Урок математики в 1-м классе по теме "Моделирование отношений неравенства величин на числовой прямой. Сравнений чисел на числовой прямой" (по системе Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование умения моделировать отношение неравенства величин на числовой прямой.
  2. Формирование умения сравнивать числа с помощью числовой прямой.
  3. Воспитание навыков культурного общения.
  4. Развитие умение строить числовую прямую, измерять величины с помощью числовой мерки.
  5. Развитие логического мышления, внимания, памяти. Формирование действия самооценки и контроля.

Дидактические пособия и оборудование:

  1. Таблицы с величинами.
  2. Плакаты, демонстрирующие пары чисел для сравнения.
  3. Презентация Microsoft PowerPoint – [Числовые прямые].
  4. Обучающая программа «Приключения капитана Румпеля» CD-ROM.
  5. Мультимедийная установка.
  6. Шкала оценивания.

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Тихо девочки за парты сели.
Тихо мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.

2) Знакомство с гостями.

- Сегодня за нашей работой на уроке будут наблюдать гости, которые присутствуют в классе. А ещё один гость представится сам.

Слайд 1.

- Вместе с гостями и капитаном Румпелем мы будем искать и получать ответы на различные вопросы.

II. Основной этап урока.

1) Создание учебной ситуации.

- Над чем мы работали на предыдущих уроках?

- Посмотрите на задание на экране. Найдите его в своих тетрадях.

Слайд 2.

- Постройте числовую прямую: впишите другие числа, направление, начало.

- Кто может справиться самостоятельно?

- У кого есть вопросы?

- Постарайтесь выполнить самостоятельно.

Самостоятельная работа.

- Проверьте, как вы выполнили это задание.

Слайд 3.

- Что надо знать, чтобы выполнить задание?

- В каком порядке надо выполнить задание?

  • Посмотреть на цифры.
  • Определить направление.
  • Посмотреть на мерку-шаг.
  • Нанести метки.
  • Расставить цифры.
  • Указать начало.

- Легко или трудно было выполнить задание?

- Кому нужна была помощь соседа?

2) Постановка учебной задачи.

- Посмотрите на экран.

Слайд 4.

- Можете ли вы сказать, какие величины сравнивали на числовой прямой?

Таблица 1.

- Какую величину вы здесь сравнили?

- Чему равна величина А?

- Чему равна величина С?

- Сравните их. Что можете о них сказать?

Таблица 2.

- Какую величину сравнили здесь?

- Чему равна величина Т?

- Чему равна величина П?

- Сравните их. Что можете сказать о них?

- Сравните результат сравнения количества с дугами на числовой прямой.

- Можно ли сказать по отрезкам, что величина А меньше величины С?

- Сравните результат сравнения  длин на числовой прямой.

- Что можно о них сказать по отрезку?

- Получается, что и в том и в другом случае подходит один и тот же чертёж.

- А если сравнить такую величину?

Таблица 3.

- Подходит ли чертёж?

- Почему он подходит и к какой величине? (Потому что всегда, величина, в которую умещается 3 мерки, меньше, чем величина, в которую умещается 5 мерок)

- То есть, 3 меньше 5.

Таблица 4.

- В какой работе числовая прямая будет нам хорошим помощником сегодня? Чему будем учиться на уроке? (Сравнивать числа)

(Таблицы Вы можете получить у автора статьи.)

Физ. минутка

3) Создание учебной ситуации.

Работа с учебником – с. 58, №1 (у).

- Какую величину сравнили?

- Какая мерка в данном случае?

- Сколько мерок умещается в величине К?

- Сколько мерок умещается в величине М?

- Сравните их. Что можете сказать?

- Какую величину сравнили во втором случае?

- Какая мерка здесь?

- Сколько мерок умещается в величине Т?

- Сколько мерок умещается в величине А?

- Сравните их.

- Какие числа сравнили?

- Где находится на числовой прямой большее число?

- Где находится на числовой прямой меньшее число, ближе к началу или дальше от него?

Работа в тетрадях – с. 58, №2 (п).

- А сейчас, ребята, обратим внимание на экран.

Слайд 5.

- К вам за помощью обращается капитан Румпель. Он живёт на острове, и на его числовой прямой волной смыло часть цифр. Поможем ему восстановить числа на числовой прямой?

Слайд 6.

- Сравните числовые прямые.

- Чем числовая прямая капитана Румпеля отличается от нашей числовой прямой?

- Сможет ли она быть нам таким же помощником при сравнении чисел?

Самостоятельная работа – с. 54, №4 (п).

- Пользуясь числовыми прямыми попробуйте самостоятельно дополнить записи:

6  …  4

9  …  11

8  >  …

8  <  …

… <  4

… >  4

- Проверка. Если согласны, поднимите большой палец вверх, если нет – вниз.

- Где искать пару числу 8, если оно больше? Дальше от начала или ближе к нему?

- А если число 8 меньше?

- Если 4 больше, где искать ему пару, дальше от начала или ближе  к нему?

- А если 4 меньше?

Физ. минутка

- У капитана Румпеля среди вещей, выброшенных из моря на берег, много свитков. Но от них остались только обрывки.

Слайд 7(1). Работа с учебником –  с. 59, №5 (у).

- Помогите ему научиться пользоваться такими обрывками.

Слайд 7(1).

- Где начало числовой прямой? Справа или слева?

- А как вы догадались об этом?

- Сравните числа?

Слайд 7(2).

- А на этом свитке на числовой прямой находятся сказочные числа. Но ребята смогли их сравнить. Почему?

- Сравните числа.

Слайд 7(3).

- На последнем свитке только фрагмент числовой прямой. На нём расположены числа. Но из каждой пары, данной внизу, на числовой прямой есть только одно число. Почему же мы можем их сравнить?

- Сравните числа.

- Для сравнения в таком случае что важно знать? (Все числа по порядку)

4) Рефлексия.

- Капитан Румпель хочет проверить, научились ли мы сравнивать числа?

Слайд 8. Школа Золотой рыбки.

5) Итоговая рефлексия.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что было интересно?

- Оцените свою работу на уроке.

- У кого возникли трудности?

6) Постановка учебной задачи на следующий урок.

- Как вы думаете, над чем будем работать на следующем уроке?

- Посмотрите на экран, попытайтесь догадаться.

Слайд 9. Школа Золотой рыбки.

III. Заключение.  Итог урока.