"Анализ текста при подготовке к написанию сочинения-рассуждения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • подготовка учащихся к сочинению-рассуждению;
  • поэтапный разбор таких критериев, как определение проблемы текста, виды комментария, выявление позиции автора, виды аргументов;
  • приобщение учащихся к творчеству Ч.Т. Айтматова;
  • воспитание здорового образа жизни.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из романа Ч.Т. Айтматова «Плаха», киргизского писателя с мировым именем, человека, особенно остро ощущавшего свою ответственность за судьбы людей, планеты и вселенной. Чингиз Айтматов отразил в своих последних произведениях все проклятые вопросы земного существования. К сожалению, писатель не дожил совсем немного до своего восьмидесятилетия.

Работа с текстом.

Выразительное чтение текста учителем.

Авдий и Гришан, каждый по-своему, готовились к неизбежному поединку.

– Так ты велишь говорить впрямую, - прервал молчание Гришан. – Зачем ты мутишь моих ребят?

– Я пытаюсь наставить их на путь истинный, а, значит, слово «мутить» тут никак не подходит.

– Ты – чокнутый, ты – фанатик собственного идиотизма. Прибыл, стало быть, с благородной целью, чтобы открыть глаза нам – падшим, промышляющим добычей анаши, торгующим и спекулирующим запрещенным дурманом. Прибыл распространять извечные спасительные идеи, от которых за три версты несет прописными истинами. А ты подумал прежде, какая сила тебе противостоит?

– Подумал, и потому я здесь. Мне вовсе не безразлично, что будет, скажем, с малолетним Ленькой, с Петрухой, да и с другими ребятами, что состоят при тебе. Да и с тобой тоже. Пойми, есть выход из тупика. Покайтесь вот здесь, прямо в степи, дайте себе слово отказаться от наживы, от порока, и тогда вы обретете подлинную человеческую суть.

– Красиво звучит, черт возьми! Так знай, Каллистратов, у меня к Богу есть свой путь. Я помогаю людям изведать счастье, познать Бога в кайфе.

– Приближаясь к Богу, купленному за деньги? Ведь вслед за кайфом наступает полоса безумия и окончательная деградация души. Как с этим быть?

– А никак. На свете за все есть расплата.

Гришан неожиданно замолчал.

– Оставайся, я тебя не гоню. Попробуй, переубеди их, малолетних Ленек и разбитных Петрух. Я ничем, ни единым словом тебе не помешаю. Принимаешь мой вызов?

– Принимаю! – коротко ответил Авдий.

(По Ч.Айтматову).

1. С чего начинается работа над сочинением на ЕГЭ? (С выявления проблемы текста).

– Определите проблему данного текста. (Сложность выявления проблемы заключается в том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем).

А) Текст Ч. Айтматова заставил меня задуматься над проблемой наркомании.

Б) Формулировка в виде вопроса.

Как переубедить людей, вступивших на путь наркомании, как помочь начать новую жизнь? – над этой проблемой размышляет Ч. Айтматов.

В) Разработка такого методического приема, как рассуждение с дефиницией.

Что такое дефиниция?

– Это краткое определение какого-либо понятия, толкование слова.

Что такое наркомания? Невинное баловство? Конечно же, нет: ведь пристрастие к наркотикам наносит непоправимый ущерб организму человека. Может быть, это вредная привычка, от которой легко избавиться? К сожалению, это тяжелая болезнь, трагедия, катастрофа.

2. Работа над комментированием проблемы.

А) Выписать ключевые слова и словосочетания, характеризующие главных героев.

Авдий.

Наставить на путь истинный.
Спасительные идеи.
Истина.
Спаситель.
Подлинная человеческая суть.

Гришан.

Мутить.
Чокнутый.
Фанатик идиотизма.
Зло.
Тупик.
Нажива.
Порок.
Кайф.
Святотатство.
Богохульство.
Безумие.
Смерть.
Деградация.

Б) Какой основной художественный прием использован автором? (Антитеза между добром и злом, жизнью и смертью).

В) Какую роль играют элементы нелитературного просторечия (кайф, фанатик идиотизма и др.)?

Г) Выпишите из текста контекстные синонимы и определите их роль в тексте. (Деградация души, опустошение, смерть).

Д) Словообразовательный анализ синонимов святотатство, богохульство.

3. Какова позиция автора текста? (Ч. Айтматов стремится донести до читателей мысль о том, что на эту беду непременно нужно откликнуться, как на пожар в собственном доме, как на страшную катастрофу. Согласны ли вы с этим?).

4. Следующий этап работы над сочинением – аргументация собственной позиции.

Учащиеся работают в парах.

А) Естественные доказательства.

– Врачи считают, что наркомания – это неизлечимая болезнь, которая приводит к разрушению организма и смерти.

– Наркотики оборвали жизнь многих музыкантов, певцов, писателей ХХ столетия. Это Эдгар Алан По, Элвис Пресли. Они могли бы еще жить и творить, но причиной их смерти стали наркотики.

– Наркотики разрушают семьи, губят не только самого наркомана, но и их родственников, потому что их жизнь превращается в ад.

Б) Логические доказательства.

Образная аналогия.

– Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще. Не меньшую опасность таит в себе здоровый образ жизни.

В) Опровергающая аргументация.

– В молодежной среде достаточно распространено такое мнение, что в обществе наркотик выполняет функцию эпидемии. Идет естественный отбор. Погибают слабые, безвольные глупые. Ну и пусть.

Задание: привести примеры опровергающей аргументации.

Учащиеся приводят примеры:

– Легко быть отстраненным, пока это не коснулось твоих близких.

– Каждая человеческая жизнь бесценна, и за нее нужно бороться.

Наркотикам можно и нужно противопоставить общением, любовь, дружбу, искусство, спорт, природу.

III. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по проблеме текста Ч. Айтматова.

Тест (по роману Ч.Т. Айтматова «Плаха») – Приложение 1.