Ю.Гагарин – герой и "любимец века". Урок подготовки к сочинению-рассуждению

Разделы: Русский язык


Методический комментарий.

Урок подготовки к сочинению о людях науки, истории и культуры разработан с учетом требований новой формы письменного экзамена в 9 классе, в основе которой – работа с текстами сходной проблематики. По итогам урока учащиеся пишут сочинение-рассуждение и выполняют тестовые задания. Урок рекомендован для учащихся 7–9 классов. В зависимости от уровня подготовки класса учитель может варьировать формы работы.

Урок направлен на формирование коммуникативных умений:

  • извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, определять средства ее основного выражения;
  • определять принадлежность текста к определенному жанру, стилю и функционально-смысловому типу речи,
  • устные высказывания
  • создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста в разных жанрах: интервью, сочинение-рассуждение.

Урок носит интегрированный характер: для создания исторического контекста используется материалы об истории освоения космоса, о выдающихся личностях эпохи: С.П.Королеве, Ю.А.Гагарине; разные источники информации: словари, энциклопедии, Интернет, книга Л.Обуховой “Любимец века”, научно-популярная литература об освоении космоса.

Предлагаемый нами урок – один из вариантов комплексного анализа текстов сходной проблематики, имеющий выход в практику творческой деятельности ученика: собственного осмысления авторской позиции и выражения своей точки зрения в сочинении.

Оборудование урока:

  • Распечатки текстов Л.Обуховой;
  • рабочие листы с заданиями;
  • тетрадь по развитию речи;
  • презентация об истории освоения космоса.

Ход урока

П: Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об интересных, ярких личностях, вошедших в историю. Мы уже знакомились с текстами об известном военном, инженере, сподвижнике Петра I Якове Брюсе, о великом ученом-физике Льве Ландау. Благодаря текстам современных авторов мы многое узнали о личных качествах этих людей: целеустремленности и трудолюбии на благо науки, на благо своей страны. Именно эти качества сделали их героями своей эпохи.

Наш урок посвящен еще одному известному герою своего времени, первому космонавту Ю.А.Гагарину.

Приложение

Цель урока состоит в том, чтобы научиться интерпретировать эти тексты.

Вместе с автором текстов Л.Обуховой узнаем о характере этого человека, вслед за автором в творческих работах поразмышляем над проблемой “герои эпохи”.

Наш урок будет носить интегрированный характер, так как анализ текстов о выдающихся личностях предполагает использование материала из разных источников информации, даже из разных областей научных знаний. Вы работаете на специальных листах, нам понадобятся также тетради по развитию речи.

Давайте совершим небольшой экскурс в историю мировой и отечественной космонавтики. Мы слушаем индивидуальное задание об освоении космоса. Задание классу: внимательно слушать и по ходу делать необходимые записи.

Индивидуальное задание.

Учащиеся выполняют задание на рабочих листах.

– Что записали по ходу слушания? (Проверить.)

Мы узнали об истории космоса и о полете в космос Ю.А.Гагарина.

А теперь обратимся к текстам из книги Л.Обуховой с таким емким и точным названием “Любимец века”. Пожалуй, так говорят о близком, родном человеке, но для целого века. Почему же Гагарин стал “любимцем века”?

Выразительное чтение текста.

Вам встретятся незнакомые слова:

Ангар – сооружение для хранения, технического обслуживания и ремонта самолетов и вертолетов.

Имена собственные:

академик Сергей Павлович Королев – ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, под его руководством создан корабль “Восток”, на котором Юрий Гагарин совершил свой полет.

космонавт Павел Романович Попович – летчик-космонавт, совершил полеты в космос в 1962 и в 1974 годах.

Анализ текста

Вопросы к анализу

– О чем текст?

– Какова авторская задача?

– Кому адресован текст?

– К какому стилю вы отнесли бы этот текст?

Понаблюдаем, какие приемы помогают автору заинтересовать читателя и раскрыть характер Юрия Гагарина.

– Какой жанр выбирает автор?

– Какой тип текста? Докажите.

(Тезис: Герой – всегда собирательный образ, как бы ни был реален человек, ставший им. Образ Юрия Гагарина поверяется не только историей, но и народным воображением). Отметьте на полях листа.

– Как вы понимаете эти слова?

– Как вы думаете, слово “герой” однозначное или многозначное?

Обратимся к словарю Ожегова:

  1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости. Герои Великой Отечественной войны.
  2. Главное действующее лицо литературного произведения. Герой романа.
  3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Герой нашего времени.
  4. Тот, кто привлек к себе внимание, кто вызывает восхищение, подражание. Герой дня.

– В каком значении использует автор статьи слово “герой”

– Каково отношение людей к героям своего времени?

– Почему это собирательный образ?

– Что такое легенда?

– При каких обстоятельствах космонавт Попович рассказал легенду о подготовке космонавтов к полету?

– Какое событие положено в основу легенды?

– Какова композиция легенды: на сколько смысловых частей можно было бы ее разделить? (На две. Отметьте в тексте границы частей. Как бы вы их озаглавили? Подпишите на полях).

– Казалось бы, смысл легенды заключен во второй части. Зачем понадобилась автору первая?

– Чем интересно описание корабля “Восток”? (Использованы художественные приемы, передающие какую-то страшную таинственность, загадку будущего космического полета. Человек еще никогда не летал в космос, и поэтому никто не знал, останется ли первый космонавт в живых).

– Готовы ли были эти люди к полету?

– Чем интересно построение второй части? (Строится как диалог Королева с будущими космонавтами).

– Почему все отвечают, что чувствуют себя хорошо, ведь они обманывают Королева. (В этом выражается готовность выдержать любые испытания).

– Почему же Королеву не понравились ответы летчиков? (Ему нужно было не их геройство, а достоверная информация).

– Прочитайте, как повел себя в этой ситуации Гагарин?

– Какие же черты характера Гагарина проявились в этой ситуации?

– В каких строчках выражена основная мысль текста о том, почему Гагарин стал первым космонавтом? Гагарин был как все, удивительно как все! Только чуточку смелее, добрее и прямодушнее…

– Какова авторская позиция: кто становится героем своего времени, “любимцем века”. Письменно сформулируйте ответ на этот вопрос.

Герой – это человек, который совершил что-то выдающиеся для своей страны, своего народа. Вместе с тем, это человек, обладающий лучшими чертами характера: добротой, искренностью, прямодушием, скромностью, трудолюбием, упорством в достижении цели. “Гагарин был как все, удивительно как все! Только чуточку смелее, добрее и прямодушнее…”.

Второй текст, к которому мы обратимся сегодня на уроке, также взят из книги Лидии Обуховой. Он рассказывает о полете Юрия Гагарина в космос. Самостоятельно прочитайте текст и ответьте на 1–2 вопросы тестового задания.

Ребятам класса было дано интересное творческое задание: представить этот текст в виде интервью. Давайте вспомним паспорт жанра интервью.

Паспорт жанра интервью

Речевая задача Особенность построения, участники диалога Виды интервью Виды вопросов
Получить необходимую информацию Беседа в форме вопросов корреспондента и ответов респондента
  1. Информативное
  2. Интервью-знакомство
  3. Интервью-портрет
  4. “Звездное” интервью
  1. Вопросы с водкой
  2. Уточняюшие вопросы
  3. Вопросы “в досыл”
  4. Вопросы с перебивкой

Послушаем, что получилось у ребят, и оценим, удалось ли ребятам сохранить основную мысль текстов: Гагарин стал первым космонавтом, потому что был душевным, честным, прямодушным, целеустремленным и отважным человеком.

А теперь вам предстоит самим выполнить творческое задание № 3.

Выполнение задания и проверка.

Д.з. Выполнить до конца тест и дополнительные задания к тексту.

Приложение