Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Систематизировать знания учащихся о гербах.
  • Способствовать принятию личностью государственной символики как ценности.
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к государственным символам.
  • Развивать творческие и художественные навыки, учить думать, импровизировать, проявлять свою индивидуальность.
  • Воспитание чувства патриотизма, интереса к истории и культуре родной страны.

Форма занятия: историко-познавательный турнир для старшеклассников.

Оформление:герб РФ, гербы разных стран, герб СССР, герб Московской области, герб города, проекты гербов, подготовленные учащимися школы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Красивым словом «россияне» называют не просто народ России. Этим именем называет граждан нашей страны.

Граждане, как и народ, имеют общее имя, общую историческую судьбу, общий язык, общую историческую память. В чем же тогда различия?

Вспомните: язык – хранитель памяти народа. Не зная происхождения слова, очень трудно понять его смысл. Поэтому давайте постараемся подобрать родственные слова к слову «гражданин»: град, город. Каков смысл найденных нами слов? Его можно лучше понять, если вспомнить близкие к этим словам глаголы: «огораживать», «городить», «загораживать», которые означают одно – возводить преграду, защищать. Так мы и нашли первое отличие:

Народ – это люди, долгое время проживающие на какой-то общей территории, так долго, что в их общей исторической памяти стерлось воспоминание о том, когда они пришли на эту землю. А граждане – это тоже народ, но народ защищенный.

В русском языке слова « городить», «городище», «нагораживать» появились очень давно. Когда-то в глубокой древности, когда и государства-то Российского еще не было, на этой земле жили племена древних славян. И вот когда вместо собирательства и охоты люди стали обрабатывать землю, засевать поля рожью, разводить скот, а на смену родовой общине пришла соседская, вот тогда-то и появилась потребность защищать свою землю от неприятеля. Общими усилиями семей-соседей, всей общиной, или как тогда говорили, «всем миром», огораживали участок земли крепкими стенами и возводили городище. Там, внутри, за оградой, находились дома, ремесленные мастерские, священные места. Позднее в древних городищах стал проживать князь с дружиной, а с принятием христианства вместо языческих святилищ появились православные храмы. На площади городища раскладывали свои товары приезжавшие купцы. По звону колокола собирались жители общины, чтобы услышать какую-то важную новость.

За стенами города горожане и жители ближайших деревень укрывались от грозного и коварного неприятеля. Пройдут века – деревянные стены заменят каменные, но по-прежнему в минуты тревоги вместе с людской силой, мужеством и отвагой будут они защищать, огораживать, ограждать жителей от страшных внешних напастей.

Вокруг городищ селились люди, и постепенно становилась мала прежняя территория. Чтобы укрывать и защищать всех желающих, возводилась вторая, третья. Так дома и домики новых поселений оказывались под защитой, за укрытием.

За городскими стенами шумела особая жизнь, непохожая на тихий деревенский быт. То громкий голос торговца приглашал полюбоваться его товаром, то слышался перестук молотков по наковальне, а то вдруг все покрывал перезвон множества церковных колоколов. Так возникали и росли города, а их жители стали называться горожанами, то есть живущими под защитой городской стены. Если «город», «горожанин» и «гражданин» – родственные слова, то давайте подумаем, что же еще общего между горожанином и гражданином. Догадаться несложно:– это человек, чем-то защищенный.

Но чем? Откроем «Словарь русского языка»:

«Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой».

Следовательно, государство, подобно городской стене, должно надежно «огораживать» гражданина от опасностей. Однако если слова «город», «горожанин» стали привычными очень давно, то слово «гражданин» довольно молодое и в словарь россиян вошло относительно недавно. В чем же причина этого? А причина в том, что в течение многих веков россияне были подданными, а не гражданами. В отли­чие от подданного гражданин – это свободный человек своего Отечества. Он защищен законами страны и имеет много прав и обязанностей. Одно из важнейших прав гражданина – это право участвовать в управлении своей страной, то есть гражданин имеет право выбирать руководителей страны, имеет право сам участвовать в принятии решений, важнейших для страны, в издании законов.

Сегодня формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Гражданское образование и воспитание по сути своей является формированием человека и гражданина, который любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.

Что объединяет нас – граждан одной страны? Это общая территория, единый язык, законы. Так же у нас единые государственные символы. И сегодня наш историко-познавательный турнир посвящён государственному символу – гербу.

Ребята, давайте перенесемся мысленно из 3-го тысячелетия во времена правления Петра I, великого преобразователя и реформатора России. В начале XVIII века его рукой было подписано множество указов, за каждым из которых стояло какое-нибудь новшество или нововведение. Был среди них и указ от 5 октября 1722 года о создании при Сенате конторы, которая работала «на благо поднятия престижа России». Высокий пост в этой конторе предложено было занять Степану Андреевичу Колычеву, в помощь ему назначили приглашенного из Франции обер-гофмаршала Франциска Санти, обладавшего «изрядным талантом рисования». Но в этой конторе оставалось пустовать еще 100 мест. Теперь представьте себе, что вы находитесь на месте испытуемых. Сейчас мы проверим, смог бы кто-нибудь из вас занять вакантное место в Герольдии.

Начинаем 1-й тур.

I ТУР

1. Что означает слово герб?
2. Когда появились первые гербы?
3. Что являлось прародителем будущих гербов?
4. От какого слова произошло название щит?
5. Что такое девиз?
6. Какой стране принадлежит герб с девизом: «Свобода! Братство! Равенство!»
7. Какой стране принадлежит герб с девизом: «Из многих – один».
8. А какой девиз был у герба СССР?
9. Какой девиз у герба Испании?
10. На каких два вида делятся геральдические фигуры?
11. Сколько главных фигур?
12. Сколько второстепенных фигур?
13. Какие фигуры относятся к негеральдическим?
14. Приведите два-три примера мифических фигур?
15. Каких два металла использованы в геральдике?
16. Каких два меха использованы в геральдике?
17. Почему горностаевый?
18.Что нового появилось в гербе Российской империи при Петре I?
19. Что нового появилось в гербе Российской империи при Павле I?
20. Изображение какого животного было предшественником двуглавого орла?

За каждый правильный ответ участник турнира получает конверт с фишкой определённого цвета. Победители I тура, в зависимости от цвета фишек, объединяются в две команды и занимают места за командными столами.

II ТУР – соревнование двух команд.

1. Определить форму геральдического щита.

(Команды получают по одинаковому количеству экскизов щитов и какая команда подготовиться быстрее и правильно ответит та и является победителем. За полный и правильный ответ 5 баллов).

2. Систематизировать гербы Западной Европы и России в зависимости от того как они сначала появлялись.

(Команды получают папки с файлами, в которые вложены листы с одинаковыми записями:

Гербы:

  • Личные.
  • Родовые.
  • Корпоративные.
  • Городские.
  • Территориальные.
  • Государственные.

(Одна команда получает задание: рассказать в каком порядке возникали гербы в Западной Европе. Вторая команда получает задание: рассказать в каком порядке возникали гербы в России. За правильный ответ 5 баллов)

3. Определить какие фигуры относятся к мифическим фигурам, какие к естественным фигурам.

(Команды получают по две папки с одинаковыми заданиями. Кто быстрее правильно ответит получает 5 баллов)

4. Дать определение терминам:

  • Щитодержатель.
  • Геральдика.
  • Корона.
  • Девиз.
  • Скипетр.
  • Девиз.
  • Мантия.
  • Клейноды.
  • Намёт.
  • Герольд.

(За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу).

5. Геральдика придает цветам и металлам особое название и символическое значение. Какое?

(Команды получают задания на листах. За правильный ответ 1 балл).

золото –
серебро –
голубой цвет –
красный цвет –
зеленый цвет –
черный цвет –

Члены жюри подводят итоги II тура.

III ТУР

Если поближе познакомиться с геральдикой западного учебного заведения, то можно увидеть многовековые геральдические традиции у колледжей, гимназий, ВУЗов. Стоит ли говорить о наличии герба у Кембриджа или Гарварда, если даже каждый факультет этих университетов имеет свой собственный герб.

Именно символика подчеркивает:

1. Индивидуальную самобытность учебного заведения (и пусть пока только щит без вывешенных атрибутов и минимального количества символов).
2. Укрепляет единение учеников, педагогов, выпускников.
3. Герб – это связующее звено между поколениями выпускников, между прошлым, настоящим и будущим.
4. Герб – это идеология, это духовный стержень, они читаются и понимаются наглядно. Сейчас мы постараемся, используя наши знания по геральдике, создать герб нашего учебного заведения и защитить его.

(Члены команд работают над проектом герба школы, можно класса).

Работа с оставшимися вне команды учащимися:

1. Ездец – это кто? Что вы о нем знаете?
2. Корона, скипетр, держава. Что они символизируют?
3. Граф Франциск Сати. Что вы знаете об этом человеке?
4. Задание: определить по тексту документов какие существуют версии происхождения двуглавого орла в России? (Каждый ученик получает конверт с текстами документов).

1 документ.

Однако наиболее вероятно все же заимствование двуглавого орла с Запада. Именно там двуглавый орел по-настоящему стал гербом. По наиболее авторитетному мнению изображение двуглавого орла появлялось в Западной Европе в результате крестовых походов – крестоносцы, завоевавшие Палестину, познакомились там с этой эмблемой и привезли ее домой. Вскоре она вошла в гербы многих западноевропейских родов, в том числе правителей многих европейских государств – Баварии. Чехии и проч. В XIII в. Двуглавый орел изображался на монетах короля Силиции, а затем императора Священной Римской империи Фридриха II из рода Штауфенов. Однако в качестве постоянного герба императора эмблема утвердилась позднее – в XV в. при императоре Сигизмунде I. Постоянным гербом государства – империи – она становится в начале XVI в.
Император Священной Римской империи не только был сильнейшим монархом Европы, но также формально занимал главенствующее положение по отношению к остальным монархам Европы – простым королям. Титул императора был выше титула короля. Соответственно, знаки власти императора: его герб. знамя пользовались особым уважением.
По-видимому, основной причиной заимствования русским государем изображения двуглавого орла было именно то, что эта эмблема являлась гербом германских императоров. Это подтверждается и тем, что как раз в это время устанавливаются тесные дипломатические отношения с императорским двором.
Великий князь московский, выходя на международную арену, хотел во всем равняться первому монарху той Европы – императору. Это сказалось не только в гербе, но также в заимствовании придворных ритуалов, системы делопроизводства. Таким образом, московский государь претендовал на положение равное германскому императору, что было очень смелым и решительным внешнеполитическим шагом.

2 документ.

Двуглавый орел был хорошо известен в балканских странах. Вероятно, он получил геральдическое значение в Сербии, т.е. стал официальной эмблемой, при деспоте Стефане Лазаревиче, в начале XV века. Присутствовал он также на монетах средневековой Болгарии, был известен в Албании. Именно распространенность двуглавого орла на Балканах, а также известные тесные связи средневековой Руси с балканскими народами привели ученых к мысли, что орел мог быть заимствован и оттуда.

3 документ.

Однако еще более интересно то, что изображения двуглавого орла встречаются и на Руси при чем задолго до 1497 г. Эти изображения были обнаружены археологами при раскопках в разных местах поселений XII–XIII вв. Он присутствовал и на тверских монетах XV в. Соответственно, возникает еще один возможный источник заимствования орла – Тверь!

4 документ.

Двуглавый орел – этот символ имеет очень давнюю историю, он насчитывает более трех тысяч лет. Он был одним из распространенных символов в шумерской культуре. Древние хетты также хорошо знали этот символ. Хетты были древним индоевропйским народом, их государство возникло в Малой Азии на территории современной Турции, расцвета достигло в середине II тысячелетия до н.э. Неподалеку от турецкого селения Богазкей, где когда-то находилась столица Хеттского государства, было обнаружено древнейшее изображение двуглавого орла (XIII до н.э.), оно высечено на скале. На скале была изображена целая процессия, орел с распростертыми крыльями был расположен под фигурами шествующих божеств. По мнению ученых, у хеттов орел был спутником бога грозы Тишуба, т.е. был мифическим животным. Также он мог являться и официальным символом хеттских царей. Позднее изображение двуглавого орла не было забыто на Ближнем Востоке. Оно использовалось персидскими шахами из династии Сасанидов (первые века н.э.), а затем пришедшими им на смену арабскими правителями, которые помещали эту проблему даже на своих монетах. Более того, в арабском мире двуглавый орел стал популярным элементом восточного орнамента. В средневековье этот символ был распространен в Персии как символ победы, а также в Золотой Орде и у турков-сельджуков, которые, в конце концов, захватили Константинополь в 1453 г.

5 документ.

Существует гипотеза о том, что появление двуглавого орла на печати Ивана III – результат татарского влияния. Однако это всего лишь гипотеза (т.е. предположение), поскольку монеты с таким изображением перестали чеканить в Золотой Оде в середине XIV в. Это значит, что между золотоордынскими и первым русским изображение двуглавого орла (1497 г.) – промежуток в полтора века.

6 документ.

Из Византии было заимствовано христианство, многие нормы права, религиозное искусство – живопись, литература, музыка находились под неоспоримым влиянием византийских. К примеру, иконография святого Георгия и сама легенда о его подвиге также пришли из Византии.
Поэтому не случайным было убеждение историков и искусствоведов в том, что двуглавый орел пришел в Россию из Византийской империи. До недавнего времени это было наиболее распространенным устоявшимся мнением. В его пользу существуют сильные аргументы. Вообще, орел как символ власти, позже как символ солнца был хорошо известен еще в Древнем Риме, где он украшал знаки легионов, его изображение чеканилось на монетах. Правда, Древний Рим знал исключительно орла одноглавого.
Двуглавый орел был известен и в Византии. Существовала легенда, согласно которой двуглавый орел появился при императоре Константине Великом в IV в.н.э. И символизировала две части империи – восточную и западную.
Более того, изображение мифического животного появилось в России именно тогда, когда Иван III женился на племяннице последнего византийского императора – Софье Палеолог. У династии же Палеологов изображение двуглавого орла было родовой эмблемой. Как знак императорского двора, его изображение было вышито на одеждах придворных и самого императора, помещалось оно и на других предметах, которые имели отношение к последней византийской императорской династии – Палеологов. Кроме того, российский орел с опущенными крыльями (сейчас они подняты и распушены) весьма походил на палеологовского. Логично предположить, что Иван III, женившись на Софье, заимствовал и герб. У ученых, однако, есть ряд сомнений в этой версии.
Во-первых, все же настоящим гербом Византийской империи двуглавый орел так никогда и не стал, являясь скорее родовым, придворным знаком. Во-вторых, кроме Византии, орел был хорошо известен и в других странах.

5. Задание. Работа с тестом. (Каждый ученик получает тест и приступает к работе).

ТЕСТ.

1. Геральдика – это:

а) наука о печатях;
б) наука об эмблемах;
в) наука о монетах;
г) наука о гербах.

2. Какая эмблема известна в качестве знака собственности Рюриковичей:

а) трезубец (двузубец);
б) меч;
в) топор;
г) восьмиконечный крест.

3. Что было изображено на печати Ивана III 1497 г.:

а) всадник, поражающий змия, и двуглавый орел;
б) двуглавый орел;
в) всадник – змиеборец;
г) всадник – змиеборец на груди двуглавого орла.

4. Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла:

а) из Византии;
б) из балканских стран;
в) из Священной Римской (Германской) империи;
г) из Золотой Орды.

5. Изображение какого животного встречается на печатях Ивана Грозного:

а) льва;
б) тигра;
в) единорога;
г) грифона.

6. На печатях какого царя орла стали изображать со скипетром и державой в лапах;

а) Алексея Михайловича;
б) Федора Алексеевича;
в) Михаила Федоровича;
г) Петра I.

7. Когда появляется изображение цепи ордена Андрея Первозванного на российском гербе:

а) при Анне Иоанновне;
б) при Елизавете Петровне;
в) при Екатерине II;
г) при Петре I.

8. Какой император ввел изображение мальтийского креста в российский герб:

а) Петр I;
б) Александр I;
в) Павел I;
г) Николай I.

9. Какой девиз был начертан на гербе СССР:

а) «С нами Бог!»;
б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»;
в) «Весь мир насилья мы разрушим»;
г) в нем не было девиза.

10. Большой государственный герб Российской империи был окончательно утвержден в:

а) 1858 г.;
б) 1882 г.;
в) 1905 г.;
г) 1833 г.

– Мы же возвращаемся к нашим командам. Итак, приступаем к защите своих работ.

Проходит защита работ.
Подведение итогов историко-познавательного турнира.
Награждение победителей.

Рекомендуемая литература:

  1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск. 1981.
  2. Алексеева М.А. Гравюра Петровского времени. Л., 1990.
  3. Вилинбахов Г.В. Святой Георгий Победоносец. СПб., 1995.
  4. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990. Памятники Куликов­ского цикла. СПб., 1998.
  5. Голованова М.Н., Шергин В.С. Государственные символы России. М., 2005.
  6. Пчёлов Е.В. Государственные символы: герб, флаг, гимн. М., 2002.
  7. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика». М. 2004.
  8. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII–ХIХ вв. М., 1982.
  9. Соболева Н.А. Русские печати. М., 1992
  10. Соболева Н.А. История герба Москвы. М., 2002.
  11. Соболева Н.А. Артамонов В.А. Символы России. М., 1993.
  12. Романовский В.К. Символы российской государственности. М., 2002.
  13. Соболева Н.А. Герб Российского государства//Вопросы истории. 1992. № 10.
  14. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII–ХIХ вв. М., 1981.
  15. Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. М., 2003.
  16. Соболева Н.А. Русские печати. М., 1992.
  17. Сперансов Н.Н. Земельные гербы России: ХII–ХIХ вв. М.2002.
  18. Надеждина Н.Г. Основы граждановедения. М., 2003.
  19. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
  20. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.,1993.
  21. Черных А.П., Дмитриева О.В., Беляков А.С. и др. Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.
  22. Чунаков А.В. От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома. М.2004.
  23. Шаповалов В.А. Основы российской геральдики: Учебное по­собие. Белгород, 1997.
  24. Надеждина Н.Г. Основы граждановедения. М., 2003.
  25. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
  26. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.,1993.
  27. Черных А.П., Дмитриева О.В., Беляков А.С. и др. Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.
  28. Чунаков А.В. От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома. М., 2004.
  29. Шаповалов В.А. Основы российской геральдики: Учебное по­собие. Белгород, 1997.