Воображение и творчество в детском возрасте

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Сегодня, как показывает время мало быть “наполненными” знаниями, быть хорошими исполнителями. Время требует людей, способных нестандартно мыслить, творческих, способных к росту. Ведь творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способна определить направления своей деятельности, найти оригинальные решения, обеспечить свою экономическую независимость.

Поэтому, одним из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о воображении и творчестве у детей, развитии этого воображения и творчества и о значении творческой работы для общего развития и становления ребенка.

Л.С.Выготский в своей работе “Воображение и творчество в детском возрасте” отмечает, что существует мнение, будто детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, но по мере развития ребенка его фантазии идут на убыль. Но это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения.

Именно поэтому воображение ребенка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребенок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными.

Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя.

Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, “сензитивный” период для такого развития - это дошкольный и младший школьный возраст. “Воображение – как писала психолог Дьяченко О.М., детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний”.

Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребенка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве “для себя”, к ней не предъявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к предстоящему творчеству в будущем.

Воображение - одно из самых известных и вместе с тем непонятных психологических явлений. Человеку нужно воображение; во-первых, воображение делает человека интересным для окружающих и интеллектуально развитым, во-вторых, оно необходимо для разумной организации своего поведения. И, в-третьих, воображение необходимо человеку для того, чтобы с его помощью удовлетворять свои нереализованные в жизни потребности. Наконец, особенно важную роль играет воображение в творческой деятельности.

В детском возрасте потребность в творчестве реализуется в игре, всякого рода импровизациях, рисунках. Эта потребность представляет собой отклик на ту обстановку, которая окружает ребенка. Играя, рисуя, импровизируя, ребенок по-настоящему переживает придуманное событие. Дети пробуют строить образы воображения, руководствуясь принципами красоты. Благодаря этому учение и творчество можно соединить в органичном единстве. В качестве непосредственных стимулов творческой деятельности в младшем возрасте выступает активное общение взрослого и ребенка, игровые ситуации, занятие рисованием, лепка, конструирование и т.д.

В период начального обучения основной в жизни ребенка становится учебная деятельность. Отсюда логично предположить, что в данный период в целях перспективного углубления и совершенствования механизмов воображения учебная деятельность должна стать ведущей в реализации потребности в творчестве. Особое значение в этом отношении имеет урок чтения, так как в центре урока стоит художественное произведение как продукт творчества. При изучении художественных произведений могут использоваться разнообразные виды творческих работ, направленные на углубленное восприятие текста и способствующие развитию воображения и речи младших школьников.

Чтение, как учебный предмет, предполагает использование в работе учителя разнообразных нестандартных форм урока, поскольку опирается на образное мышление учащихся, требует постоянного внимания со стороны учителя к эмоциональному индивидуальному восприятию текста. Современные ученики нередко отдают предпочтение телеэкрану, а не хорошей книге, поэтому целью уроков чтения - вызвать интерес к чтению, а через это воспитать потребность в систематическом чтении художественной книги.

На уроках предлагаю учащимся разнообразные творческие задания:

- сочинить небылицу;

- сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий момент;

- используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима (опираясь на репродукцию);

- придумать свою басню и оформить ее;

- сочинить загадки о временах года;

- придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица, записать его и красиво оформить;

- написать сочинение о любимом времени года, использовать в сочинении цитаты и образы из стихотворений о природе;

- придумать свою путаницу;

- оформить обложку к сказке, программу спектакля;

- нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся вам рассказу;

- придумать кроссворд, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы, чьи рассказы читались на последних уроках;

- нарисовать то, что красивее всего;

- придумать слова для игры.

Что дают такие задания?

Во-первых, возможность учителю проверить знания учащихся и оценить многих за урок; во-вторых, у учеников – выявить творческие способности, талант, одаренность; в-третьих, развивают умение работать в коллективе.

Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумывать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока.

А сколько интересных, творческих заданий могут выполнить дети при изучении одного произведения. Например, сказка “Петушок и бобовое зернышко”, “У страха глаза велики”:

- инсценирование сказки,

- чтение по ролям;

- иллюстрирование,

- составление кроссвордов,

- пересказ от имени персонажей,

- составление вопросов по содержанию,

- придумать свой конец сказки,

- подобрать пословицу к сказке.

Детям нравится выступать в роли писателей-фантастов. Предлагаю им фантастические гипотезы.

“Если бы я был Зимой, то я …”

“Если бы я был дятлом, то я бы…”

“Если бы я был волшебником,…..”

“Я радуюсь осени, потому что…”

“Если бы я был снежком, то…” и т.д.

Ежедневно провожу поэтические пятиминутки, на которых по предложенной тематике ученикам предлагается досочинить стихотворение по его началу или концу.

Вот что получается:

“Первый снег,
Первый снег
Соберемся все гурьбой,
И на горочку толпой
Побежим кататься,
Играть и кувыркаться” (Наташа П.)

“Зима-зимушка, зима!
Ты бела и холодна
Приморозь на речке лед,
Замети все снегом.
На коньках чтоб покататься,
И в снегу покувыркаться” (Таня Ф.)

“Зима-зимушка, зима!
Ты красавица краса!
В гости к нам пришла,
Снега принесла“ (Лена Л.)

Ближе всего к литературному творчеству стоит театральное творчество или драматизация. В целях речевого развития и адаптации ребенка в классе в “Русскую азбуку” введен “театр”. Через разыгрывание пантомим, с постепенным включением детских высказываний школьники научатся владеть своим голосом, жестами, мимикой, поймут, что часто имеет значение не столько то, что сказано, а как это сказано. “Театр” позволяет, кому-то вспомнить, а кому-то узнать наиболее распространенные сказки, раскрыть через разыгрывание особенности каждого героя. При проведении всех видов драматизации опорным является умение прочитать реплику, выразить в ней особенности характера и настроение персонажа.

Использование заданий творческого характера на уроках в начальной школе, во внеклассной работе помогает мне:

- формировать творческую личность;

- готовить детей к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности;

- развивать логическое мышление, память, речь, воображение, фантазию;

- вызывать интерес у учащихся к новым знаниям;

- закреплять уже имеющиеся у детей знания и навыки по предметам;

- осуществлять межпредметную связь.

Все творческие работы учащихся, а это рисунки, аппликации, стихи, сказки, которые дети сочинили сами, хранятся в пакете “Растишка”. С интеллектуальным, творческим и духовным ростом ребенка обязательно знакомятся родители.

Главное в педагогике творчества не дать угаснуть божьему дару, не помешать расцвести “Таинственному цветку” в душе ребенка.

Учителю на начальном этапе нужно умело стимулировать самостоятельность ребенка и побуждение его к собственному развитию, воспитывать детей радостью, передавая им и наш оптимизм, жизнелюбие, немеркнущее восхищение, желание творить. Для этого и самому учителю нужно быть творческой личностью, вносить новизну, необычность, нестандартность методических приемов, средств и форм обучения.

Подводя итоги, хочется отметить, что жизненный опыт детей, несомненно, беден. Там, где взрослому человеку давно все известно, ребенок многое видит впервые, открывает новое, интересное, захватывающее его мысли и чувства. Новые сильные впечатления от явления действительности могут комбинироваться в воображении ребенка в самые невероятные сочетания и то, что для взрослого человека недопустимо соединять, у ребенка легко объединяется в яркий и оригинальный образ. Обучить творчеству нельзя. Но это не значит, что нельзя воспитателю, учителю содействовать его образованию и проявлению. Важнейшее условие проявления творчества, считает Л.С.Выготский, состоит в том, что деятельность в воображении ребенка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. Младший школьник учится не столько у учителя, сколько вместе с ним. Таким образом, свобода творчества обеспечивается совместной деятельностью ученика и учителя. Миссия учителя – внушить ученику уверенность в своих возможностях и способностях, понимание его стремлений и уверенность в успехе.