаточная кукла Мастер украшения приглашает ребят в путешествие на «Голубую планету» под музыку « Вивальди и звуки океана».

Со-творение мира. В начале урока учитель предлагает просмотр фрагмента фильма «Голубая планета», учащиеся знакомятся с различными обитателями морских глубин.

Просмотр заканчивается, но музыка звучит, создавая эмоциональный настрой. Учитель ведет беседу.

- Где мы путешествовали?
- Что увидели на Голубой планете?
- А какие обитатели Вам понравились и почему?
- Что Вы почувствовали, когда были на Голубой планете?

Проживание. Мастер Украшения предлагает учащимся попробовать создать свою голубую планету со своими красочными обитателями и показывает, как можно вырезать рыбку, морского конька и других морских жителей. Учащиеся приступают к работе: изготовлению из бумаги морских обитателей. Рыб, осьминогов и других жителей моря прикрепляют на панно. Затем обсуждаем, какая же страна у нас получилась (музыка, и звуки океана звучат весь урок).

Рефлексия. Учитель обобщает проживание и просит учащихся поделиться своими впечатлениями. В конце урока нужно поблагодарить Мастера Украшения за увлекательное путешествие.

Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремление к интеллектуальным достижениям.

Этот уровень активности наиболее ярко проявляется у учащихся начальных классов школы, он обеспечивает овладение в сотрудничестве со взрослым образцами предметных действий, форм речевого взаимодействия и т.п., то есть реализация зоны ближайшего развития.

Рассмотрим применение метода на уроке изобразительного искусства в 3 классе по теме: «Изобразительное искусство. Картина - пейзаж».

 Цель урока: формировать представление о мотивах создания художественного произведения.

 Обеспечение:

 Звуковой ряд: звуки природы.

Визуальный ряд: «Березовая роща» А. Куинджи (слайд).

Рисунок 4. А.Куинджи «Березовая роща»

Ход урока

Сотворение мира. Начало урока, учитель просит учащихся поделиться своим настроением и пояснить почему оно такое. Затем предлагает отправиться в путешествие «в картину» Архипа Куинджи. Ребята закрывают глаза, в классе гаснет свет, слышатся звуки природы (журчит ручеек, поют птички, стрекочет кузнечик и т.д.) И на экране слайд «Березовая роща». Открывают глаза. И отправляются в путешествие…

Проживание. Учитель может начать разговор: «Как здесь хорошо!», попросить учащихся описать что видят. Учащиеся описывают с интересом все, включая при этом элемент фантазии, например: «Трава…, да она мокрая…» и т.д.

- А что мы будем делать? (Лежать, играть, загорать, собирать цветы, смотреть, как бежит ручеек, наблюдать за муравьями и т.д.)

- Вам хорошо? (Ответы учащихся), и т.д.

Закрытие мира. Нам пора возвращаться. Учащиеся закрывают глаза, включается свет, исчезают звуки природы, но на экране «Березовая роща» остается. Проживание заканчивается.

Рефлексия.

- Какие ощущения возникают у Вас, когда вы смотрите на эту картину?
- Какое время года, время суток?
- Какое бы название Вы дали этой картине? (Название картины учащимся в начале урока не сообщается). Ответы: утро, тишина, красота, березки, березовая роща и т.д. Нужно чтобы учащиеся поняли, что эту картину можно было назвать так, как они это прочувствовали, ведь они говорят о своем отношении к этому уголку природы.

- Архип Куинджи ее назвал «Березовая роща». Как Вы думаете почему?

- А почему, по Вашему мнению, художник написал эту картину? (Ему было там хорошо, там светло, какие-либо воспоминания, он показал свое отношение к этому уголку природы). Звучат стихи В. Семеринина:

Березовая роща – это арфа…
На ней играет набежавший ветер
Простую незатейливую песню.

Урок заканчивается, а на следующем учащиеся рисуют пейзаж, показывая свое отношение к изображенному пейзажу.

При рефлексии рассказывают об изображенном как зрители. Формируя, таким образом, свое отношение к увиденному, вся деятельность на уроке способствует развитию познавательной активности учащихся.

Познавательная активность, направленная на познание существенных свойств явлений, предметов понимание значимых связей между ними.

Для этого уровня характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения. Проявление познавательной активности этого уровня характерно для учащихся 5-8 классов. (Этот возраст особенно проблемный). Пик познавательной активности отмечается в 5-6 классах, а в 7-м и особенно в 8-м – резко снижается. Поэтому при подготовке к урокам учителю нужно учитывать возрастные особенности.

Пример использования метода непосредственного проживания на уроке в 6 классе по теме «Изображение предметного мира. Натюрморт».

Второй урок по теме «Мир наших вещей».

Цель урока: формировать способность чувствовать, понимать, что изобразил художник.

Обеспечение.

Звуковой ряд: тихая, спокойная, немного сказочная музыка.

Зрительный ряд: натюрморт, И. Хруцкого «Цветы и плоды».

Рисунок 5. И.Хруцкий «Цветы и плоды»

Ход урока

На уроке продолжается знакомство с натюрмортом.

- Что такое натюрморт? (Жанр изобразительного искусства, тихая жизнь вещей (перевод с немецкого), мертвая натура (перевод с французского)

Изображение прекрасного мира вещей увлекало многих художников: голландских, фламандских. С их натюрмортами учащиеся познакомились на прошлом уроке. Можно спросить.

- Скажите, о чем рассказывали вещи, предметы, изображенные в натюрмортах голландских и фламандских художников? (О своей жизни, о жизни хозяина, о характере хозяина, времени в котором «жили» эти вещи).

Учитель предлагает познакомиться с русскими натюрмортами.

В XIX веке в России слово «натюрморт» было новым, непривычным. Когда живописец И. Хруцкий (1810-1885, поляк, родился в Белоруссии, учился в Санкт-Петербурге) закончил учебу в Академии художеств ему вручили большую серебряную медаль, а в дипломе, было, написано награждается за успехи в изображении плодов и овощей.

Со-творение мира.

Учащимся предлагается узнать, а может быть почувствовать, как живут те предметы: цветы, плоды в натюрморте. Звучит тихая музыка, на экране натюрморт «Цветы и плоды» Ивана Хруцкого.

- Что же изобразил художник в этом натюрморте? (Учащиеся перечисляют).

Проживание.

Подробно рассматривают все предметы, не упуская ни одной мелочи, описывают предметы, их свойства, внешний вид, особенности и т.д. Обращают внимание на каждую деталь натюрморта. Надо узнать, как же эти вещи, предметы живут в этом натюрморте? И появляются сказки, в которых эти предметы: цветы и плоды участвуют в показе моделей одежды; цветы и плоды собрались послушать вечернюю сказку, которую рассказывает старая тыква и т.д. Появляются новые названия этого натюрморта: «Подиум», «Вечерняя сказка» и др.

Закрытие мира.

Предлагается ребятам ответить на вопрос:

- Понравился ли Вам этот натюрморт? (Ответы: художник рассказал нам о тихой жизни цветов и плодов, об их красоте, особенностях, а главном показал свое отношение к ним, показав это цветом, формой, композицией)

Рефлексия.

Важны этапом урока, является этап рефлексии. Учащиеся должны проанализировать возникшие чувства, озвучить их, так как при этом у них формируется рефлексивное мышление.

Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого. Основным условие достижения и закрепления данного уровня является профессиональная компетентность педагога, обеспечивающая самостоятельную активность учащихся, использование дискуссий и столкновений различных точек зрения, а также включение познавательной активности в число основных личностных ценностей.

Еще один пример. Проект урока в 7 классе по теме: «Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков». Первый урок в теме «Вечные темы в искусстве».

Цель урока: Воспитание чувства восхищения глубиной и богатством мысли, которые скрыты в произведениях древнерусского искусства.

Обеспечение.

Звуковой ряд: «колокольный звон», песнопения XV века.

Визуальный ряд: фрагмент видеофильма «Андрей Рублев», слайд «Троица» А. Рублева.

Урок образ На доске эпиграф:

Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Б. Пастернак

Сотворение мира.

Сотворение мира начинается сразу после звонка на урок.

Колокольный звон… Тихие песнопения XV века звучат весь урок.

Звучат слова: «И он, пишучи, святую икону, только по субботам и воскресеньям причащается пищи и с великим радением, бдением и в тишине великой соверши ее». Архимадрит Пахомий.

Древнерусские изографы не называли себя художниками, и как правило, не ставили своих имен не созданных ими иконах. Они трудились в тишине монастырской, перед началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного, чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней сосредоточенности. Иконописец духовным взором проникал в невидимое, делая его зримым. Не имя художника делало икону знаменитой, а несказанная красота ее, прославляла его имя.

Учащимся сообщается цель урока: «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Проживание.

Просмотр видеофрагмента фильма «Андрей Рублев».

Рисунок 6. А.Рублев «Троица»

Задаются вопрос:

- Что Вы сейчас чувствуете;
- А как Вы думаете, от чего или почему возникает чувство?

Учащимся предоставляется возможность рассказать о возникших чувствах, эмоциях, услышать, а может быть и обсудить что-то. Проживание по времени небольшое, но оно очень важно , так как воздействие очень сильное должно дойти до каждого. Проживание заканчивается словами «Благодарю за этот миг, за все, что сердцем я постиг».

Закрытие мира.

Ребятам предлагается постигать умом.

- А что побуждает человека творить? Например, что побудило Андрея Рублева написать икону «Троица»? (Духовность, желание прославиться, потребность души, любовь, деньги…)

- По Вашему мнению, в чем суть искусства? (Самоотдача, красота, высокие цели творчества…)

Очень важны момент урока, постигая красоту иконописи, ее чувственность, учащиеся тоже творим, создавая свой мир чувств, делясь друг с другом ими и своими мыслями. Предлагается прочитать эпиграф к уроку и обсудить его.

- Как Вы думаете, кто изображен на этой иконе?

После ответов учащихся рассказывается об истории написания иконы.

И далее идет обсуждение изображенного на иконе «Троица» с поправками учителя (если это необходимо). При обсуждении каждый ответ принимается.

Рефлексия.

Завершающий этап урока.

- Какие чувства сейчас вызывает у Вас икона Андрея Рублева? (Говорить учащимся о своих чувствах очень сложно, учитель должен быть очень тактичен, спокоен, и мудр, только в этом случае положительный результат будет у такого урока)

Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Таким образом, для развития познавательной активности следует уделять внимание созданию на уроке (в школе) на просто атмосферы общего эмоционального благополучия, а сложной системы переживаний, связанных с интеллектуальным поиском, преодолением внешних и внутренних трудностей. А поскольку познавательная активность - психическое состояние личности, воздействуя на которое при помощи метода непосредственного проживания активизируем познавательную активность.