Практическое занятие "Умные пальчики"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель практического занятия: научить осознанно снимать утомление с помощью массажа рук и пальчиковой гимнастики.

Задача практического занятия:

  • Научить делать массаж рук;
  • Научить упражнениям для пальчиков;
  • Воспитывать бережное отношение к своим рукам;
  • Развивать умение снимать утомляемость средством массажа и пальчиковой гимнастики.

Ход занятия

Дорогие ребята, наш организм создан природой удивительно разумно, точно и надежно. Особенно умно и хитро устроены наши стопы и ладони. Но на сегодняшнем занятии мы уделим внимание нашим ладоням. Все вы помните и знаете, что стоит только ладонью дотронуться до предмета, лежащего в кармане, она сразу же узнает, что это за предмет.

Игра: узнать на ощупь предмет.

Как вы считаете, вот ваши руки о многом помогают вам узнать, многое знают о вас, а что вы знаете о руках? (Ответы детей).

Каждый палец на руке имеет название или имя:

  • Большой – самый большой из всех.
  • Указательный – указывает.
  • Средний – находится посередине.
  • Безымянный – лодырь.
  • Мизинец – самый маленький.

Проведем опыт: используя только указательный и большой пальцы правой руки, достаньте из портфеля учебник математики. Молодцы, а теперь, используя только средний и безымянный пальцы, уберите его обратно.

- Когда выполнять задание было легче?
- Так только ли имена разные у наших пальцев? Чем еще они отличаются? (Выполняемой работой).
- Какую работу могут выполнять мизинец, безымянный и средний пальцы? (Выжимать тряпку, нести портфель, причесываться).
- Давайте повнимательнее рассмотрим наши ладони. На запястье есть поперечные складки. Если их у человека три, это говорит о том, что запас здоровья очень большой. Рассмотрите пальцы руки с внутренней стороны. Что заметили? (Поделены на 3 части).

- Каждый палец на руке состоит из 3 частей – фаланг. (Приложение 1)

Первая фаланга большого пальца связана с головой: если большой палец нельзя отодвинуть далеко назад, это говорит о сильном характере и большой силе воли. Эти люди точно выполняют указания врача. Если большой палец может далеко отодвигаться назад – то человек менее дисциплинированный пациент.

Древние мудрецы говорили: “Рука каждого человека… таит в себе чудодейственную силу излечения болезней. Кончики пальцев рук – это второй мозг”.

- Как понимаете это изречение?

- На кончиках пальцев рук находится несколько тысяч нервных окончаний, связанных с головным мозгом. Значит, если мы будем делать массаж ладоней, пальцев, мы будем развивать свои умственные способности.

Будем более смышлеными и сообразительными. Повторяйте упражнения:

  1. Похлопать в ладоши.
  2. Растереть руки, “помыть” руки.
  3. Для улучшения памяти: каждый палец “здоровается” по очереди с большим (кончиком большого сильно надавить на “подушечку” каждого пальца).
  4. Сложить ладони вместе, пальцы врозь, ладони развести.
  5. Ладони к себе, соединив мизинцы, сгибаем и разгибаем пальцы обеих ладоней поочередно.

- Как можно назвать одним словом все те действия, которые мы сейчас выполняли? (Массаж)

Массаж – один из наиболее быстродействующих средств самопомощи. Он позволяет успешно бороться с разными недугами человеческого организма – от обычного насморка до самых сложных заболеваний.

  • Массаж большого пальца повышает деятельность мозга,
  • указательного пальца – улучшает работу желудка,
  • среднего пальца – кишечника и позвоночника,
  • безымянного пальца – печени,
  • мизинца – сердце.

Физминутка на снятие общего утомления

- Замечали ли вы, что происходит, когда вы долго и много пишете? (Утомление, нет желания работать).

- А бывало ли, что буквы выходили за строчку? Как думаете, почему? (Мышцы слабо развиты).

- Чтобы научиться контролировать свою руку, управлять ею, вам необходимо запомнить основные упражнения для пальчиков, которые также снимают утомляемость, улучшат почерк, повысят вашу работоспособность.

  1. “Мишка, Снежинка, Зайчик”

Поочередно с разной силой надавливают на подушечку большого пальца остальными пальцами руки.

  • “Мишка” - с силой
  • “Снежинка” - слегка касаясь
  • “Зайчик” - отрывисто
  1. “Лесная история”
  • Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков).
  • Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. (Мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты)
  • Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостиком она заметала следы. (Дети имитируют движение хвоста. Покачивают кистью)
  • Зайцы увидели ее и бросились врассыпную. (Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют прыжки)
  1. “Солнышко”
  • Как свети солнышко летом? (Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая мышцы ладони)
  • Как светит солнышко осенью? (Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты)
  • Как светит солнышко зимой? (Пальцы собираются в щепотку).
  1. “Бинокли”

Составление из пальцев овалов. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим. Дети смотрят в образовавшийся овал.

Погладили пальчики, поблагодарили их за работу. Ведь наши ручки ежедневно делают кучу дел и достойны благодарности. Что нужно делать, чтобы наши ручки всегда оставались нашими помощниками?

Дети предлагают свои варианты. Вывешивается плакат “Чтобы руки были помощниками”

Руки будут помощниками, если:
  • мыть руки;
  • стричь ногти;
  • делать массаж;
  • защищать от травм;
  • делать пальчиковую гимнастику.

Давайте проверим, что нового вы узнали и запомнили на занятии:

  1. Для чего нужен массаж рук?
  2. Какие приемы массажа и упражнения для рук вы запомнили?
  3. Что находится на кончиках пальцев рук?
  4. Как следует оберегать руки?
  5. Расскажете ли вы сегодня о занятии своим родным? Что расскажете? Для чего?

Сделаем коллективный портрет наших ручек. (Обучающиеся делают отпечатки своих рук – коллаж).