Урок информатики в 8-м классе на тему "Пользовательский интерфейс"

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать ранее полученные теоретические знания и продолжить формирование практических умений по работе с объектами в среде Windows;
  2. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся, самооценку своей деятельности;
  3. Воспитывать уважение к товарищу, умение работать в команде.

Задачи урока:

Учебная:

  • повторить и проверить умения учащихся читать дерево файловой системы;
  • правильно называть файлы и папки;
  • отслеживать полный путь по файловой системе;
  • учить активизировать объекты Windows с помощью элементов управления;
  • учить различать окна по назначению и виду;
  • отрабатывать навыки работы с файлами и папками в среде Windows.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, память и внимание школьников, умения оперировать суждениями;
  • развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
  • поддерживать познавательную активность посредством смены видов учебной деятельности.

Воспитательная – формирование у учащихся информационной культуры и потребности в приобретении знаний; воспитание уважения к товарищу, умения работать в группе.

Тип урока: урок закрепления умений и навыков.

Методы: информационно-действенные и наглядно-практические.

Обеспечение:

  • компьютерный класс, оснащенный техникой и лицензированным программным обеспечением;
  • мультимедийный проектор;
  • учебник Семакина “Информатика. Базовый курс. 8-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005;
  • карточки: цветные с буквами, с деревом файловой системы, сигнальные карточки;
  • оценочный лист;
  • доска;
  • презентация;
  • дискеты;
  • музыкальные диски: Моцарт, музыка для релаксации.
  • Ребусы с сайта А. А. Дуванова “Роботландия”

План урока

Этапы Время, мин.
I. Организационный момент (актуализация знаний) 3
II. Сообщение темы и целей урока. Работа над ранее изученной темой “Пользовательский интерфейс”. 15
III. Практическая работа 12
IV. Систематизация знаний по теме. Работа с карточками. 6
V. Домашнее задание 1
VI. Рефлексия 3

Ход урока

№ п/п Содержание этапов Характер деятельности учеников
I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я - Наталья Евгеньевна.

Наш урок мы начнем с интеллектуальной разминки. Разгадаем ребусы.

Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер.

(Приложение1)

Ответы:

1монитор, 2 – дисковод, 3 – алгоритм, 4 – информация, 5 – компьютер.

Молодцы!

За правильные ответы и выполненные задания учащиеся получают награду – активную карточку в размере “1 бит”.

(Рисунок1)

Оценка – средний балл за весь урок.

Результаты заносятся в оценочный лист.

Мы, ребята, в этом классе
Не случайно собрались.
Нас сегодня непременно
Будет ждать один сюрприз.

Выяснить мы сможем точно
В голове засели прочно
Знания у вас
Иль нет?
Пусть компьютер нам поможет,
Оценить успехи сможет.
Предстоит нам вспомнить здесь –
Что такое интерфейс?

Ребята, что называют пользовательским интерфейсом?

 

 

 

 

 

 

Разбираем вместе с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске открывается плакат с темой урока.

 

Отвечают ученики.

II.

 

 


1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)

 

 

3)

Сообщение темы и цели урока. Работа над ранее изученной темой “Пользовательский интерфейс”.

Запишите дату и тему урока в тетради.

Целью нашего урока будет обобщение и систематизация знаний о пользовательском интерфейсе в ходе отработки практических умений и навыков по работе с объектами в среде WINDOWS.

Индивидуальная работа по карточкам у доски (2 ученика)

Нашим другом стал компьютер,
Без него мы никуда!

Вы недавно с ним знакомы,
Опыт маленький, но есть.
С тестами ты поработай
И используй интерфейс.

Я попрошу _______________ и ________________ пройти к доске и выполнить задания по карточкам. А остальных ребят занять свои места за компьютерами, соблюдая правила ТБ, и выполнить тестовые задания.

(Приложение2)

Результаты всех видов работ учитель заносит в оценочный лист, в графу с соответствующим номером задания:

Список группы Задания по карточкам Тестирование Практическая работа Задание “Файлы и каталоги” Примечания
           

Ответы к Карточке № 1:

1) C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc;
2) C:\Рисунки\ Зима.jpg;
3) Окно № 3, так как оно расположено на переднем плане и выделено цветом.
4)

Ответы к Карточке № 2:

1) C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море.bmp;
2) C:\Мои документы\Доклад.doc;
3) Окно № 2, так как оно содержит элементы управления.
4)

Компьютерное тестирование в оболочке local.exe (остальные ученики).

Обратить внимание на Технику безопасности.

Озвучить результаты тестирования.

Проверка работы учеников у доски.

Для получения хорошей оценки достаточно выполнить три задания, кто выполнит 4 задание, заслуживает поощрения.

Слайды с заданиями карточек проецируются на экран для проверки учащимися.

Мы обобщили теоретические знания, а теперь переходим к практике.

 

 

 

 

 

 

 

 


Распределение за ПК в соответствии с сигнальными карточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы теста в Приложении7.

 

 

 

 

Учащиеся проверяют задания учеников, работающих у доски.

III.

 

1)

 

 

 

 

 

 

 

 

2)

 

 

 

 


3)

Практическая работа.

Озвучить алгоритм выполнения п/р.

Для этого воспользуемся карточками-заданиями. Какое первое задание?

Что необходимо выполнить в следующем задании?

Что требуется сделать в задании 3?

Задание 4 – это переместить результаты своей работы на дискету.

 

Ребята, если у вас есть ко мне вопросы, то поднимите руку, и я к вам подойду.

Все задания выполняются на скорость.

(Приложение3)

В работе вам поможет музыка Моцарта.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Звучит музыка “Релаксация”

Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями.

Представили себя птицей. Своими большими крыльями делаем взмах, задерживаем руки над головой, делаем глубокий вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох. Повторим упражнение еще раз.

Продолжаем работу.

А теперь попрошу всех занять свои места за партами.

 

 

Учащиеся читают, называют алгоритм работы.

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют первые два задания.

 

 

 

Учащиеся выполняют физкультминутку.

 


Учащиеся выполняют остальные задания.

IV. Работа в группах.

Интерфейс – не только знанья,
Ты сумей их применить.
И для вас еще заданье –
Каталоги разделить.

Необходимо выполнить аналитическое задание “Файлы и каталоги”, распределив данные объекты по каталогам и дав каждому каталогу название.

(Приложение4)

Что напоминает собой схема каталогов?

Как у человека главным является мозг, голова, так и в файловой системе – корень. Как мы его озаглавим?

Но в нем вы увидели три папки, одна для удобства уже названа. Остальные вы проименуете и распределите в них данные объекты.

Учащиеся рассаживаются за свои парты и выполняют задание по карточке (сначала самостоятельно в парах, а затем – проверяем).

 

 

 

 

Ученики предлагают: Локальный диск С:\

V. Подведение итогов.

Вот заданье на смекалку,
Слово скрыто в этом тесте.
Предложить хочу, ребята,
Отгадать его всем вместе.

Для подведения итогов урока и одновременного закрепления изученного материала давайте поиграем.

Учитель задаёт вопрос и показывает две карточки с вариантами ответов.

Учитель приклеивает карточку с указанным вариантом ответа на скотч на доске. После ответов на все вопросы учитель переворачивает скотч на оборотную сторону, и, если на все вопросы были даны верные ответы, то с обратной стороны должно получиться слово WINDOWS. Если были допущены ошибки, то на их месте будут неверные варианты ответов.

Вопросы:

  1. Не вложен ни в какие каталоги (корневой каталог или подкаталог)?
  2. На Панели задач находится кнопка (СТОП или ПУСК)?
  3. Входит ли расположение окон КАСКАДОМ в пользовательский интерфейс (да или нет)?
  4. Удалить объект – это значит перенести его (на Рабочий стол или в Корзину)?
  5. Каким объектом является дисковод (физическим или логическим)?
  6. В интерфейсе операционной системы для обозначения объектов используются (их документы или их значки и имена)?
  7. На Рабочий стол выводятся (копии физических объектов или ярлыки наиболее часто используемых программ)?
 

 

 

 

Учащиеся указывают карточку, где, по их мнению, находится правильный ответ на вопрос.

VI. Домашнее задание.

Выполнить письменно задание на карточке

(Приложение5)

Учащиеся знакомятся с заданием на карточках.
VII. Рефлексия.

Наш закончился урок,
Подведем теперь итог.

Все участники урока показали хорошее знание по пользовательскому интерфейсу, хорошие навыки работы с окнами, файлами, папками.

Особенно хочется отметить работу….

Оценки….

Теперь я предлагаю вам подвести итог своей работы. Вам в помощь даны вопросы. Достаточно ответить целостным высказыванием.

- Что у вас получилось?
- Вызывает ли у вас затруднения эта тема?
- Считаете ли вы актуальной данную тему?
- Чем интересен был урок для вас?
- Каковы ваши пожелания самому себе?

 
 

Вам обещан был сюрприз
За работу – сладкий приз.

Для учащихся раскрывается каробка с сюрпризом и раздаются сладкие призы.

Используемая литература:

  1. Ребусы с сайта А.А. Дуванова http://www.botik.ru/~robot/.
  2. Стих о комплектующих компьютера Афанасьевой.
  3. Трофимова Валерия Валерьевна, Урок по теме: "OC Windows: пользовательский интерфейс".