Педагогический консилиум "Преемственность в обучении и воспитании учащихся 1-х, 5-х классов"

Разделы: Администрирование школы


Цель: коллективное изучение трудностей обучения первоклассников и пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.

План:

  1. Целевая установка.
  2. Вступительное слово.
  3. Преемственность дошкольного и начального образования.
  • Результаты диагностики развития ребёнка, поступившего в 1 класс.
  • Выступление учителей начальных классов. « Использование игровых форм обучения на уроках в 1 классах»
  1. Преемственность обучения начальной и средней школы
  • Выступления классных руководителей 4-х, 5-х классов (характеристика классов).
  • Анализ сформированности основных учебных умений:
    -результаты окончания прошлого учебного года и 1 четверти.
    -анализ контрольных работ по русскому языку и математике учащихся 4-х, 5-х классов.
  1. Результаты диагностики учащихся 5-х классов. Наличие школьной тревожности, причины её появления и предложения по решению проблемы.
  2. Обсуждение путей решения проблемы.
  3. Заключительное слово, принятие решения педагогического консилиума.

Ход педагогического консилиума

Сопровождение презентацией (Приложение)

1. Целевая установка. Вступительное слово.

Тема сегодняшнего консилиума «Преемственность в обучении и воспитании 1-х, 5-х классов».

Цель консилиума: изучить трудности обучения и воспитания первоклассников и пятиклассников, выявить причины вызывающие затруднения у учеников и учителей, разработать учебно-воспитательные и управленческие меры по устранению этих причин.

Данная тема очень актуальна на протяжении многих лет, так как процесс перехода ребёнка из детского сада в начальную школу, из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей является не только радостным событием, но зачастую и очень проблемным.

Цель работы по преемственности:

  • Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую;
  • Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;
  • Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;
  • Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.

Вопрос о преемственности обучения не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика её решения пока далека от теории

2. Преемственность дошкольного и начального образования.

Начнём с преемственности детского сада и начальной школы. Приходя в начальную школу, дети должны живо, связно и последовательно излагать свои мысли, самостоятельно составлять рассказы по картинкам и на предложенную тему, слышать и отличать звуки; уметь самостоятельно и ответственно выполнять задания, иметь математические представления, но кроме этого дошкольное воспитание должно способствовать развитию общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела.

Из детского сада в этом году поступило 13 человек. В начале учебного года была проведена диагностика уровня развития ребёнка, поступившего в 1 класс. Результаты следующие:

  1. Развитие речи:
    • составление предложений по картинкам-13 человек (100%)
    • знают стихи-5 человек (38%)
    • рассказывают сказки-10 человек (76%)
  2. Уровень развития навыков чтения:
    • знают буквы-12 человек (92%)
    • умеют читать- 4 человека (30%)
  3. Развитие математических представлений:
    • прямой и обратный счёт в пределах 10-13 человек (100%)
    • сравнение чисел-10 человек (76%)
    • решение простых примеров-5 человек (38%)
    • решение простых задач-10 человек (76%)
    • соотношение цифры и предмета-13 человек (100%)
    • знание геометрических фигур, цветов-13 человек (100%)
  4. Понятийное мышление-11 человек (84%)

В целом качество уровня развития первоклассников 84%

В конце учебного года будет проведена повторная диагностика первоклассников и сравнение результатов.

В начальной школе нужно формировать умение учиться, создавать условия, при которых обучение становится средством самовыражения ребёнка. Каждое звено образования должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга.

Дошкольный период сензитивен к развитию образных форм познания окружающего мира (восприятия, наглядно-образного мышления и памяти, творческого воображения), эти познавательные процессы развиваются благодаря игре, формируя психологическую готовность к обучению в школе. Анализируя посещённые уроки в 1-х классах, видно, что учителя отводят значительное место игровым методам обучения, проблемно-творческим задачам, созданию обстановки сотрудничества и взаимопонимания.

Выступления учителей начальных классов. «Использование игровых форм обучения на уроках в 1 классе»

Всё это убеждает в необходимости создания следующих условий, которые могут обеспечить реальную преемственность:

  • Овладение воспитателями и учителями личностно ориентированным возаимодействием с детьми
  • Ориентация педагогической оценки на достижения ребёнка с учётом его индивидуальности
  • Формирование ведущей деятельности как важнейших факторов развития (дошкольник-игра, младший школьник-учёба)
  • Опора учителя на игру при формировании учебной деятельности
  • Сбалансированность репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности
  • Использование при обучении совместных и самостоятельных видов деятельности
  • Использование в процессе обучения подвижных и статичных форм активности детей
  • Создание развивающей образовательной среды в ДОУ и начальной школе

Вывод: при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно осваивать предметное содержание. В этот период освоение учебного материала совершается мелкими шагами, объём его незначителен. Ученики как бы накапливают потенциал для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.

3. Преемственность обучения начальной и средней школы

При переходе детей из начальной школы в среднюю у них начинаются проблемы с поведением и успеваемостью.

Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется ещё так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следующим аспектам:

  • взаимодействие программ обучения: иногда класс, обучавшийся в начальной школе по одной из развивающих программ, переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной системе.
  • преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления.
  • единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах. Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий.

Какие изменения произошли с учащимися 5-х классов?

Выступления классных руководителей. Характеристика 4-х, 5-х классов.

Анализ сформированности основных учебных умений.

Сравнивая данные, мы видим, что в 4 классе по русскому языку качество53%, в 5 классе 41%,по математике в 4 классе- 50%, в 5 классе-60%

Вывод: по русскому языку качество знаний ниже на 11%, по математике выше на 10%.

Как объяснить такую нестабильность?

Существует ли преемственность программ начального и среднего звена.

Русский язык.

  • знание и понимание тенденций языкового развития от дошкольного до старшего школьного возраста в обогащении словаря, синтаксисе речи и т.д.;
  • чёткое понимание того, как идёт речевое развитие учащихся на каждом последующем этапе их обучения;
  • согласование программ и учебников смежных классов;
  • разработка единого курса русского языка с 1 по 9 классы;
  • пропедевтика в младших классах в изучении тем, которые будут изучаться в более старших классах;
  • согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков, учащихся по русскому языку на разных этапах обучения;
  • умение планировать и видеть конечный результат обучения.

В настоящее время отдельные из названных условий не соблюдаются в полной мере. Это относится, в частности, к «стыковке» программ, а в особенности учебников для начальной и основной школ. На практике получается так, что дети на разных этапах обучения (в начальной и основной школах) занимаются по разным авторским программам и учебникам. Это приводит к многократным, часто неэффективным повторам одного и того же материала или к «выпадению» каких-либо сведений из курса русского языка. Поэтому учителю средней школы приходится «стыковать» материал учебников, тщательно отбирать уже известные и новые для учащихся сведения. Вот почему крайне важно, чтобы учителя начальной школы знали программу, а также учебники, по которым будут потом заниматься их ученики, чтобы учителя начальной школы — для более успешного использования на практике пропедевтического изучения какого-либо материала — знали весь курс русского языка. Большинство материалов учебников для 5 кл. расположены концентрически по отношению к материалам учебников для начальной школы. Многие разделы знакомы учащимся по начальной школе, но вместе с этим объём, конечно, расширяется. Но в учебнике для средней школы есть некоторая «несогласованность» в изложении ряда тем. Большинство сведений из начальной школы остаются практически невостребованными. В программы начальной школы необходимо включать указания, как будут продолжены в основной школе те разделы, темы, основные направления работы, которые начаты в младших классах. Основные проблемы возникали в связи с незнанием как раз требований программы для начальной школы, объёма знаний, с которыми выпускники пришли в среднее звено. Завышенные требования, с которыми подходят учителя средней школы к оценке знаний, умений и навыков учащихся, способствовали тому, что успеваемость детей стремительно падала вниз. Тем самым усугубляется и без того сложное положение детей, которые испытывали большие трудности, связанные с их адаптацией к новым требованиям и условиям обучения на более высокой ступени.

Математика

Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием учащихся: развивающий и воспитывающий аспект обучения проявляется в показателях достигнутого учеником уровня образованности.

При изучении школьного курса математики важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. В настоящее время преемственность математического образования в начальной и основной школе обеспечивается организационными формами работы, характерными для начальной школы, привычными для учащихся приемами учебной деятельности. Вместе с тем целесообразно опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, терминов, учитывать более высокий уровень образования школьников, логику развития изучаемого материала.

Для успешного решения проблемы преемственности на современном этапе необходимо:

  • полностью согласовать требования к математической подготовке учащихся, сформулированные в программах начальной и основной школы;
  • согласовать методы обучения, обеспечивающие достаточную подготовку учащихся младших классов к восприятию обобщенных фактов, правил, законов, адаптацию школьников к дедуктивному методу изложения;
  • строить обучение математике так, чтобы достижение учащимися обязательных результатов обучения было безусловным требованием и непременно контролировалось;
  • выявить опорные умения для смежных дисциплин;
  • сгладить переход от одного учителя ко многим учителям-предметникам;
  • создать оптимальные условия для реализации системы средств обучения, разработать комплекс учебных пособий;
  • установить тесную связь в методах работы с учащимися между учителями 4-х и 5-х классов.

Основой осуществления преемственности является установление преемственных и перспективных связей между этапами педагогического процесса. Перспективная связь обращена в будущее, преемственная - в прошлое. Проблема преемственных связей в обучении должна исследоваться как комплексная психолого-педагогическая проблема, и от ее решения зависит успех перехода школ на новые программы и учебники по математике.

Приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы. Эти объективно сложные психологические этапы взросления требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Ещё в современных условиях в связи с резким снижением числа здоровых детей, увеличением количества детей, имеющих хронические заболевания, неврозы из-за гиподинамии, нарушения состояния экологической и социальной среды возникают проблемы связанные с успеваемостью и поведением.

Выступление учителей предметников по данному вопросу, из опыта работы.

Приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы. Эти объективно сложные психологические этапы взросления требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Ещё в современных условиях в связи с резким снижением числа здоровых детей, увеличением количества детей, имеющих хронические заболевания, неврозы из-за гиподинамии, нарушения состояния экологической и социальной среды возникают проблемы связанные с успеваемостью и поведением.

Выступление психолога по результатам тестирования

Проведёна оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса.

Цель: исследования - изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста.

Тест состоял из 58 вопросов. На каждый вопрос дети отвечали однозначно «Да» или «Нет». Участвовало 40 человек.

Отслеживались следующие факторы: общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Более 50% высокий уровень

  • общая тревожность в школе - 58%
  • переживания социального стресса - 37%
  • фрустация потребности в достижении успеха - 37%
  • страх самовыражения - 61%
  • страх ситуации проверки знаний - 66%
  • страх не соответствовать ожиданиям окружающих - 52%
  • низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - 42%
  • проблемы и страхи в отношениях с учителями - 43%

Вывод: высокая степень тревожности имеют факторы: общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Какую работу можно провести по снижению уровня тревожности? (психолог)

Для снижения уровня тревожности, прежде всего, необходимо, чтобы в классе на уроках была хорошая обстановка, были добрые отношения между учителем и учащимися. Для того, чтобы наладить хорошие отношения между учителем и учащимися необходимо проводить игры, которые помогут лучше узнать учителю детей, а детям - учителя. Чтобы снизить страх ситуации проверки знаний можно посоветовать детям тренинг самовнушения, который может помочь детям поверить в свои силы.

Нестабильная успеваемость и качество знаний показывают, что их причины не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений. Для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Также ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивал всегда один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки, Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг «оценивающие» меняются. Они ещё мало знакомы, а уже выносят ребёнку подчас суровые или просто другие оценки. В результате возникающие внутренние противоречия склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чём учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят к концу 5-го класса. А у многих отрицательное отношение к школе сохраняется дольше. Лишь небольшой части школьников-экстравертов удаётся сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие в школе.

4. Обсуждение путей решения проблемы.

5. Принятие решения педагогического консилиума.

Литература.

  1. Виноградова ИА. Взгляд с другой стороны // Начальная школа.1990.№10. С.86-87.
  2. Добрикова ОС. О преемственности в работе начальной и средней школы // Начальная школа. 2000. № 12. С.21-24.
  3. Князева ТН. К Проблеме преемственности обучения в начальной и средней школе // Начальная школа. 2004. № 2. С. 29-31.
  4. Лебедева НВ. Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников // Начальная школа. 1997. № 12. С.60-63.