Элективный курс по географии для 9-х классов. Тема: "Путешествие по странам"

Разделы: География


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Путешествие по странам» предназначена для учащихся 9 класса.
«Описание Земли» – такое значение в переводе с греческого имеет термин «география». Эта наука о людях, о различных местах на Земле, об отношениях между людьми и самой Землей. Также это повествование о ландшафтах Земли, о движении Земли в пространстве, о геологических и климатических изменениях…и о многом – многом другом.
География объясняет ученику мир, в котором он живет, показывает, как эффективно может его использовать человек, как должен стремиться к защите и охране его для будущих поколений. Но далеко не все вопросы об истории нашей земли, о накоплении знаний по географии, о геологии и климатологии изучаются в школе.
Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы, но так необходимые ним в жизни. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
К задачам курса относится создание географических образов различных территорий Земли – природных комплексов и стран. Для учащихся, получающих неполное среднее образование, это единственная возможность приобрести хотя бы минимальный объем знаний о странах, отказаться от узко националистических предубеждений и научится терпимо относится к особенностям быта, культуры, религии разных народов. Тем самым осуществляется географическая и психологическая подготовка школьников к возможным в перспективе культурным, деловым и прочим контактам, с людьми проживающим в странах дальнего и ближнего зарубежья.
Основная цель курса – создание у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и поселения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

Исходя из этого, формируются следующие задачи:

  • Углубление и расширение по страноведческой географии. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.
  • Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению стран.
  • Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения стран.
  • Оценка уровня социально-экономического развития стран через систему показателей.
  • Воспитание бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.

Весь курс рассчитан на 17 часов и разделен на теме. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащегося, обобщению межпредметных (география, биология и др.) знаний по странам. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершению курса будет проведена презентация и защита проектов.

Планируемые результаты обучения

  • Оценивать и прогнозировать:
    • по карте литосферных плит изменения очертаний стран в отдаленном будущем;
    • изменение климатов стран;
    • оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
    • основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах стран.
  • Объяснять:
    • различия в условиях жизни народов, в степени заселенности стран;
    • различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей в разных географических условиях;
    • особенности экологических ситуаций в странах.
  • Описывать:
    • особенности материальной и духовной культуры народов стран.
  • Определять (измерять):
    • географическую информацию по картам различного содержания;
    • вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.
  • Называть и (или) показывать:
    • важные природные объекты стран;
    • типы земной коры, основные тектонические структуры, месторождение полезных ископаемых, сейсмически опасные территории стран;
    • факторы формирования климата стран;
    • народы, языки, религии, ареалы и их распространение в странах;
    • основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
    • ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности.

Данный курс способствует развитию у детей географического мышления, формирует представления о природе как средстве обитания человека и ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей, а также помогает усвоению сведений, необходимых учащимся для последующего выбора профессий и сферы деятельности.

Учебно-тематический план:

Наименование тем курса

Всего
часов

В том числе

Формы контроля

Лекц.

Прак.

Семин.

1

Введение. 1 1     беседа

2

Общая характеристика стран Азии. 1 0,5 0,5   Выполнение практич. работ

3

Природные особенности юго-западной страны Азии – Израиль 1 0,5 0,5   Выполнение практич. работ

4

Святыня Израиля. 1        

5

Мир профессий. 1        

6

Традиции Израиля. 1        

7

Природные особенности Таиланда. 1 0,5 0,5   Выполнение практич. работ

8

Традиции Таиланда 1        

9

Тайский зоопарк. 1        

10

Искусство страны. 1        

11

Природные особенности стран восточной Азии – Япония. 1 0,5 0,5   Выполнение практич. работ

12

Боевое искусство. 1        

13

Японская кухня. 1        

14

Обычаи страны. 1        

15

Мастер-класс. 1        

16

Выполнение проектов. 1 0,5 0,5   Выполнение практич. работ

17

Итоговое занятие 1   1   Защита проектов.
 

ИТОГО:

17        

Содержание программы

Тема 1. Введение

Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с обшей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и практических работ. Обсудить критерии оценивания самостоятельных робот.

Тема 2. Общая характеристика стран Азии

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие океаны.
Особенности природы. Преобладание равнин, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон.

Практические работы

1. Определение географических координат крайних точек. Определение географического положения по плану.
2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых, внутренние воды, природные зоны.
3. Оценивание климатических условий.

Тема 3. Природные особенности юго-западной страны Азии – Израиль

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие моря. Страны соседи.
Особенности природы. Преобладание равнин, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон.

Практические работы

1. Определение географических координат крайних точек, протяженность страны с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение географического положения по плану.
2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых, внутренние воды, природные зоны.
3. Оценивание климатических условий.

Тема 4. Святыня Израиля

Национальная одежда, храм гроба Господня, стена плача, река Иордан.

Тема 5. Мир профессий

Профессии присущие этой стране: профессия дояр, мойщик окон, пекарь, муниципальный инспектор, работник косметической фабрики, продавец фалавельной лавки, капитан субмарины, магишах, кузнец, археолог.

Тема 6. Традиции Израиля

Свадьба – еврейская, еврейские танцы, субботняя хала, эйлатский камень.

Тема 7. Природные особенности Таиланда

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие моря. Страны соседи.
Особенности природы. Преобладание равнин, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон.

Практические работы.

1. Определение географических координат крайних точек, протяженность страны с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение географического положения по плану.
2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых, внутренние воды, природные зоны.
3. Оценивание климатических условий.

Тема 8. Традиции Таиланда

Национальная одежда, король, тайское приветствие, посещение храмов Таиланда.

Тема 9. Тайский зоопарк

Тайский зоопарк, работник террариума, слон – абстракционист, школа обезьян.

Тема 10. Искусство страны

Бумага из экскрементов слона, мастер по изготовлению зонтика, муай тай – боевое единоборство Таиланда, традиционный массаж.

Тема 11. Природные особенности страны восточной Азии – Япония

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие моря. Страны соседи.
Особенности природы. Преобладание равнин, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон.

Практические работы

1. Определение географических координат крайних точек, протяженность страны с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение географического положения по плану.
2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых, внутренние воды, природные зоны.
3. Оценивание климатических условий.

Тема 12. Боевое искусство

Кэндо – боевое искусство, самураи, кюдо – путь лука.

Тема 13. Японская кухня

Приготовление блюд из японской кухни.

Тема 14. обычаи страны

Национальная одежда, кимоно, чайная церемония, призвание монах.

Тема 15. Мастер-класс

Оригами, татами – подстилка, кю – шар – сплетенный из бамбука, икебана.

Тема 16. Выполнение проектов

Выполнение групповых проектов гипотетических стран, составление маршрутов туристических экспедиций.

Тема 17. Итоговое занятие

Защита проектов.

Литература.

  1. Чекулаева Е.О. Столицы мира – М.:ООО “Издательство АСТ”: (Издательство Астрель), 2002 .
  2. Страны мира – справочник для эрудитов и путешественников. Харьков, 2006.
  3. Нестандартные уроки в школе. География. У нас в гостях Япония. Волгоград, 2003.
  4. DVD в поисках приключений № 122/1– 5 фильмов на одном диске.

Приложение