Элективные курсы в 10-м классе "Деловое письмо" (авторская программа)

Разделы: Русский язык


Приемы и средства обучения.

Для повышения интенсивности каждого из методов обучения применяются следующие приемы и средства обучения:

Средства обучения: учебники под редакцией Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», Л.З.Шакировой «Русский язык 10-11 класс», учебные пособия для учителей и учащихся под редакцией Скиргайло Т.О. и Ахбаровой Г.Х. «Деловое письмо», справочники, словари, программированные учебные пособия, чертежи, схемы, технические средства(магнитофоны, видеозаписи, компьютер). Средствами обучения курса «Деловое общение» является весь комплекс средств. способствующих оснащению учебного процесса, его совершенствованию.

Приемы обучения: составление плана прочитанного, пересказ, составление конспекта, составление по содержанию текста объявления, сравнение рекламы и объявления, проведение конкурсов на лучшее сочинение, объявление и т.д., письмо по образцам, проведение в классе ролевых пресс-конференций (например, на тему «Моя деловая (официальная) автобиография», выступая в роли писателя, врача, педагога и т.д.), проведение деловых игр (например, составление деловых характеристик друг на друга, затем зачитывание тому, кого охарактеризовали, потом анализ ошибок и недочетов).

Совокупность приемов служит ознакомлению с новым материалом, приобретению умений и навыков, их закреплению, применению в деловых общениях.

Что должен знать и уметь ученик

В результате изучения элективного курса ученик должен знать:

  • стилистические нормы современного русского языка и требования необходимости их наблюдения;
  • требования к составлению личных и служебных документов;
  • правила речевого этикета;
  • разные словари и справочники и уметь ими пользоваться;

В результате изучения данного курса ученик должен уметь:

  • выявление стилевых особенностей - текстов деловых бумаг путём сравнения текстов, принадлежащих к разным стилям речи;
  • определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;
  • нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги;
  • редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;
  • самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста.

Программа

Анализ текста, деление его на части, его стили (официально - деловой стиль, его языковые особенности; публицистический стиль, его жанры и языковые особенности), средства связи его частей. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, разделительными, противительными), Знаки препинания между ними. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Сложноподчиненные предложения, главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания между ними.

Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений. Авторское употребление знаков препинания.

Общие сведения о языке: роль языка в жизни общества. Русский литературный язык и его стили.

Обобщение изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию, культура речи: систематизация сведений о признаках текста, теме основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, рассуждении, описании, о стилях речи.

Деловые бумаги: поздравление, приглашение, письмо, объявление, расписка, объяснительная записка, заявление, справка, удостоверение, деловые письма, автобиография, характеристика, доверенность, протокол, выписка из протокола., резюме, реклама.

Цели и задачи.

Программа элективного курса ставит задачи, исходящие из комплексных задач совершенствования устной и письменной русской деловой речи учащихся:

  • Создание словарного запаса, определенного на основе языкового содержания минимума русской деловой речи;
  • привитие навыков различения стилей речи, углубление круга знаний об официально - деловом стиле, используемого в текстах деловых бумаг;
  • формирование представления о сферах употребления конкретных жанров деловой речи;
  • формирование умений сравнивать и сопоставлять деловые бумаги на русском и на татарском языках и использовать выводы об особенностях создания текстов деловой речи на разных языках в практической деятельности;
  • выработка орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
  • привитие «интереса к изучению текстов официально - делового стиля речи, стремления к овладению деловыми бумагами на русском языке.

Пояснение логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по курсу,

Программа состоит из двух взаимосвязанных частей:

  • первая предусматривает теоретические сведения о каждом жанре, входящем в определенную группу деловых бумаг;
  • вторая - умения, которые должны сформироваться у учащихся в результате выполнения различных заданий и упражнений, направленных на овладение русской письменной деловой речью.

Теоретические сведения «добывают» в процессе выполнения практических заданий в результате специально организуемых наблюдений и исследований. Умения вырабатываются на основе теоретических сведений, полученных в процессе практической работы, при практическом изучении деловых, хотя основными является анализ текста, проводимый с точки зрения строения, определения основной мысли, типа и стиля речи, использования в нем изобразительно - выразительных средств, необходимо рассмотрение особенностей его орфографии и пунктуации.

Методы и формы обучения

Методы и формы обучения деловому общению разнообразны: демонстрационные (наглядные), живое слово учителя, беседа, работа с книгой, выполнение упражнений, творческие и исследовательские работы, пересказ, семинарские занятия, консультации, собеседования.

Основное содержание компонента по каждому разделу.

Овладение нормами деловой речи целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку. Наибольшей эффективностью пользуются следующие системы заданий и упражнений:

  • Ознакомление с правильной формой жанра делового письма.
  • Выявление стилевых особенностей текстов деловых бумаг путем сравнения текстов, принадлежащих к разным стилям речи.
  • Определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги.
  • Нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т.д.).
  • Редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги.
  • Самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста,
  • Речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.
  • Ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации (например, составление и защита проектов, связанных с использованием деловых бумаг).

Учебно-тематический план. I полугодие. (Приложение 1)

Учебно-тематический план. II полугодие. (Приложение 2)