Использование модульной технологии на уроках литературы в старших классах. Изучение критики и журналистики второй половины XIX в.

Разделы: Литература


Главной задачей школы по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания. В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей.

Блочно-модульное обучение – это прежде всего личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности. Данная технология предполагает, что ребёнок должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. В литературе встречаются несколько определений понятий “блок” и “модуль”, но все они практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:

  • учебная цель (целевая программа);
  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ);
  • методическое руководство;
  • контрольная работа.

Таким образом, все микро-технологии учтены. Программированная технология обучения предполагает деятельность по определённому алгоритму; когда ребёнок освоит основные этапы работы, то у него в конечном итоге должно сформироваться умение учиться, пользоваться алгоритмом получения знаний. Преимущество данной технологии я вижу в наглядной демонстрации различных способов получения знаний, причём ребёнок вправе выбирать более доступные и близкие ему в данный момент.

Тема: Изучение критики и журналистики второй половины XIX века.

Технологическая карта модуля.

№ У-Э Учебный материал с указанием задания Стр. учебника Руководство к усвоению знаний
1. Цель: Входной контроль. Словарный диктант.   1. Выписать из словаря значение предложенных слов, выучить их.
2. Цель: Познакомиться с исторической ситуацией России в данный период и её роли на журналистику и критику. Лекция учителя 1. Прослушать внимательно лекцию учителя, сопоставляя рассказ с тезисами.

2. Рассмотреть хронологическую таблицу.

3. Переходите к У-Э3.

3. Цель: изучить идейные направления критики и журналистики второй половины XIX века. Стр. 125-133 1 .Прочитайте статью учебника.

2. Составьте тезисы статьи.

3. Переходите к У-Э4.

4. Цель: знакомство с развитием журналов и критической мысли в 60-70-е годы. Стр. 133-137 1 Прочитайте статью учебника.

2.Составьте план статьи.

3. Переходите У-Э5.

5. В Выясните, какие литературно-общественные течения сформировали литературу на рубеже веков. Стр. 137-139 1. Прочитайте статью учебника.

2. Составьте конспект статьи.

3. Переходите к У-Э6.

6. Углубите знания о ведущих литературных деятелях того времени. Использование дополнительной литературы (см. список). 1. Расскажите подготовленные доклады.

2. Прослушайте сообщения товарищей и составьте тезисы их сообщений.

3. Переходите к У-Э7.

7. Самоконтроль. Контрольные вопросы. 1. Проверьте знания темы по контрольным вопросам.
8. Итоговый контроль. Цель: Проверка знаний по теме “Критика и журналистика второй половины XIX века”. Зачёт в группах. Контрольные вопросы. 1. Принести и сдать заранее тезисы сообщений о ведущих литераторах второй половины XIX века.

2. Подготовить конспект одной из статей учебника литературы.

3. Подготовить ответы на контрольные вопросы.

План лекции по блоку

Критика, журналистика 1860–1890-х годов.

1. Вступление. Своеобразие русской литературы.

2. Обстановка в России и литературе во второй половине XIX века.

а) Первая революционная ситуация: кризис крепостнической системы, поражение царизма в Крымской войне.

б) Углубление внутренних экономических и политических противоречий в стране, половинчатостью реформ.

3. Особенности литературного развития во второй половине XIX9 века.

4. Размежевание в кругах интеллигенции.

Общество разделилось на:

Проповедовали сближение образованного общества с народом (“почвой”) на религиозно-этической основе. (Ф.М.Достоевский)

5. Роль журналистики (втягивание литературы в политическую борьбу).

а) Литературно-критические позиции либеральных западников и революционеров-демократов, (полемика между “Современником” и “Русским словом”).

б) “Современник” сплачивает демократические силы. Постепенное ослабевание позиций “Современника”.

в) Реакция власти.

г) Полемика между “Современником” и “Русским словом”.

6. Заключение.

Контрольные вопросы к блоку

  1. Какие политические, экономические и культурные тенденции определили своеобразие литературной ситуации второй половины XIX века в России?
  2. Почему в указанный период столь важную роль в литературе стала играть журналистика, литературная критика? Охарактеризуйте ведущие журналы, их направленность, состав авторов. Что определило литературную судьбу “Современника”, “Отечественных записок”, “Русского слова” и других прогрессивных изданий 1860–1870-х годов?
  3. Какие идейные, литературно-общественные течения сформировали облик отечественной литературы на рубеже веков? В чём выразилось её жанровое своеобразие и проблемная многосоставность?

Литература к блоку № 2

  1. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974.
  2. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70–90-е годы. М., 1983.
  3. Скатов Н.Н. Литературные очерки. М., 1986.
  4. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века - М., Высшая школа, 1972.
  5. Петрова СМ. История русской литературы XIX века (2 половина) -М., Просвещение, 1978.
  6. Сахаров В.И., Зинина С.А. Литература XIX века. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2004.