Организация и проведение методического дня в школе. Методы, способствующие развитию познавательной деятельности школьников

Разделы: Администрирование школы


Методический день является частью непрерывного педагогического образования учителей, активным методом обучения педагогических кадров.

Методический день является составной частью системы методической работы и его целью считается создание условий для повышения уровня мет одической компетентности учителей, обучение основам современных технологий организации, проведения и анализа открытых учебных занятий, представление результатов поисковой деятельности.

Взаимодействие участников методического дня можно представить схемой.

В нашей школе проходил методический день по теме «Методы, способствующие познавательной деятельности школьников». Решение об его проведении было принято на педагогическом совете по итогам проверки пятых классов. Организация и проведение методического дня проходила в несколько этапов.

1 этап. Подготовительный.

  • Составление плана работы методического дня.
  • Организация учителей для проведения открытых уроков, знакомство с темой, с картой наблюдения.
Параметры наблюдения    
1 Обсуждение целей урока с учащимися.  
2 Методы мотивации:  
- эмоциональный;  
- волевой;  
- познавательный.  
3 Методы обучения:  
- словесные;  
- наглядные;  
- репродуктивные;  
- проблемно-поисковые;  
- эвристическая беседа;  
- самостоятельная работа.  
4 Учет индивидуальных особенностей учащихся.  
5 Оценка деятельности учащихся:  
- комментирование оценки учителем;  
- самооценка;  
- взаимопроверка.  
6 Домашнее задание:  
- одинаковое для всех;  
- индивидуальное;  
- по выбору.  
7 Сохранение здоровья учащихся:  
- разумное чередование видов деятельности;  
- физминутка;  
- психологический климат урока;  
- соблюдение санитарно гигиенических норм.  
  • Проведение контрольных срезов.

2 этап. Основной – методический день.

  • Открытое учебное занятие. Выбор темы и формы занятия педагог осуществляет заранее с целью наиболее полного показа результатов своей деятельности.
  • Анализ посещенных учебных занятий. Учителя делятся на группы по посещенным урокам для оценивания результативности открытых уроков.

Работа начинает с доклада по теме «Методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся».

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к познавательной творческой деятельности.

Что представляет собой познавательная деятельность школьника?

В учебной деятельности познание выступает как особая и самостоятельная задача. В школе усвоение знаний и формирование умений их применять носят целенаправленный характер, они специально организуются. Но познание окружающего мира происходит не только в школе и не всегда специально программируется. Это позволяет рассматривать познавательную деятельность как более широкое понятие по сравнению с учебной деятельностью.

Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).

Иногда сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности, а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику.

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения. В методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение и последующая тренировка.

Дидактические исследования, показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке.

Перовский Е.И., Голант Е.Я., Лордкипанидзе Д.О. Методы - это источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические.
Лернер И.Я., Скаткин М.Н.
  • объяснитльно-иллюстративный, или информационно-рецепривный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
  • репродуктивный: воспроизведение действий, деятельность по алгоритму, программирование;
  • проблемное изложение изучаемого материала;
  • частично-поисковый, или эвристический метод;
  • исследовательский, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Бабанский Ю.К.
  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Данилова М.А., Есипова Б.П.
  • методы приобретения новых знаний;
  • методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

    1. методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. П – постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся; изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников; сравнение; обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.
    2. методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником. П – четкая постановка цели работы с учебником; указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися; определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля; наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся; беседа по закреплению нового материала.
    3. методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: упражнение, работа с учебником, лабораторные работы;
    4. методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
    5. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

1. «Умение задавать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек». Ушинский К.Д.

Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? При устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.

К.Д.Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение.

Гельвецкий «Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие – побуждение, заставляющее сделать это».

К.Д.Ушинский «Предмет должен представлять для нас новость, но новость интересную, т.е. такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала, или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, т.е. одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас укоренившихся».

2. Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащихся. Как отмечал дидакт М.А.Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Научные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усеваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика.

3. Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное, для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.

Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:

  • прежде всего, существенное значение имеет правильный выбор материала для самостоятельного изучения по учебнику на уроке;
  • самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя;
  • в процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, задавать некоторым из них вопросы, как они понимают изучаемый материал;
  • серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику;
  • нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулирования, учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала;
  • изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера;
  • при изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем;
  • работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок.

4. В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.

5. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Основными видами проверки являются:

  • текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
  • четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;
  • годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
  • выпускные и переводные экзамены.

Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование «активных» методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.

Итак, среди важнейших требований к организации познавательного процесса можно выделить:

  • гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию;
  • целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей;
  • стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы;
  • использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся;
  • включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения;
  • сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.

Дальше работа продолжается в группах. Сначала слово предоставляется учителю, дававшему урок для самоанализа. В помощь ему была дана схема самоанализа урока.

  1. Первое, что должен сделать учитель, анализирующий урок, - определить его место в теме и в общем, курсе, а также задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
  2. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
  3. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
  4. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
  5. Подумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
  6. Попробовать оценить степень активность учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось?
  7. При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
  8. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?
  9. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?
  10. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Ведь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
  11. Как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
  12. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения,
  13. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Выслушав, учителя посетившие урок, анализируют его с помощью карты наблюдений. Она была роздана каждому учителю перед уроком. Через 20 минут от каждой группы выступает представитель.

Анализируя выступления учителей можно отметить, что на своих уроках использовали:

1 Методы мотивации
- эмоциональный 89 % учителей
- волевой 83 % учителей
- познавательный 100 % учителей
2 Методы обучения
- словесные 100% учителей
- наглядные 100% учителей
- репродуктивные 87% учителей
- эвристическая беседа 100% учителей
- самостоятельная работа 100% учителей

Находясь в ситуации активного и интерактивного профессионального взаимодействия, учителя имеют возможность провести сравнительный анализ профессионально-педагогической деятельности, принять или не принять педагогический опыт коллег. К.Д.Ушинский писал: «Передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта». Это происходит в результате сравнительного (компаративного) анализа собственной профессиональной деятельности учителя. Таким образом, у учителя появляется стимул включиться в активную познавательную деятельность, то есть заняться самообразованием по вопросам методики, дидактики, психологии, педагогической техники.