Проект "В содружестве семьи"

Разделы: Работа с родителями


Цель проекта: Создание единой программы для педагогов и родителей по реализации активных форм взаимодействия педагогов и родителей.

Задачи:

1. Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
3. Взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка:

  • выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
  • определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
  • целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
  • учитывать пожелания родителей, их предложения;

4. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

5. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психическ5ого и умственного развития.

Актуальность создания данного проекта:

Исследования российских ученых, проведенные в конце XX — начале XXI в., показали, что социально- экономические преобразования в стране отразились на семье и происходящем в ней процессе воспитания детей.

Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества), одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать), трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов. Были выделены и глобальные проблемы: экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодёйствию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам “семья”, “улица”, “детский сад” и др. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Постановка проблемы.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников необходимо рассматривать как взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие педагогов и родителей позволит выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечит необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.

Основное содержание:

Проект “В содружестве с семьей” направлен на оказание методической помощи педагогам по вопросу “Работа с семьей”, и информационной поддержки семьи. Включает в себя алгоритм деятельности ДОУ в установлении партнерских взаимоотношений с семьей и включает три этапа: информационно - аналитический; содержательно – практический; контрольно - оценочный.

Проект предусматривает следующие направления работы:

- Информационно-аналитический блок (актуальность; теоретическое обоснование; исследования);
- Диагностический блок;
- Содержательно-практический:

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия ДОУ и семьи;
  • повышение уровня педагогической культуры родителей.

- Образовательная работа с детьми, основанная на реализации личностно-ориентированной модели общения “педагог-ребенок-родитель”.

План проекта

Способы реализации проекта Ответств

Организационно-подготовительный этап.

Информационно-аналитический блок:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта (актуальность выбранной темы)

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями:

- обновление и заключение договора между ДОУ и родителями;
- составление плана работы ДОУ по работе с семьей;
- разработка положения о родительском собрании дошкольного учреждения, составления плана работы родительского комитета.

4. Социологическое исследование по определению социального статуса семьи

5. Анкетирование родителей:

“ Знаете ли вы своего ребенка?”,

“Достаточно ли вы уделяете времени своему ребенку?”, анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей, “Ваши пожелания и ожидания” и др.

6. Рисуночный тест для детей “Моя семья” - определение характера внутрисемейных отношений.

7. Мониторинг потребностей родителей в дополнительных услугах

8. Выявление прохождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, детей подготовительных групп к школе. Обобщение данных по адаптации.

 

 

 

Педагогич. кол.

 


Заведующий.
Зам. зав по ВМР,


Воспитатели, психолог.

Зам. зав по ВМР,


Психолог.


Психолог.

Зам. зав по ВМР.

Зам. зав по ВМР.

Диагностический блок:

1. Мониторинг здоровья детей.

2. Тестирование детей “Определение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада”

3. Тестирование родителей на выявление представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе.

4. Опрос родителей “Детский сад глазами родителей”.

Инструк. ФК психолог.

 


Психолог.

Основной этап.

Содержательно-практический:

“Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия ДОУ и семьи”

I. Когнитивный блок.

Цель: формирование у воспитателей знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

1. Изучение “Методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей ” (Извлечение из Письма Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2001 № 90/30-16).

2. Памятка “Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями”

3. Консультация для педагогов: “Типы семей”

4. Творческая работа “Современная семья – какая она?”

5. Проблемный семинар “Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи”.

6. Консультация “Воспитание ребенка с проблемами развития в семье”.

7. Круглый стол “Родители и педагогический коллектив: методология взаимодействия”

8. Лекция – беседа “Формы работы с семьей”.

II. Мотивационный блок:

Цель: формирование у педагогов осознанного отношения к организации общения с семьей; осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников; формирование установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

1. Анкетирование “Мои “плюсы” и “минусы” в общении с родителями”.

2. Тренинговый семинар “Позиция воспитателя во взаимодействии с семьей. Основы педагогической эффективности”.

3. Дискуссия “Общение с родителями: и сложно и легко”.

4. Тренинговое упражнение для начинающих педагогов “Анализ социально-педагогических факторов семейного воспитания детей”. Цель: обогащение знаний воспитателей о специфике семьи и семейного воспитания дошкольников.

5. Семинар-практикум для воспитателей “Развитие коммуникативно-речевых умений педагогов”. Цель: развитие умения педагогов осознанно ориентироваться в технике диалогового общения; формирование умения адекватно использовать невербальные средства; развитие умения анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний, расширение словарного запаса и обогащение речи педагогов.

III. Практический блок:

Цель: развитие у педагогов умения применение методов изучения семьи и образовательных потребностей родителей; развитие умения прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути развития ребенка; развитие умения конструировать программу деятельности с родителями, отбирая содержание и методы её осуществления; формирование навыков традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями, оказание действенной помощи родителям.

1. Построение алгоритма взаимодействия с семьей.

2. Круглый стол “Наглядные формы работы с семьей: формальность или эффективное средство общения?”

3. Деловая игра “Родительское собрание”.

4. Педагогический совет “Коррекция детско-родительских отношений”

5. Педагогический совет “Активизация сотрудничества ДОУ и семьи” (с приглашением родителей). Цель: активизация сотрудничества ДОУ и семьи. выявление представлений друг о друге как партнеров в воспитании детей.

Повышение уровня педагогической культуры родителей (строится по 3 направлениям):

1 направление “Просветительство”:

1. “День открытых дверей”

2. Папка – передвижка для родителей “Наказывая, подумай: “Зачем?”. Семь правил для всех (В. Леви) 3. Памятка “Искусство быть родителем”.

4. Выпуск газеты “Любознайка”

5. Организация мини-библиотек для родителей

6. Памятки “Как отвечать на детские вопросы?”, “Ребенок шести лет может …” и др.

7. Шпаргалка для родителей “Растите детей любознательными”

8. Папки-передвижки: “Вы спрашиваете, мы отвечаем”, “Адаптационный период в вопросах и ответах”

2 направление “Обучение практическим умениям”:

1. Родительское собрание по теме “Детско-родительские отношения в современных семьях”.

2. Родительское собрание “Семья - здоровый образ жизни”. Цель: повышение педагогического мастерства родителей по разделу “Семья – здоровый образ жизни”; формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье, мотивации на здоровый образ жизни.

3. Беседа с элементами практикума “Во что играют наши дети?”. Цель: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях; изучить игры на развитие внимания, личностных качеств ребенка.

4. Игра-тренинг “Толерантность в разрешении конфликтов”.

5. Практикум для родителей “Знаю ли я своего ребенка?”. Цель: развитие самосознания родителей и педагогов; развитие конструктивных представлений о детях (у родителей), о воспитанниках (у педагогов); формирование правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка; предоставление возможности конструктивного анализа черт характера воспитанников для каждой из сторон.

6. Практикум для родителей “Взаимодействие с детьми”. Цель: повышение педагогического мастерства родителей; формирование умения предвидеть результаты своих поступков, овладение искусством общения, формирование умения общаться с детьми.

7. Тестирование родителей “Мой стиль воспитания ребенка в семье”, “Какой вы родитель?”

8. Практикум “Праздники в детском саду и взаимоотношение родителей и детей”. Цель: показать актуальность праздников с активным участием родителей; сформировать положительные взаимоотношения родителей со своим ребенком, устанавливать эмоциональные контакты.

9. Заседание родительского клуба “Что мы знаем о своем ребенке?”. Цель: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми; выработать тактику сотрудничества с родителями по устранению причин эмоциональных нарушений у дошкольников; довести до сознания родителей необходимость единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада.

3 направление “Вовлечение родителей в образовательный процесс”:

1. Программа занятий образовательно - игрового цикла с родителями детей (совместно с детьми):

  • Игровой тренинг для родителей и детей (упражнения, помогающие увидеть особенности проявления ребенком собственной познавательной активности)
  • Познавательная викторина с участием детей и родителей “Веселое азбуковедение”. Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей
  • Познавательная викторина с участием детей и родителей “Умные сказки”. Цель: вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, дать опыт эмоционально насыщенного взаимодействия детей и родителей на основе приобщения к детской художественной литературе
  • Игровое моделирование эмоционально значимых ситуаций общения родителей с ребенком предшкольного возраста. Использование игровых упражнений проективного характера с целью самосознания родительского опыта

2. Сочинение для родителей на тему: “Мой ребенок, его индивидуальные особенности”.

3. Открытые занятия.

4. Спортивные соревнования “Мама, папа, Я – спортивная семья”,

5. Совместные праздники и досуги.

6. Конкурсы “Новогодняя игрушка”, “Осенний базар” и т.д.

 

 

 

 

 


Заведующий.

Зам. зав по ВМР.

 


Психолог.

 

Зам. зав по ВМР.

 

 

 

 


Воспитатели.

Зам. зав по ВМР.

Психолог.

Зам. зав по ВМР.


Учитель-логопед.

 

 

 

 


Воспитатели.

Зам. зав по ВМР.

 

Воспитатели.

 

 

 

 


Воспитатели, специалисты.

 

 

 

 

 

 


Зам. зав по ВМР,

Психолог, Воспитатели,

 

 

 

 

 

Психолог.

Музык. рук., инстр. ФК.

Заведующий.

Зам. зав по ВМР.

Психолог, логопед.


Воспитатели, специалисты.

 

 


Психолог.

 


Воспитатели.

Воспитатели.

Инстр. ФК.

Музык. рук..

Образовательная работа с детьми, основанная на реализации личностно - ориентированной модели общения “Педагог - Ребенок - Родитель”

1. Радужные традиции:

- утро радостных встреч (понедельник)
- итог прожитого дня (ежедневно)
- день рождения
- досуги (раз в месяц)

2. Праздники и развлечения:

  • “День знаний”
  • “Осенний коктейль”
  • “Новый год” и др.
  • Совместный досуг детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов “Ярмарка”

3. Сюжетно - ролевые, творческие игры.

Цель: закреплять знания о семье, закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии, углубить интерес и положительное отношение к ней.

4. Совместная деятельность воспитателя с детьми:

  • беседы о семье, рассматривание альбомов;
  • составление и рассматривание “Генеалогических древ”;
  • заучивание стихов, чтение рассказов и др.

5. Выставка детских рисунков “Моя семья”, “Мамочка милая моя”

6. Выставка семейных работ по теме “Семейные традиции”.

 

Воспитатели.

 

 


Музык. рук..

 

 


Воспитатели.

 

Заключительный этап.

Контрольно-оценочный блок.

  • опросы;
  • книги отзывов;
  • оценочные листы;
  • экспресс-диагностика;
  • самоанализ педагогов по теме “Работа с родителями”;
  • собеседования с детьми;
  • учет активности родителей и т.д.
 

 

Заведующий.

Зам. зав по ВМР.

Психолог, Воспитатели.