Урок математики во 2-м классе по теме "Подготовка к осознанию приема сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить умение устанавливать соответствие между предметной и символической моделями;
  • повторить состав числа 10 и разрядный состав двузначных чисел;
  • подготовить учащихся к осознанию приема сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд;
  • продолжить подготовку к решению задач.

Оборудование: учебник «Математика» Н.Б.Истоминой для 2 класса, тетрадь на печатной основе № 1, тетрадь «Учимся решать задачи», индивидуальные ученические ноутбуки,  «УМК Начальная школа 2.0» уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия.

Урок 1

Подготовка к осознанию приема сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд

Ход урока

1. Чистописание

- Написание каких цифр надо вспомнить, чтобы написать число 10? (1 и 0)

(пишут строчку число 10)

- Что можете сказать о числе 10? (оно двузначное)

- Верно, а вот из каких однозначных чисел оно состоит мы сейчас вспомним.

2. Актуализация знаний. Работа с индивидуальными ученическими ноутбуками

(учащиеся включают ноутбуки)

- Зайдите в раздел математики и найдите урок 25.

(ученики находят урок 25 «Состав числа 10»)

 (учащиеся работают самостоятельно, выполняя задания 1, 2, 3, 4)

3. Освоение операции дополнения однозначного числа до 10

- Откройте учебник и найдите № 67.

- Какое числовое равенство можно записать к первому рисунку? Нужно ли дополнять до 10?

(нет, не нужно, но можно записать равенство 10+0=10)

- Сколько единиц не хватает на втором рисунке, чтобы получилось 10? (1)

- На третьем? (2) и т.д.

(дети записывают свои рассуждения в виде равенств на доске и в тетрадях)

10+0=10
9+1=10
8+2=10
7+3=10
6+4=10

- Молодцы, хорошо справились с заданием, посмотрим, как справитесь со следующим.

4. Физкультминутка (зарядка для глаз)

5. Способ действия при выполнении сложения с переходом через разряд

- Посмотрите на рисунок. (на доске открывается рисунок)

- Дополните синие круги красными до десяти.

(один ученик выходит к доске и передвигает два круга из второго ряда в первый)

- Что означает выражение 8+2+3 для нашего рисунка? (все круги на доске)

- А что значит сумма 8+5? (тоже все круги)

- Можно ли утверждать, что значения этих выражений одинаковы? (да)

- Запишите эти равенства:

- Что заметили в первом равенстве? (три числа, сумма первого и второго равна 10, к десятку легко прибавить еще три единицы, получится 13)

- А во втором? (первое слагаемое осталось 8, а вместо второго и третьего слагаемого записали 5, но ответ тот же)

- Какой вывод можно сделать? (прибавлять одно число к другому можно по-разному)

- Верно, к 10 легче прибавить любое число, поэтому мы сначала дополнили до 10, а потом прибавили то, что осталось.

6. Закрепление способа действия при сложении однозначных чисел с переходом в другой разряд

(выполняется № 69 из учебника на доске и в тетрадях с комментированием)

7. Подготовка к решению задач

(выполняется задание из тетради на печатной основе «Учимся решать задачи»)

8. Домашнее задание

Тетрадь на печатной основе № 1 страница 14.

9. Итог урока

- Что понравилось на уроке? Что показалось трудным?

- Чему научились сегодня?

- Спасибо за урок, вы очень хорошо сегодня поработали.    

Урок 2

Способ сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд

Цели:

  • овладеть способом сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд;
  • повторить состав однозначных чисел;
  • продолжить подготовку к решению задач.

Оборудование: учебник «Математика» Н.Б.Истоминой для 2 класса, тетрадь на печатной основе № 1, тетрадь «Учимся решать задачи», индивидуальные ученические ноутбуки,  «УМК Начальная школа 2.0» уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия.

Ход урока

1. Чистописание

- Составьте двузначные числа из цифр 3, 8, 0, 4 и запишите в тетрадь.

2. Актуализация знаний

- Запишите по  три равенства, в которых:

  • первое слагаемое равно 3;
  • уменьшаемое равно 8;
  • сумма равна 10.

(задание выполняется самостоятельно, а потом ученики читают составленные равенства)

3. Способ сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд.

(выполняется задание № 70 из учебника)

- Чем похожи рисунки слева?

(добавляется один круг, чтобы получился десяток)

- А справа?

(надо добавить два круга, чтобы получился десяток)

- Молодцы!

- Рассмотрите первый рисунок.

- Сколько еще надо добавить кругов к десятку? (5)

- Как записать равенство?

9+1+5=15

- А сколько всего прибавили к 9? (6)

- Найдите к этому рисунку выражение из двух слагаемых и запишите.

9+6=15

(аналогично с остальными рисунками и на доске и в тетрадях появляется запись)

9+1+5=15
8+2+4=14
9+6=15
8+6=14
9+1+4=14
8+2+3=13
9+5=14
8+5=13

4. Закрепление способа сложения однозначных чисел

Работа с индивидуальными ученическими ноутбуками

- Зайдите в раздел математики и найдите урок 27.

(ученики находят урок 27 «Сложение с переходом через десяток»)

(учащиеся самостоятельно выполняют задания 1, 2, 3)

5. Физкультминутка (зарядка для глаз)

6. Подготовка к решению задач

(выполняется задание из тетради на печатной основе «Учимся решать задачи»)

- Прочитайте условие и выполните задание.

- Какой из предметов самый короткий? (ручка)

- А какой самый длинный? (линейка)

- Подумайте и скажите, какую длину могли бы иметь эти предметы?

(учащиеся называют различные варианты)

7. Самостоятельная работа

- Откройте тетради на печатной основе № 1 на странице 16.

- Пользуясь рисунками, вставьте вместо окошек числа.

- Чем похожи все первые равенства? (в суммах по три слагаемых, если сложить первое и второе число, то получится 10)

- А чем похожи все вторые равенства? (слагаемых по два, складываем однозначные числа, а получаем двузначные)

- Молодцы.

8. Домашнее задание

Страница 24 № 71 (учебник)

9. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Что запомнилось больше всего?

- Каким способом можно складывать однозначные числа?