Цикл занятий по развитию художественного восприятия для слабовидящих детей

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель занятий: формирование художественного восприятия у слабовидящих детей на основе знакомства с народными промыслами.

Задачи занятий:

  • Сформировать представления о различных народных промыслах
  • Научить зрительно различать промыслы, видеть их особенности
  • Познакомить с компьютерными программами по конструированию росписи разных мастеров
  • Совершенствовать навыки работы с программой Paint
  • Познакомить с различными техниками изготовления сувениров
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость
  • Развивать моторику, речь, память, внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию, совершенствовать знания эталонов формы, цвета.

Исполнитель: учитель-дефектолог

Методические рекомендации:

Занятия проводятся в группах по 3-4 человека на уроках коррекционного цикла в школе 4 вида. Занятие длится 20-30 минут 1-2 раза в неделю. В цикл вошли занятия на развитие художественного восприятия из раздела по коррекции зрительного восприятия; рассчитанных на детей 8-9 лет. Материал может использоваться в школах 4 и 8 вида.

Занятия проводятся с использованием мультимедийных средств обучения. На занятиях обязательно должны соблюдаться охранные моменты: гимнастика для глаз после работы за компьютером, соблюдение зрительных нагрузок ( по рекомендациям врача-офтальмолога), чередование разных видов деятельности. За компьютером дети 8-9 лет должны находиться не более 10-15 минут.

Обучающиеся должны знать:

  • Виды народных промыслов: Гжель, Хохлому, Дымковскую и Городецкую росписи Элементы росписи перечисленных промыслов
  • Эталоны формы, цвета
  • Правили ТБ при работе с ПК
  • Зрительные гимнастики при работе с ПК

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать народные промыслы и их элементы
  • Пользоваться компьютерными программами по конструированию росписи
  • Пользоваться программой Paint
  • Выполнять различные зрительные гимнастики после работы с ПК
  • Ориентироваться в малом пространстве листа, парты

 Содержание тем

Тема

Кол-во занятий

1

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

1

2

Орнамент в народном творчестве

2

3

Витражи – один из видов народных промыслов

2

4

Васильковая Гжель

2

5

Дымковская игрушка

1

6

Золотая Хохлома

2

7

Городецкая роспись

2

8

Ярмарка талантов

1

Примерные конспекты некоторых занятий

Занятие 9-10

Тема: Золотая Хохлома

Цель:

  • Продолжать формирование художественного восприятия
  • Расширять словарный запас
  • Познакомить с Хохломой как одним из видов декоративно-прикладного искусства, его особенностями
  • Развивать моторику, воображение, фантазию
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности, углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование: компьютеры, программа «hohloma», полоски желтого картона, витражные краски, образцы изделий их хохломы, образцы хохломских орнаментов.

Ход занятия.

1. Сегодня мы с Мастером Украшательства посетив в городе Мастеров улицу Хохломскую и узнаем, что такое хохлома, почему ее называют «золотой» и много еще всего интересного.

2. Н/м

Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной-
Сарафан парчовый
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?

Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!

  • Ребята рассматривают рисунки, изделия из хохломы
  • Что общего заметили в рисунках хохломских художников?
  • Рассказ о Хохломе, рассматривание слайдов в программе «hohloma»

В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. Свои изделия мастера делали похожими на драгоценные золотые и расписывали их орнаментом.
Хохлома - это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам всей России.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Так и появились первые золотые расписные хохломские чашки.
Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о такой беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. С тех пор оно передаётся из рук в руки, от учителя к ученику.

В росписи используются жаростойкие масляные краски - красная киноварь, черная сажа, а для прописки деталей орнамента - коричневая, зеленая, желтый крон. В орнаменте чаще используются плоские рисунки, больше соответствующие живописи по золотому фону. Происходит ограничение палитры. Основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой.

Для каждого вида изделий применялись типовые композиции росписи. Расписывая чашки и блюда, на дне помещали н розетку с линиями, расходящимися от центра. Часто вокруг розетки рисовали квадрат или ромб , который называли пряником. Вокруг центра чашки исполняли узор, связанный с движением кисти по кругу. Самый простой рисунок при этом состоял из вертикальных или наклонных красных и черных мазков. Усложняя его, мастера помещали рядом по два или по три красных и черных удлиненных мазка, соединяя внизу их концы. Получался мотив так называемой «лапки», напоминающий птичий след на снегу.

На крупных чашках и блюдах мастера часто исполняли один из видов травного орнамента — «осочку». Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как бы склоненных порывом ветра. «Осочки» располагались по бортам чашек и блюд, обрамляя розетку с «пряником». Ощущение простора, радующего нас в природе, достигается в рисунках «осочки» благодаря свободному размещению мотивов на золотистом фоне высоких покатых стенок блюд.

Почему хохлому называют золотой?

3. П/р

  • Составление узора в программе «hohloma»
  • Изготовление закладок с стиле хохломы
  • Выставка работ

4. Итоги

  • С каким промыслом познакомились
  • Какие особенности хохломской росписи запомнили
  • Что такое «Хохлома»
  • Почему Хохлому называют золотой
  • Где используется Хохлома

Занятие 11-12

Тема: Городецкая роспись

Цели:

  • Познакомить детей с историей, отличительными особенностями, способами изготовления Городецкой росписи
  • Закреплять навыки работы с компьютерной программой «gorodets»
  • Учить планировать свои действия, продумывать основы композиции
  • Развивать эстетический вкус, усидчивость, речь, память.
  • Продолжать развивать художественное восприятие на основе знакомства с Городецкой росписью.

Оборудование: ПК, проектор, программа «gorodets» , оформленные выставки поделок детей по изученным народным промыслам, элементы Городецкой росписи, шаблоны для аппликации, клей, тряпочки, кисточки для клея, клеенки, презентация «Городецкая роспись», презентация «Гимнастика для глаз».

Ход занятия.

1. О/м

2.Повторение (дети рассматривают выставку своих поделок)

- Мы продолжаем путешествие по городу Мастеров, давайте вспомним, на каких улицах мы уже побывали и что интересного узнали.

Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах, на весь мир молва идёт.

Мы сейчас вспомним с какими народными промыслами познакомились, что изготовили в нашей мастерской. Девица Рукодельница сделала выставку ваших работ, давайте рассмотрим их.

Первый стол «Орнамент»

Что такое орнамент, где он используется, каковы его особенности?

Второй стол «Витражи»

Пожалуй, не встретишь человека которому не приходилось бы любоваться зимой тончайшими ледяными узорами на оконных стёклах. .Каждый знает, что узоры на стекле недолговечны- стоит пригреть солнцу, и они исчезают безвозвратно.

Что такое витраж, где он используется, из чего его изготавливают?

Третий стол «Золотая хохлома»

Золотая Хохлома, ею не налюбуются,
И в Париже, и в Нью — Йорке Хохлома красуется.

Что такое Хохлома, из чего она изготавливается, назовите основные особенности хохломской росписи.

Четвертый стол «Гжель»

В Гжели делают посуду сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы, может быть, и среди нас.

Что такое «Гжель», из чего она изготавливается, назовите основные особенности Гжели

Пятый стол «Дымковская игрушка»

Я куплю себе свистульку, буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки, никогда нам не забыть.

Где делают дымковские игрушки, из чего их делают, чем они отличаются от других игрушек?

Шестой стол «Городецкая роспись»

Любовались гости чудом, громко восхищалися-
Городецкой красотой сражённые осталися.

Сегодня Мастер украшательства расскажет нам о Городецких мастерах и их промысле

2. Н/м

Презентация «Городецкая роспись» (Приложение 1)

Городецкая роспись — как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись — сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

 Городец расположен берегу Волги, в 70 км к северо-западу от Нижнего Новгорода. Город был основан князем Долгоруким в 1152г.

В окрестных деревнях изготовляли деревянную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась знаменитая "городецкая роспись". Городецкая роспись не требует термообработки, поэтому она позволяет использовать любые красочные пигменты. От других видов русской национальной росписи городецкая роспись отличается и тем, что кроме декоративных мотивов (цветы, травы), широко использует и сюжетные. Последние представляют собой сцены городского и крестьянского быта: чаепития, гуляния дам и кавалеров, катания на тройке и т.п.  Другой тип сюжетов — идеализированные, декоративные образы птиц и животных, где встречаются экзотические львы и единорог, барсы и коронованный павлин, но чаще все же хорошо знакомые городецкому мастеру образы сильного, горячего, неизменно вороного коня (со всадником или без него), а также гордого петуха в воинственной позе с поднятой лапой.

Многоцветие росписей требует соответствующего фона. Фон городецких росписей или ярко-желтый, или напряженный красный. Другие тона — густой синий или плотный зеленый, смягченный желтый и красновато-коричневый, разбеленый розовый, нежно-голубой. Встречаются и чистые белый и черный цвета. 

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель. С 1960 фабрика «Городецкая роспись» выпускает расписные игрушки и сувениры.

3. П/р

  • Какие элементы Городецкой росписи запомнили, какой фон используют Городецкие мастера?
  • Сейчас и мы с вами попробуем создать Городецкий узор

1). Работа на ПК с программой «gorodets»

  • Открыть программу, нажать «игра»
  • Выберете себе фон, просмотрите все узоры, продумайте сюжет своего изделия, нанесите узоры на выбранный фон
  • Рассматривание, анализ получившихся работ
  • Гимнастика для глаз (Приложение 2)

2). Аппликация из шаблонов Городецкой росписи (как работать с клеем)

Рассмотрите заготовку для аппликации и шаблоны.

Приклейте шаблоны на свои места.

Выставка детских работ на тему «Городецкая роспись» (оформление шестого стола)

Ты играй, моя гармошка, ты подруга подпевай,
Мастеров Руси великой во весь голос прославляй!

4. Итоги

  • С каким промыслом познакомились
  • Что особенного в Городецкой росписи, какие элементы и фон используют Городецкие мастера
  • Какие предметы украшают Городецкой росписью
  • Полезные ссылки для занятий по развитию художественного восприятия

http://www.kuzbass.ru/~vbp53/vb/Gjel.htm

http://www.traditions.ru/articles/dymigrushka.html

http://dekor.nm.ru/Borez/Borez.htm

http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=32799

http://shopedu.ru/shop/tablitsyi/150

http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=22220

http://detkam.e-papa.ru/zagadki/

http://www.guffy.ru/riddle/

http://internetenok.narod.ru/zagadki.htm

http://www.chertyaka.ru/

http://domaschnie-remesla.narod.ru/

http://www.samoffar.ru/dimkovskaya-igrushka.shtml

http://www.kid.ru/zagadka/zagadki.php3

http://www.karapuz.com/shop/

http://www.history.perm.ru/modules/wfdownloads/viewcat.php?op=&cid=29

http://fio.novgorod.ru/projects/Project1582/istoriya.htm

http://superperemenka.narod.ru/4/2/

http://art-remeslo.narod.ru/links.html

http://fio.ifmo.ru/archive/group14/c1wu6/index1.htm

http://school-work.net/golovolomki/viktorini/

http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=23196

http://www.pedagog.bn.by/pg028.html