Курс "Я и геометрия" в 5-м классе. Тема: "Горизонтальные, вертикальные и наклонные отрезки и прямые"

Разделы: Математика


Цели урока:

обучающая:

  • ввести понятия горизонтальных, вертикальных и наклонных отрезков и прямых,
  • формировать умения находить их в окружающей обстановке, умения изображать их на плоскости;

развивающая:

  • научить применять теоретические знания по данной теме при решении задач,
  • развивать у учащихся умения писать математические предложения с помощью символов,

воспитывающая:

  • воспитывать умения творческой и самостоятельной работы на уроке,
  • умения преодолевать трудности при решении задач, развивать силу воли, активное усвоение учебного материала,
  • формировать аккуратность изображения чертежей.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1. Устная работа с классом.

Учащимся предлагаются модели кривых и плоских поверхностей.

а) Что вы видите? Укажите кривые и плоские поверхности в окружающей вас обстановке.
б) Возьмите свои кубики и расположите их в основном положении.
в) Покажите на кубике нижнюю, заднюю, левую, верхнюю, переднюю, правую грани.
г) Изобразите “воздушную” модель куба. Зафиксируйте ее. Покажите на ней:

  1. переднее нижнее ребро;
  2. верхнее заднее ребро;
  3. нижнее левое ребро;
  4. переднее правое ребро;
  5. верхнюю переднюю левую вершину;
  6. нижнюю заднюю правую вершину;
  7. левую заднюю верхнюю вершину.

Учитель показывает классу карточки с математическими символами:

и просит учащихся их расшифровать.

2. Математический диктант класса.

1 ученик выполняет его у доски, на которой ученики класса не видят его записи.

Запишите математические предложения с помощью символов:

  1. Точка A принадлежит плоскости гамма.
  2. Луч CD пересекает отрезок XY в точке O.
  3. Точка M не принадлежит прямой AB.
  4. Прямые CD и KO не пересекаются.
  5. Плоскости альфа и бета пересекаются по прямой KM.

Взаимопроверка диктанта учащимися по готовой записи ученика, работающего у доски. Обсуждение правильности записей, работа над ошибками, оценивание работ.

II. Изучение нового материала.

На столах у учащихся лежат квадраты.

Учитель предлагает выполнить каждому ученику практическую работу:

1. Возьмите свой квадрат.
2. Сделайте из него основную базовую форму оригами – треугольник двумя способами.
3. Разверните эту форму снова в квадрат.
4. Сложите квадрат так, чтобы две части его наложились, и получился бы прямоугольник. Сделайте это же задание вторым способом.
5. Разверните квадрат. По линейке обведите линии сгибов.

Учитель демонстрирует, что должно получиться.

6. А теперь закройте глаза и представьте себе линию горизонта.
7. Откройте глаза, возьмите карандаш, изобразите им линию горизонта.
8. А теперь посмотрите на нить с привязанным к одному из ее концов грузиком. Поднимем ее так, чтобы нить была натянута.
9. А теперь снова закройте глаза и представьте себе часть деревянной горки для катания зимой.
10. Посмотрите внимательно на линии в квадрате. Что вы мне хотите сказать?

Учитель и ученики выслушивают ответы своих одноклассников.

11. Сделайте вывод из нашей практической работы:

а) линии, расположенные так же, как линия горизонта, горизонтальные;
б) линии, расположенные так же, как нить отвеса, вертикальные;
в) остальные – наклонные.

III. Закрепление нового материала.

  1. Изобразите в тетради переднее нижнее ребро и левое верхнее ребро куба. Какие это отрезки?
  2. Назовите вертикальные ребра куба в основном положении.
  3. Назовите горизонтальные ребра куба в основном положении.
  4. Возьмите карандаш и расположите его горизонтально, вертикально, наклонно.
  5. Какие вершины у куба можно соединить, чтобы получились наклонные отрезки?
  6. Расположите два карандаша так, чтобы при их мысленном вытягивании они могли бы пересечься? Почему? Сделайте вывод.

Учитель подводит итог выводам учащихся:

Пересекаться могут:

а) горизонтальная и вертикальная прямые;
б) горизонтальная и наклонная прямые;
в) вертикальная и наклонная прямые;
г) наклонная и наклонная прямые;
д) горизонтальная и горизонтальная прямые.

7. Учитель предлагает учащимся выполнить творческую работу:

Нарисуйте домик. На рисунке выделите зеленым цветом вертикальные отрезки, красным – горизонтальные, синим – наклонные отрезки.

Оценивает у 4 учащихся выполненные работы. Эти учащиеся выступают в качестве консультантов учителя при проверке работ у остальных учащихся.

IV. Подведение итогов урока. Саморефлексия.

На полях тетради нарисуйте то выражение лица, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока.

(На доске весит плакат с выражениями лиц: радостным, грустным, безразличным)

V. Домашнее задание.

  1. По пути следования домой найдите модели горизонтальных, вертикальных и наклонных отрезков.
  2. С помощью горизонтальных, вертикальных и наклонных отрезков нарисуйте какое – нибудь животное.