Элективный курс для 9-го класса "Быструха в диаграммах и графиках"

Разделы: Математика


1. Программа курса.

Цель: создание математической модели сравнения статистических данных, имеющих практическое значение для патриотического воспитания школьников, а также удовлетворяющих потребностям окружающего школу социума.

Задачи:

  • исследовать и отобрать данные, которые представляют практический интерес как для учащихся и коллектива учителей, так и для широкой общественности села;
  • обработать подготовленный материал с помощью компьютерных технологий;
  • развивать интерес к изучению математики посредством исследовательской деятельности;
  • показать, как можно применить математические методы для широкого спектра задач практической направленности.

Ожидаемый результат: построение диаграмм и графиков, классифицированных по разделам.

Основные направления работы:

  • Составить список данных, представляющих практический интерес для учащихся, учителей и окружающего социума.
  • Занести эти данные в таблицу для облегчения последующей обработки.

Название данных (например, “медалисты нашей школы”)

год 1968 1970 2008
Количество

золото/серебро

1/0 0/2 2/0
  • Выбрать форму наглядного представления данных (диаграмма или график).
  • Решить поставленную задачу (построить диаграмму или график).
  • Оформить материал (отформатировать) в виде стенда, буклета, альбома, книги и т.д.

2. Концепция элективного курса.

Идея содержания этого курса возникла из необходимости развития новых направлений патриотического воспитания школьников, применяя местный материал (успехи, достижения, традиции). В школе назрела необходимость восстановления музея школы и села. Работа, проведенная в рамках данного курса, как нельзя лучше подходит в качестве наглядных экспозиций музея, потому что:

  • отражает данные, связанные с работой школы;
  • вызывает чувство гордости и причастности, поскольку многие графики и диаграммы показывают успешность местного школьного образования;
  • заставляют задуматься о проблемах школы и села (снижение количества обучающихся, например, что вызвано не самыми лучшими переменами в жизни села);
  • возможно, “подвигнут” социально успешных выпускников в той или иной мере помочь коллективу учителей и учащихся в разрешении насущных проблем школьного бытия.

Результаты исследования, надеемся, будут интересны учителям–предметникам, которые смогут использовать обработанный местный материал на своих уроках. Прежде всего, учителя математики могут использовать этот материал для составления практических текстовых и иных задач по различным темам школьного курса.

Так же мы надеемся, что нашими исследованиями заинтересуется сельская администрация, управленческий аппарат акционерного общества и вся широкая общественность села, поскольку наглядность данных позволяет использовать их в различных сообщениях, докладах, выставках и т.д. как иллюстративный, подтверждающий материал, так и самостоятельный раздел.

3. Ожидаемые результаты.

“Все познается в сравнении”.

Поэтому прошлое и настоящее, соединенное в одно целое с помощью наглядного материала в виде графиков и диаграмм, дает пищу для размышления, осознания путей развития, что, надеемся, приведет к поступкам, которые изменят нашу жизнь к лучшему, заставят отдать частицу себя на благо и процветание своего села – своей малой Родины.

 4. Перспектива работы.

Мы предполагаем, что идея курса вызовет интерес и будет практически применима в любом населенном пункте, где функционирует школа, предприятия, территориальное управление и т.д.

Мы же предполагаем исследования на основе данных, полученных в архивах сельской администрации и акционерного общества.

Вот некоторые темы будущих исследований.

  1. На основе данных, полученных в архиве сельской администрации:

– общее количество населения по годам;

– население по возрасту (по полу);

– население по образованию;

– занятость населения;

– рождаемость (смертность);

– средняя продолжительность жизни;

– количество скота на личном подворье (по годам, по видам: КРС, свиньи, овцы, лошади, птица);

– рост или падение жизненного уровня (реальные доходы);

– строительство;

– рост количества легковых автомобилей и т.п.

  1. На основе данных, полученных в архиве акционерного общества:

– надои молока;

– настриг шерсти;

– производства мяса;

– рост или падение зарплаты;

– посевные площади (по основным культурам);

– урожайность;

– количество передовых рабочих (по годам) и т.д.

 5. Техника исполнения.

Данные для исследования и обработки в окружающем нас социуме (село Быструха, его организации, его жители) мы можем получить, на наш взгляд, в трех местах: школе, сельской организации, акционерном обществе. Поскольку исследование проводит учащийся, то, скорее всего, его будут интересовать сведения о родной школе. Так и было на самом деле.

В архиве школы есть много данных, представляющих для учащихся (и не только) большой интерес. Особенно эти сведения привлекают внимание, наводят на размышления, будоражат воспоминания у взрослых людей, если они “подаются” в сравнении. А сравнить эти данные можно с помощью построенных диаграмм и графиков.

Какие интересные данные можно обнаружить в школьном архиве?

Число учащихся; число старшеклассников; число изучающих английский язык; количество книг; количество учебников в библиотеке; количество учащихся, получающих горячее питание; качество учебы; количество учащихся, принимавших участие в международных играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Золотое руно” и т.д.

Примеры диаграмм и графиков.

 График снижения количества учащихся нашей школы.

 Диаграмма количества школьников, изучающих английский язык (по ступеням).

 График качества учебы (в %).

Количество золотых и серебряных медалистов нашей школы.