Музыкальное занятие в подготовительной группе "Все мы — музыканты"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  1. Учить детей подбирать по слуху разнообразные ритмические рисунки.
  2. Закреплять передачу восходящего и нисходящего движения мелодии на разных музыкальных инструментах.
  3. Развивать у детей чувство ансамбля, учить различать двухчастную форму, одновременно вступать и заканчивать исполнение.
  4. Развивать творческую активность детей.

Оборудование. Металлофон, ксилофон, дудочки, ложки, бубны, ЭМИ, триола, органола, треугольник, погремушки, музыкальные палочки, трещотки, барабаны; фланелеграф и наборы условных знаков к нему; дирижерская палочка.

Ход занятия

Дети входят в зал под выученную на прошлых занятиях русскую народную песню "У меня ль во садочке" мелкими шажками, слушая игру музыкального руководителя. У детей в руках дудочки, ложки и бубны. Игрой на дудочках они подчеркивают начало фраз, а пульсацию - ложками и бубнами.

Дети кладут на стол музыкальные инструменты и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель.

Ребята, давайте вспомним русскую народную сказку "Теремок". (Дети вспоминают сказку, называют ее персонажей.) Помните песенку из этой сказки?

Идет разучивание песенки.

Стоит в поле теремок, теремок.
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Вдруг по полю, полю мышка бежит,
У двери остановилась и пищит:
"Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?"

Музыкальный руководитель. Давайте для каждого персонажа сказки подберем свой музыкальный инструмент, который будет характеризовать его.

На столе перед детьми лежат различные музыкальные инструменты. С помощью педагога они подбирают для каждого персонажа сказки свой музыкальный инструмент, например, для мышки - металлофон, для лягушки - ЭМИ на вибрато, для зайчика - ксилофон, для лисички - триола, для волка - органола, для медведя - фортепиано в низком регистре.

Затем проводится импровизация данной сказки с использованием музыкальных инструментов.

Музыкальный руководитель.  Ребята, кто знает, как называется моя игра на фортепиано, когда вы поете песни?

(Ответы детей.)

Музыкальный руководитель. Такая игра называется аккомпанементом. Сейчас мы с вами будем учиться аккомпанировать. Аккомпанировать будете вы на своих музыкальных инструментах, а я буду играть мелодию на фортепиано.

Музыкальный руководитель проигрывает несколько раз мелодию русской народной попевки "Ладушки". Затем вместе с детьми определяет, где какие инструменты будут звучать. Для удобства на фланелеграфе выкладываются условные обозначения ритма для всех музыкальных инструментов. Затем музыкальный руководитель играет на фортепиано мелодию попевки, а дети аккомпанируют.

Музыкальный руководитель. А сейчас приглашаю всех на танец!

Дети делятся на 2 равные группы и образуют 2 круга - внешний и внутренний. Во внутреннем стоят дети спинами к центру, во внешнем - лицами к нему. С началом русской народной мелодии "Как пошли наши подружки" внешний круг движется по часовой стрелке, внутренний - в противоположном направлении. На повторении мелодии останавливаются парами, играют на своих музыкальных инструментах, негромко поют и выполняют соответствующие движения:

Раз и два и - топ - топ - топ (топают ногами)

Раз и два и - хлоп - хлоп - хлоп (играют на инструментах)

Шаг навстречу - "Здравствуйте!" (слегка наклоняются вперед)

"Ну и до свидания!" (меняются инструментами и одновременно местами, обходя друг друга таким образом, что дети из внутреннего круга переходят во внешний круг и наоборот)

После этого все начинается сначала, но движутся в обратном направлении. В центре круга можно посадить или поставить ударника с тарелкой, который негромко будет отмечать акценты.

Дети рассаживаются тремя подгруппами, перед ними встает ребенок-"дирижер" с дирижерской палочкой в руке. Музыкальный руководитель играет и поет:

Я музыкантом стать хочу -
Я ноты каждый день учу.
Под птичьи трели из садов
Пою я: до, до, до, до, до:
Сияет солнце на дворе,
Пою я: ре, ре, ре, ре, ре.
Отец-скворец поет с детьми,
И я пою: ми, ми, ми, ми, ми.
Пою я: ми, фа, соль, ля, си:
Я музыкантом стать хочу -
Я ноты каждый день учу!

Дети сидят по группам, изображая оркестрантов: скрипичную группу, ударную и духовую. Ребенок-"дирижер" в соответствии с музыкой показывает, кто должен "играть". Дети движениями имитируют игру на различных инструментах.

("Игра в дирижера", муз. А.Фаттаха, сл. В.Семернина. Сборник "Играем и танцуем". Москва:"Советский композитор", 1992)

Музыкальный руководитель. Ребята, а теперь подойдите к столу, возьмите инструменты, которыми мы изображали персонажей из "Теремка".

Дети выбирают соответствующие инструменты и, играя на них, выходят из зала под песенку к этой сказке.