Литературный конкурс по сказкам великого русского поэта А.С. Пушкина, посвященный году семьи

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • Развивать интерес к произведениям А.С.Пушкина.
  • Воспитывать умение выслушивать мнения своих членов семьи.
  • Воспитание уважения к своим родителям.
  • Развивать семейное чтение.

Оформление:

  • Портрет А.С.Пушкина.
  • Выставка книг А.С.Пушкина.
  • Подсвечник, перо, чернильница.
  • Цитата "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!" (Ф.Тютчев)
  • Рисунки учащихся к произведениям А.С.Пушкина.

Ход урока

Добрый день! Добрый день, дорогие бабушки, дедушки,мамы, папы, ребята, гости!

Сегодня у нас необычная встреча. Главное то, что мы с Вами нашли возможность встретиться всей семьей, семьей 3 А класса.

Мы проводим литературный конкурс, по сказкам великого русского поэта А.С. Пушкина.

Стихотворение о Пушкине, (читает ученица)

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!

На уроках чтения, внеклассного чтения мы изучали сказки А.С.Пушкина - итог этому наш литературный конкурс: «Папа, мама, я - читающая семья!»

Позвольте познакомить Вас с участниками команд.

I команда: Кирилл - капитан

Москвич Игорь Николаевич, Ольга Тайвовна

II команда: Гаянэ - капитан

Галуян Артур Николаевич, Искун Володяевна

III команда: Тимофей - капитан

Шереметов Вадим Александрович, Ефремова Ольга Анатольевна

Большое Вам, спасибо, что согласились участвовать в нашем конкурсе. Пожелаем каждой команде — удачи и успеха!

Условия конкурса: игра проводится в IY тура, если у команды готов ответ - капитан светофориком показывает, что команда готова дать ответ.

Представление жюри:

  • Туманова Надежда Валентиновна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
  • Горина Людмила Валерьевна - библиотекарь.
  • Сокол Лидия Игоревна - член родительского комитета.

I тур - «Исторический» (за каждый правильный ответ 3 балла)

  1. В каком году и какого числа родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799г.)
  2. Какую годовщину со дня рождения поэта отмечала Россия в 1999г.? (200 лет)
  3. В каком городе родился А.С.Пушкин? (Москва)
  4. Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна)
  5. Были ли у Пушкина братья и сестры? (Сестра Ольга и брат Лев)
  6. В какой школе учился А.С.Пушкин? (В Царскосельском Лицее)
  7. Кому из лицейских друзей А.С.Пушкин посвятил такие строчки: «Мой первый друг, мой друг бесценный?» (И.Пущину)
  8. «Друзья моей души»- так называл поэт трех своих лицейских друзей, не побоявшихся навестить его, когда он находился в ссылке в Михайловском? Можете ли Вы назвать их? (И.Пущин, А.Дельвиг, А.Горчаков)
  9. Кто из лицейских друзей А.С.Пушкина стал морским офицером (Ф. Матюшкин)
  10. Назовите выдающегося русского дипломата XIX века, лицейского

товарища Пушкина? (А.Горчаков)

  1. К кому Пушкин обращался с такими словами : «Подруга дней моих суровых...» (К няне Арине Родионовне)
  2. О каком городе Пушкин писал:
    «Люблю тебя, Петра творенье.
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье
    Береговой ее гранит...»
    (О Петербурге)
  3. Как звали жену Пушкина? (Наталья Николаевна)
  4. Как звали детей поэта? (Мария, Александр, Григорий, Наталья)
  5. Кто был первым московским князем? (Юрий Долгорукий)
  6. Узнай сказку (инсценирование отрывка из сказки).

Работа жюри.

II тур - «Сказочные объявления» (за каждый правильный ответ 3 балла)

(Раздается стук в дверь, появляется почтальон Печкин. Роль Печкина играет ученик 6 класса - Ильин Коля.)

Печкин:

- Здравствуйте, ребята! Это я, почтальон Печкин. А это я куда попал, в сказку, что ли?

Так.... Значит, по адресу все сходится (читает надпись на конверте).

Куда: Гимназия

Кому: Любителям сказок Пушкина

Обратный адрес: Царь Дадон

- Ребята! Я принес Вам два письма от царя Дадона. А раз уж я попал к Вам сюда, в сказку, стало быть, тоже хочу принять участие. С Вашего разрешения прочту Вам письмо от Дадона. Был я у него, надоело ему царствовать лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет Вам свои вопросы, да не простые, а мудреные. (Достает листы из конверта, читает).

  1. "В дорогой собольей душегрейке,
    Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею,.."
    -
    Узнаете, кто это?
    (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке ")
  2. "Соку спелого полно,
    Так свежо и так душисто,
    Так румяно-золотисто,
    Будто медом налилось!.
    .."
    - О каком фрукте идет речь, и из какой он сказки?
    (Яблоко, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
  3. «Вдруг шатер распахнулся
    ...и девица...вся сияя как заря,
    тихо встретила царя...»

    - Что это за девица?
    (Шамаханская царица «Сказка о золотом петушке»)

Сказочные объявления:

1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых Могу:

  • запрягать лошадь,
  • топить печь,
  • нянчить детей.

Мой адрес... (Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»)

2. На работу в лесопункт требуются:

  • повар,
  • конюх,
  • плотник.

Выплачиваются премиальные...

Мой адрес...(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

3. Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:

  • соболя,
  • черно-бурые лисицы,
  • чистое серебро,
  • злато.

И все это по доступным ценам.

Пальмира ждет Вас по адресу: («Сказка о царе Салтане...»)

4. Тем, кто интересуется жилплощадью!

Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеются:

  • кругом лавки, крытые ковром,
  • печь с лежанкой изразцовой,
  • под святыми стол дубовый.

Мой адрес: ... («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес: ... Обращаться к ....(Царице-мачехе из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»).

6. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем
приобрести петушка из чистого золота, который выручит Вас всегда и
везде...»

Адрес: .. .(«Сказка о золотом петушке»)

- Хорошо Вы знаете сказки Пушкина . Мне даже захотелось остаться с Вами до конца турнира, а почту я потом разнесу.

Зрители в зале читают наизусть отрывки из сказок Пушкина.

Работа жюри.

III тур - «Конкурс капитанов» (За каждый правильный ответ 5 баллов)

На столе разложены рыбки, с обратной стороны записаны вопросы. Капитаны берут по очереди рыбок и отвечают на вопросы.

  1. С каких слов начинается «Сказка о попе и работнике его Балде»? («Жил -был поп, толоконный лоб...»)
  2. Последнее желание сварливой старухи? (Стать владычицей морскою)
  3. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?
    (« Свет мой, зеркальце! Скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»)
  4. Вечный сторож царя Дадона? (Петушок)
  5. В кого превращается князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)
  6. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)
  7. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»
    («... Сказка ложь, да в ней намек!
    Добрым молодцам урок»)
  8. За какую плату согласился работать Балда у попа? ( «... В год за три щелчка тебе по лбу...»)
  9. Кто дал царевне отравленное яблоко? (Чернавка)

Вопросы зрителям:

  1. Сколько раз ходил старик к золотой рыбке? (5 раз)
  2. Какой герой был связан с балом своим именем? (Балда)
  3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». («Дурачина ты, простофиля»)
  4. О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»? (О зиме)
  5. Из какой это сказки?
    «Выбрал я жену себе,
    Дочь послушную тебе,
    Просим оба разрешенья,
    Твоего благословенья»
    (Из «Сказки о царе Салтане»)
  6. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру).

Итоги, работа жюри

IV тур - «Блиц-турнир»

(Для каждой команды на обдумывание ответов дается 6 секунд. За каждый правильный ответ 3 балла. Можно пользоваться помощью зала или другой команды).

Вопросы I команде:

  1. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком)
  2. В какой сказке Пушкина «В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут»? (В «Сказке о царе Салтане»)
  3. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)
  4. Какая сказка заканчивается словами: «Я там был; мед, пиво пил - И усы лишь обмочил»? («Сказка о царе Салтане»)
  5. Мимо какого острова проплыли гости-господа? (Мимо острова Буяна)
  6. Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами? (5 раз)

Вопросы II команде:

  1. Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? (30 лет и 3 года)
  2. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? (« Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил»)
  3. В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился»? (В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»)
  4. Что кричал золотой петушок с высокой спицы при приближении врага? («Кири-куку. Царствуй лежа на боку»)
  5. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости? («...вышлю к тебе внука..»)
  6. Какой величины родился ребенок у царицы? (В аршин)

Вопросы III команде:

  1. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)
  2. Под каким деревом белка грызла орешки? (Под елью)
  3. Как звали жениха царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Елисей)
  4. Где встретились поп и Балда? (На базаре)
  5. Какую песенку пела белка при честном, при всем народе? («Во саду ли, в огороде»)
  6. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года)

Домашнее задание: Чтение наизусть членами команды отрывка из сказки Пушкина и инсценирование.

Награждение. Подведение итогов.

Наш конкурс подошел к концу. Спасибо за участие. Что можно сказать в заключение...

Читайте Пушкина,
учите Пушкина,
а главное - любите Пушкина