"Шаг за шагом к успеху". Урок — закрепление темы "Синтаксис" (подготовка к ЕГЭ) в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Планирование урока построено с учётом подготовки восьмиклассников к итоговой аттестации по русскому языку. Характер заданий предполагает проверку теоретических и практических знаний, связанных с разделом “ Синтаксис (типов связи в словосочетании, двусоставных и односоставных предложений, видов сказуемых).

Современный урок невозможно провести посредством мела и доски, поэтому важным составляющим успешной подготовки к ЕГЭ является использование компьютерной технологии. Благодаря органичному и логичному внедрению электронной техники на всех этапах урока, учащиеся проявляют интерес к выполнению заданий.

Данная разработка урока иллюстрирует использование мультимедийного проектора, компьютера в подготовке к ЕГЭ как один из эффективных способов достижения результативности.

Следует иметь в виду, что совершенствование навыков безошибочного решения теоретических и практических заданий, предполагает и усиленную работу над речевой деятельностью учащихся. Творческое задание направлено на формирование умений детей выражать нравственную позицию, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка. Монологическое высказывание (в письменной форме) способствует овладению нормами современного русского литературного языка, в том числе орфографическими и пунктуационными.

Цели:

  • Образовательная: обобщение и закрепление изученного материала раздела “Синтаксис”: безошибочное определение видов связи в словосочетании; умение вычленять словосочетания из предложений, характеризовать их; совершенствование умений различать двусоставные и односоставные предложения, безошибочно определение видов сказуемых и типов односоставных предложений; попутное повторение орфограммы -Н- -НН- в разных частях речи; совершенствование навыков решения заданий КИМов ЕГЭ.
  • Развивающая: развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса; усиление коммуникативных свойств речи; овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка; развитие мышления: умение анализировать, выделять главное, обобщать , систематизировать, определять и объяснять понятия.
  • Воспитательная: воспитание духовной тонкости, психологической гибкости, эмоциональной культуры, формирование здорового миропонимания.

Примечание: класс разделен на две группы по уровню учебных возможностей.

Тесты с выбором ответов для выполнения на компьютере составлены на основе программы “Hot Potatoes” (см. Приложение).

I. Выполняют ребята из группы II. Проверка Д/З (упр.124, выполняют 2 ученика: 1 ученик выписывает двусоставные предложения, подчёркивает грамматическую основу с указанием видов сказуемых; 2-й ученик выписывает односоставные предложения, подчёркивает грамматическую основу с указанием вида односоставных предложений.

Двусоставные предложения Односоставные предложения
  1. Я вышел на берег насладиться ароматом осенних листьев.
  2. Озеро было совершенно тихое
  1. Однажды у нас во дворе полоскали бельё и оставили…
  2. Скосили овсы.

Параллельно идёт попутное повторение орфограммы –Н- -НН- (гр.II.)

  • сдержаны плотиной (управл.)
  • аргументы взвешены и точны (предлож.)
  • раны множественны (предлож.)
  • груженная песком (управ)
  • нехоженые тропы (соглас.)
  • бешеный зверь (соглас.)
  • путано говорить (прим.)
  • смышленость медвежонка (управ.)
  • нравственная жизнь (согл.)
  • столь загрязненный (прим.)

I. Отработка орфограммы

Параллельно ученики гр.I. отрабатывают эту орфограмму на компьютере.

Логический переход от повторения орфограммы к закреплению типов словосочетаний подчинительной связи:

Задание: используя данные слова, конструировать разные типы словосочетаний подчинительной связи (гр.II.)

Тактичный –
Целеустремлённый –

Предположительный ответ:

  • тактичный журналист (соглас.)
  • высказать тактично (прим.)
  • отличаться тактичностью (управл.)
  • смотрел целеустремлённо (прим.)
  • отличался целеустремлённостью (управ.)
  • целеустремлённый выпускник (соглас.)

Гр. I. Работает с сигнальными карточками.

Задание: определить вод связи в словосочетании.

  • Думать о будущем (управ.)
  • жить по-старому (примык.)
  • праздник весны (управ.)
  • разговаривать стоя (прим.)
  • всё кончилось (предлож.)
  • в сиреневом облаке (соглас.)
  • он радовался (предлож.)
  • от горьких дум (соглас.)
  • открыв глаза (управ.)
  • сирень зацвела (предлож.)

II. Самостоятельная работа

Гр.I. Из данного фрагмента выписать словосочетания разных видов.(на экране)

Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Предположительный ответ:

  • нравственной жизни (согл.)
  • привязанности к местам (управ.)
  • столь необходима (прим.)

Гр.II. В словарной работе указать виды словосочетаний. (NB! таким образом, логически связаны все этапы урока)

  • сдержаны плотиной (управл.)
  • аргументы взвешены и точны (предлож.)
  • раны множественны (предлож.)
  • груженная песком (управ)
  • нехоженые тропы (соглас.)
  • бешеный зверь (соглас.)
  • путано говорить (прим.)
  • смышленость медвежонка (управ.)
  • нравственная жизнь (согл.)
  • столь загрязненный (прим.)

III. Проверка

Домашнее задание: закрепление понятий: “односоставные” и “двусоставные” предложения и обозначить виды сказуемых.

Вопрос: Какие типы односоставных предложений?

Ответ: О-Л и Б/Л

Подсказки?

О-Л – наст. вр.

Б/Л – ед.ч. и инфинитив

Значения: состояние человека, состояние среды, состояние природы

Домашнее задание: Гр.II. упр.134; Гр.I. выписать по 2 предложения односоставных предложений разных видов из повестей Н.В. Гоголя “Невский проспект”, “Шинель”.

IV. Закрепление видов сказуемых

(Cоставное именное сказуемое, простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое.)

Гр.I на компьютере.

Гр.II на сигнальных карточках. (на экране) (определить виды сказуемых)

  1. Человек живёт в определённой окружающей среде (ПГС).
  2. Целительная сила природы хорошо известна (СИС).
  3. Экология начинает преподаваться в университете (СГС).
  4. Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биологической среды (СГС).
  5. Всё реже слышен голос незнакомки (СИС).
  6. В июльский день идёшь по лесной тропинке (ПГС).
  7. Словом можно соединить людей (СГС).
  8. Человечество тратит миллиарды (ПГС).
  9. Поступь миллионов ног должна чувствовать планета (СГС).
  10. Загрязнение среды делает его больным (СИС).

Гр.II на компьютере

Гр. I на сигнальных карточках (Определить тип односоставных предложений).

  1. Ты лучше всех (двусост.).
  2. Сегодня мне стало легче (Б-Л)
  3. Примите дивное посланье (О-Л).
  4. О, как мне хочется смутить весёлость их (Б-Л).
  5. Надо вовремя вернуться домой (Б-Л)..
  6. Она мечтой стремиться к жизни полевой (двусост.).
  7. Днём стало ещё холоднее (Б-Л).
  8. Подъем в гору всё круче (двусост.).
  9. Сяду и подумаю (О-Л).
  10. Забыли в свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий огонь (Н-Л).

V. Творческая работа с грамматическим заданием

Допишите аргументы и вывод к данному фрагменту, используя односоставные предложения.

Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Словарь: духовная тонкость, психологическая гибкость, эмоциональная культура, красота добра и самоотверженности.

Учиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна.

Драматичная эмоциональная необразованность.

Вывод: Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью…

Литература

  1. Разумовская М.М., П.А.Лекант. Русский язык 8 кл. –М.,2000
  2. Городилова А.Г. Практикум по развитию речи. – С-П., 1999.
  3. Орфоэпический словарь. – М., 1988.
  4. Современный словарь иностранных слов. – С-П., 1994.
  5. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.
  6. Вакурова О.Ф., Львова С.И. Готовимся к Единому государственному экзамену. Русский язык. – М., 2006.
  7. Вялкова Г.М., Сивокозова Т.Ф. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.- Волгоград, 2004.
  8. Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. Русский язык. ЕГЭ. Сборник тренировочных текстов. – М., 2006.
  9. Капинос В.И. Единый государственный экзамен. Русский язык. – М., 2003.
  10. Капинос В.И. Единый государственный экзамен. Русский язык. – М., 2005.
  11. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. – М., 2003.
  12. Мамона Т.Н. Русский язык. Единый государственный экзамен. Практикум. – М., 2006.
  13. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ – 2006 Русский язык. Тренировочные задания. – М., 2006.
  14. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2006. Русский язык. – М., 2006.