Реализация проектной деятельности на уроке и во внеклассной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности

Разделы: Химия, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Сегодня особое внимание уделяется компетентностному подходу в образовании. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Решению данных задач в современной школе может способствовать только переход на новый тип обучения - инновационный. Одним из инновационных направлений в образовании является метод проектов, основателями и разработчиками которого являлись Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик.

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. При использовании новых образовательных и информационных технологий в условиях парадигмы образования стало возможным, когда формируются взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда – учитель. Одна из таких технологий – метод проектов, где осуществляется проектная деятельность, как на уроке, так и во внеклассной работе.

Моей целью является разработать и внедрить в практику обучения методику проектного метода во взаимодействии с информационными технологиями для реализации личностно ориентированного обучения, где развивается познавательная и творческая активность каждого ребенка. Для этого решаются следующие задачи:

  • обосновать выбор метода учебного проекта в качестве педагогической технологии и рассмотреть вариант конкретного учебного проекта;
  • применить конкретный учебный проект в образовательный процесс и доказать эффективность использования разработанной методики, которая применима для метода учебного проекта;
  • показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, умениях и навыках, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Почему выбран метод учебного проекта (проектный метод)?

Это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера (проекта). Информационные технологии при этом выступают средством, которое помогает обучаемым на стадиях реализации проекта (планирование, выполнение, представление результатов). Также информационные технологии позволяют продемонстрировать возможности разных способов оформления материалов с использованием компьютера.

Участники программы в процессе обучения выполняют проект – разрабатывают конкретный учебно-методический пакет. Реализуются все стадии проектной деятельности: планирование, разработка критериев оценки, выполнение, представление проекта. Компьютерные технологии способствуют реализации проектного метода на всех этапах. На компьютере оформляется вся сопроводительная документация, а также создаются сами программы для организации обучения.

Метод проектов распространяется и приобретает большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис понимания метода проектов, который и привлекает многих, стремящихся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Суть: стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, а проектная деятельность предусматривает решение одной или нескольких проблем и практическое применение полученных знаний. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и практическая направленность на результат, который можно увидеть, осмыслить и применить, а также формирование навыков познавательной, исследовательской и творческой деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени для решения какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Это и педагогическая технология, включающая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и может быть реализована с помощью различных средств обучения (книги, справочники, видеозаписи и т.п.), в том числе и с использованием новых информационных технологий (виртуальные библиотеки, мультимедийные средства и пр.).

Каковы требования к использованию метода проектов?

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения;
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  3. Самостоятельная деятельность учащихся;
  4. Структурирование содержательной части проекта;
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования;

Определение типа проекта. Это могут быть: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные (информационные), практико-ориентированные (прикладные); монопроекты или межпредметные; личностные (индивидуальные), парные или групповые; краткосрочные, средние или долгосрочные).

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены.

В нашем обществе сегодня нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве, а также умение собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать новые информационные технологии. Метод проектов позволяет решать задачи формирования и развития критического мышления: аналитического, ассоциативного, самостоятельного, логического и творческого мышления.

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Степень активности учащихся и учителя на разных этапах разная. Роль педагога особенно велика на первом и последнем этапах. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. В определенном смысле учитель престает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля.

Учителю предстоит прожить ряд ролей в ходе руководства проектом:

  • энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
  • специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях); консультант (организатор доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам);
  • руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
  • “человек, который задает вопросы” (по Дж. Питу – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
  • координатор всего группового процесса;
  • эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Этапы выполнения проектной работы:

  1. Выбор темы проектной работы и постановка проблемы, исследованию которой будет посвящена работа;
  2. Определение цели и задач проекта, выделение его практической значимости;
  3. Составление плана работы, определение сроков выполнения каждого вида работ;
  4. Определение графика индивидуальных консультаций на каждом этапе;
  5. Выбор источников информации;
  6. Сбор информации (текстовой, графической, цифровой, видео и звуковой);
  7. Систематизация и структурирование информации (определение основных разделов и подразделов и их содержание);
  8. Обобщение собранной информации, оформление результатов проведенного исследования (выводы и заключения);
  9. Разработка дизайна и анимации презентации, которая будет служить формой представления всего проекта;
  10. Обработка текстовой, графической и видеоинформации для слайдов;
  11. Тестирование презентации (проверка работоспособности отдельных ссылок, в целом);
  12. Составление аннотации на проектную работу и подготовка к устной защите;
  13. Защита проекта (7-8 минут +2-3 минуты ответы на вопросы, т.о. около 10 минут; 7-9 слайдов).

Критерии оценивания проектной деятельности (50 баллов = 10 критериев x 5баллов):

  • Универсальность проекта (значимость и актуальность)
  • Структура проекта, логическая последовательность
  • Полнота освещения проблемы (программный, дополнительный материал)
  • Инновационность (необычный проект исполнения)
  • Активность каждого участника
  • Коллективный характер принятых решений
  • Умение выступать перед слушателями
  • Умение отвечать на вопросы
  • Где можно использовать
  • Эстетичность, красочность оформления результата проекта

Анализ результатов работы над проектом:

Анализ полученных данных показал, что до применения метода учебного проекта учащиеся очень высоко оценили свои знания и низко оценили свои умения и навыки. Во время проекта ребята ощутили нехватку знаний, что привело к самостоятельному изучению дополнительного материала, а умения и навыки отрабатывались в процессе выполнения проекта. Каждый учащийся накапливает опыт работы с различной информацией, что ведет к росту уверенности. По окончании над проектом, ученики не только закрепляют материал по работе с ИКТ, но и позитивно работают над проектами и, как результат, повышение качества успеваемости по теме проектирования. Неудовлетворительных оценок нет (Приложение 1).

Рефлексия: что дает работа над проектом?

Реализация метода учебного проекта на практике привела к изменению позиций педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности своих учеников, меняется и психологический климат – содружество. Изменения главным образом происходят в сфере социальной: научить ребят приобретать сумму знаний самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, уметь работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, докладчик, оформитель, посредник, др.) (Приложение3, Приложение4).

Метод проектов ориентирует и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, умения пользоваться исследовательскими методами: знакомства с разными точками зрения на одну проблему, собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения (Приложение2). Высказывания ребят:

  • “… во время выполнения проекта было интересно и полезно взглянуть на силикатную промышленность с позиций химии”.
  • “… удивило, как безграмотно в магазине выбирают изделия бытовой химии, не смотрят состав, качество”.
  • “… все, что мы делали на этих уроках по силикатной промышленности, дало мне опыт, умение применять на практике. Мало времени было дано на выполнение и защиту проекта, но было интересно работать”.

Учебный проект – целенаправленное изучение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, самостоятельного поиска решения проблемы и четкой организации, ограниченное во времени.