Открытый урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание слов с разделительным Ъ и Ь знаками"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Формирование умения писать слова с разделительным ъ и ь знаком.
  2. Развитие памяти, внимания, пополнение словарного запаса.
  3. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • репродукция “ Зимой на катке”
  • тренажер для глаз
  • индивидуальные карточки
  • листочки для работы в группах

Ход урока

I. Организационный момент.

У.: Прочитайте стихотворение. Определите тему стихотворения.

Вьюга снежная пурга,
Напряди нам пряжи.
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.

Д.: Тема – зима.

У.: Подберите синонимы к слову вьюга.

Д.: Метель, пурга…

У.: Какие вы слышите звуки зимы, запахи.

Д.: Вой, свист, шипение, завывание, гул…

У.: Как это можно изобразить письменно? (Руками покажите действие вьюги. Дети встают и показывают движения.)

Минутка чистописания.

Цель нашей минутки чистописания: тренируемся в скорости письма, правильности соединений и развиваем руку.

У.: Что такое зима? На доске появляются слова: снег.

– Какие еще снежные слова знаете?

– Мороз, коньки, лед, лыжи, санки, снежинки, Дед Мороз, Снегурочка, елочка, снеговик, снежная крепость.

Ответы детей.

Работа по картине “Зимой на катке” Чтение стихотворения хором.

У подъезда дома пять,
Объявление опять
“Марьи, Дарьи и Татьяны,
Ольги, Софьи и Ульяны!
На коньки пора вставать,
По льду скользкому гонять!”

У.: Определить тему урока, цель.

Используя имена из стихотворения, слова с доски, картину, составьте предложения.

– Что мы сегодня будем закреплять? Прочитайте стихотворение каких орфограмм много?

Д.: Тема нашего урока разделительный ъ и ь знак. Мы будем писать слова с разделительным ъ и ь знаком.

Орфографическая работа. Дети получают индивидуальные карточки для работы в парах со стихотворением:

У подъезда дома пять,
Объявление опять
“Марьи, Дарьи и Татьяны,
Ольги, Софьи и Ульяны!
На коньки пора вставать,
По льду скользкому гонять!”

  • Выделение известных орфограмм.
  • Выписать в первый столбик слова с разделительным ъ , во второй с ь знаком. Доказать свой выбор. (Работа группах.) Дети по заданию учителя выписывают слова с ъ, с ь и с ь для обозначения мягкости..
  • Выработать алгоритм работы над правильным написанием слов с разделительным ъ и ь знаком.

Алгоритм

  • Четко прочитать слово.
  • Посмотри. в какой части слова находятся знаки.
  • Посмотри, где стоят е, е, я, ю, и в какой части слова.
  • Разделительный твердый знак – писать только перед корнем после приставок на согласную.
  • Карточки заготовить.

Разделительный мягкий знак пишется в _____________

Перед гласными (какими?)__________________________

Разделительный твердый знак пишется только после _______________________

Перед гласными (какими?)______________________

Мягкий знак пишется (где?)_____________________

 Физкультминутка.

У.: На доске слова: коньки, вьюга, въехал, семья, вьюн, подъезжать, память, объехал, бьют, съемка.

Я буду показывать и произносить их. Если я назову слово с мягким знаком, вы сгибаете правую ногу в колене и поднимаете ее, обхватывая обеими руками. Если я произнесу слово с твердым знаком, тоже самое делаете с левым коленом.

У.: Работа в тетради. Запишите одним словом:

Животное, наиболее близкое к человеку построению тела – обезьяна.

Кондитерское изделие –печенье.

Втолковал, разжевал и в рот положил – разъяснил.

Сообщение, извещение, доводимое до всеобщего сведения – объявление.

Энергичный рост, сильное развитие чего-либо, воодушевление, возбуждение, участок дороги, поднимающейся в гору – подъем.

События перед юбилеем – предъюбилейное.

Вывод.

  • Разделительный твердый знак нужно только после приставки писать.
  • Разделительный ь знак в середине слова между согласными.

Работа на доске.

У.: Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить ( через одну-две минуты учитель стирает первые слова словосочетаний). Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью. Подчеркните орфограммы.

съедобный
объяснил
подъем
съемка
съежилась
гриб
задачу
флага
фильма
от холода

Итог урока.

– Какую тему изучали?

– Когда же пишется разделительный мягкий знак и разделительный ъ ?

– Какое задание вам показалось самым сложным?

Домашнее задание.

  • Выберите себе задание и запишите в дневнике:
  • Придумать и записать 6 слов с разделительным мягким знаком, выделить орфограмму:
  • Выписать по одному предложению из книги для чтения со словами, где пишется разделительный ь знак, ъ и ь показатель мягкости согласного звука.