Разложение многочленов на множители различными способами

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Отработка умений и навыков учащихся по теме “ Разложение многочленов на множители”;
  2. Способствовать развитию математического кругозора, мышления и речи, памяти учащихся, скорости устного счета;
  3. Воспитать критическое отношение к своим знаниям, учить сравнивать, делать выводы, привитие любви к родному краю.

Оборудование:

  • рабочие тетради;
  • карточки с заданием;
  • таблицы ответов;
  • тест (в 2х вариантах);
  • карты Курской области (современная и устаревший вариант);
  • конверты,
  • содержащие гербы городов Курской области;

Формы работы:

  • фронтальная,
  • работа в парах,
  • групповая.

Оформление доски:

  1. Тема урока и эпиграф к уроку: слова немецкого философа, математика, физика Готфрида Лейбница “ Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет”.
  2. Карта Курской области
  3. В цвете показаны рисунки улиц старого Курска

Ход урока

I. Организационный момент

Настроить детей на работу, проверить готовность к уроку (учащиеся разбиты на группы по 4 человека заранее).

Определение темы урока. Постановка целей и задач урока.

II. Устная работа :

Фронтальный опрос по теоретическому материалу.

Вопросы

  1. Что значит разложить многочлен на множители?
  2. Какие способы разложения на множители вы знаете?
  3. На основе какого действия выполняется вынесение за скобки общего множителя?
  4. Запишите и сформулируйте формулу разности квадратов.
  5. Запишите и сформулируйте формулу квадрат суммы.
  6. Запишите формулу разности кубов.
  7. Запишите формулу суммы кубов.
  8. Сформулируйте условие равенства нулю произведения двух или нескольких множителей.

III. Тест (проверка знания теории на практике), с последующей взаимопроверкой. (приложение I).

IV. Работа в группах.

23 мая 1779г была утверждена Курская губерния в составе 15 уездов. Их центрами стали: Курск, Обоянь, Суджа, Белгород, Путивль, Рыльск, Короча, Старый Оскол, Новый Оскол, Фатеж, Богатый, Тим, Щигры, Дмитриев, Льгов.

До 23 мая 1779г. Курск относился к Киевской губернии.

- Какие города входят в состав курской области сегодня? ( Предполагаемый ответ: Курск, Обоянь, Суджа, Рыльск, Фатеж, Тим, Щигры, Дмитриев, Льгов, Курчатов и Железногорск).

- Каждый город имеет свой герб, который является олицетворением его особенностей, включает в себя символичное изображение отличительных, исторических черт, достопримечательностей города.

Выясните какой герб принадлежит какому городу. Для этого разложите на множители данные выражения. Учитывая найденные ответы и данные таблицы I, сопоставьте номера.

Задания ( изображения гербов находятся в конверте № 1, приложение 2)

  1. х2 – 4 =
  2. 25 – 9а2 =
  3. 2х – 18а3х =
  4. 3 – 18а =
  5. 12х2у – 3ху =
  6. а(m + n) - b(m + n) =
  7. 36m2 - 100n2 =
  8. а2 + 8а + 16 =
  9. 2 – 6х + 1 =

Таблица I

Алгебраический код Название города
2а(а – 1)(а + 1) Рыльск
(3х – 1)2 Курск
(х – 2)(х + 2) Дмитриев
(5 – 3а)(5 + 3а) Фатеж
(6m - 10n)( 6m + 10n) Щигры
(а – b)(m + n) Льгов
3ху(4х – 1) Тим
2х(1 – 3а) Обоянь
(а+ 4)2 Суджа

Таким образом, каждый герб рассказал нам, чем славились города Курской области в свое время.

- Какие города не были представлены в данной таблице? ( Предполагаемый ответ: Железногорск, Курчатов)

- Как вы думаете, что должно быть изображено на гербах этих городов, чтобы посмотрев на них можно было сразу сказать чем знаменит город?

- Откройте конверт № 2 и сравните свои предположения и изображение на гербах данных городов.

Прошло не одно столетие и состав городов, входящих в Курскую губернию изменился. А что же произошло с самим городом? Проходили года, город стоился, менялись названия улиц.

Давайте вспомним, как в конце XIX века назывались главные улицы нашего города. Для этого решите уравнения.

  • х2 – 4 = 0 ( улица Советская)
  • 3 – х = 0 ( улица Ленина)
  • х2 – 4х + 4 = 0( улица Дзержинского)

Таблица II

Алгебраический код Название улицы
2; -2 Ртищева
0; ; - Херсонская
2 Московская

V. Домашнее задание.

Несправившиеся с тестом учащиеся получают домашнее задание в виде теста.

§ 24 № 655 - 657*, Р.Т стр. 48 № 1

Индивидуальное задание:

В настоящее время в денежном обороте находятся банкноты достоинством 5, 10, 50, 100, 500, 1000 рублей. Для художественного оформления банкнот используются изображения достопримечательностей городов России.

Узнайте, какие города и с банкнотами какого достоинства они связаны. Для этого выполните преобразования выражений и запишите результаты в стандартном виде. Используя найденные ответы как алгебраические коды, заполните таблицу названиями городов.

Санкт – Петербург (х – 2)(х2 + 2х + 4)__________________________________________

Красноярск (х + 1)(х2 - х + 1)____________________________________________

Владивосток х(1 – х)(х2 + х + 1)__________________________________________

Архангельск (х – 1)22 + 2х + 1)__________________________________________

Новгород (х – 1)(х + 1)(х4 + х2 + 1)______________________________________

Мурманск (1 – х)(1 + х)(2х2 + 2)_________________________________________

Ярославль (х – 3)(х2 +9) – (х +3)·3х_______________________________________

Достоинство банкноты Алгебраический код города Название города
5руб. х6 - 1  
10 руб. х3 + 1  
50 руб. х3 - 8  
100 руб. х + х4  
500 руб. х4 – 2х2 + 1  
1000 руб. х3 + 27  

VI. Итог урока.

Изучайте математику!
Если будете знать математику,
Будете знать все.
А.Н.Крылов
(советский кораблестроитель,
математик и механик)