Педагогический консилиум как одна из форм взаимодействия с педагогическим коллективом

Разделы: Администрирование школы


Педагогический консилиум – организационная форма взаимодействия педагогического коллектива, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. (Приложение 1).

Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик, педагог-психолог, социальный педагог, и на основе целостного видения ученика (класса, параллели) разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития. (Слайд 1)

Консилиум позволяет:

  • -психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам учебно-воспитательного процесса, которые обладают большими возможностями влияния и взаимодействия с ним;
  • учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
  • объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;
  • наметить программу индивидуального развития ученика;
  • распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;
  • координировать действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику (классу, параллели).

Мы обращаемся к данной организационной форме взаимодействия с педколлективом при обсуждении проблем адаптации, связанных с переходом учащихся 4-х классов на раннее предметное обучение, т.к. организация перехода из начального в среднее звено (а в наших условиях – на раннее предметное обучение) традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации – одним из труднейших периодов школьного обучения. (Слайд 2).

Цель консилиума:

  • обсуждение состояния адаптации учащихся 4-х классов;
  • коллективное изучение трудностей обучения 4-классников;
  • выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, преподающих в классе;
  • разработка учебно-воспитательных мер по устранению этих причин как в отношении класса в целом, так и в отношении отдельных учащихся.

В соответствии с этим разрабатывается программа консилиума. (Слайд 3).

Участники консилиума:

  • администрация;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • учителя начальной школы, выпустившие учащихся из 3-го класса;
  • классные руководители 4-х классов;
  • учителя-предметники, работающие в 4-х классах.

Проведению педагогического консилиума предшествовала большая подготовительная работа. В марте 2007 года в рамках работы методического совета был проведён научно-практический семинар по вопросу обеспечения успешной адаптации ребёнка при переходе на раннее предметное обучение. В ходе семинара были рассмотрены психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребёнка 10-12 лет, методические особенности обучения детей в начальной школе, требования к общеучебным мыслительным умениям и навыкам школьников 4-5 классов, определены задачи педагогического коллектива в период адаптации школьников, а также формы взаимодействия учителей начальной основной школы в адаптационный период, утверждён план работы по преемственности. (Слайд 4).

В соответствии с планом учителями НШ был подготовлен пакет документов для будущих классных руководителей и учителей-предметников 4-х классов по предложенным формам.

Психолого-педагогическая карта учащегося (заполняется в 3(4)-х, 8-х, 10-х классах) позволяет выделить первоочередные задачи воспитания и обучения учащегося в критические периоды, индивидуализировать обучение, помочь новому учителю в работе с классом. (Приложение 2).

Карта-схема психолого-педагогической характеристики класса (Приложение 3) позволяет оценить уровень развития классного коллектива по таким параметрам, как “сформированность, активность”, “организованность”, “интеллектуальная коммуникативность”, “психологический климат”. (Слайд 5).

Проведя всю необходимую подготовительную работу: с ученическим и родительским коллективом по преодолению дезадаптации, АКР для контроля уровня остаточных знаний, классно-обобщающий контроль в 4-х классах, изучение психолого-педагогических проблем в адаптационный период, - участники педконсилиума анализируют, обобщают и представляют для обсуждения следующую информацию:

- заместитель директора по УВР: анализ АКР, анализ качества знаний, динамику показателей учебной деятельности и успеваемости по классу (слайды 6-14);

- педагог-психолог: анализ учебной мотивации, отношений учащихся к разным учебным предметам, к школе, классу, к самому себе, определение уровня школьной тревожности (слайды 15-25);

- учителя НШ: анализ взаимодействия учителей начальной и основной школы в адаптационный период, некоторые индивидуально-психологические особенности учащихся, которые необходимо учесть учителям среднего звена;

- классные руководители 4-х классов: анализ работы с ученическим и родительским коллективом, характеристика классов, информацию о неблагополучных семьях и детях с проблемами в развитии (слайды 26-28);

- учителя-предметники: анализ уровня сформированности ОУУН у учащихся 4-х классов, прогнозируемые результаты обучения в 4-м классе.

В ходе обсуждения участники консилиума определяют пути и формы решения выявленных проблем, принимают решения педагогического консилиума. (Слайд 29).

Решения педагогического консилиума, а также рекомендации учителям по работе с учащимися, имеющими разный тип познавательной активности были розданы всем участникам консилиума.

В завершении работы педагогического консилиума его участникам было предложено провести цветовую рефлексию (которая оказалась положительной), а также оценить работу педконсилиума по 10-бальной шкале. Ответы на вопросы распределились следующим образом:

  1. Актуальность услышанного на педконсилиуме (86% - 10 б., 14% - 9б.).
  2. Насколько понятны и интересны были ход и содержание педконсилиума ( 7% - 7б., 36% - 9 б., 57% - 10б.).
  3. Насколько данный консилиум поможет Вашему профессиональному росту (43% - 9 б., 57% - 10б.). (Слайд 30).