Поурочное планирование проектной деятельности учащихся

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Согласно «Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы», каждый ученик по окончании школы должен знать и владеть методами проектной деятельности.

Современные методы проектирования направлены на то, чтобы заставить проектировщика "думать вслух" и интегрироваться в своем мышлении с мышлением других позиционеров в процессе коллективного проектирования. Основное преимущество таких методов в том, что участники процесса проектирования могут следить за происходящими изменениями и участвовать в них, сообщая друг другу факты и оценки, выходящие за пределы компетенции каждого отдельно взятого проектировщика. Актуальность внедрения метода проектов в учебный процесс не требует обоснования, но совместимость научно-исследовательской деятельности с уроком в 45 минут остается открытым и во многом спорным вопросом. Проектная деятельность является очень специфичной в формате массовой общеобразовательной школы. В основном, ее осуществление ведется во внеурочное время с мотивированными детьми индивидуальными методами. Перед педагогами нашей школы была поставлена проблема внедрения проектной деятельности в учебный процесс. Перевод проектно-исследовательской деятельности из нерегламентированного внеурочного процесса в рамки классно-урочной системы вызвал ряд затруднений, как у организаторов (учителей), так и у участников (учащихся).

В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.

В ходе эксперимента, учащимся был предложен выбор предметов для осуществления нового вида деятельности, далее класс был разделен на группы, сформированные с учетом выбора предметов учащимися. Фактически учащийся получил свободу выбора курса, основываясь на своих приоритетах. Урок «проектная деятельность» появился в расписании наряду с другими общеобразовательными предметами; урок, целью которого становилось не только освоение некоторого предметного содержания, но и формирование, и развитие универсальных проектных и общеучебных умений. Теперь учитель должен был предоставить учащемуся возможность сформировать и реализовать проектный замысел в той или иной сфере деятельности, освоив соответствующие способы деятельности в системе.

Перед учителями встала задача организации учебного процесса в новых условиях. Урок проектной деятельности - сложное педагогическое явление. С одной стороны, это организованная активная учебно-познавательная деятельность учащихся, с другой - управление этой деятельностью учителем. Возник целый ряд вопросов:

Как проводить занятие по проектной деятельности?

Каким образом совместить работу по разным темам с разными авторами в одно и то же время?

Как научить учеников самостоятельно ставить цели, планировать, выполнять и оценивать свою работу?

Как спланировать работу?

Эффективность работы учителя – исследователя зависит от качества его подготовки к организации и руководству учебным проектом. Возникает необходимость координации деятельности всех педагогов, согласованности промежуточных результатов, обеспечения единых требований к проектным работам. Одним из обязательных условий успешности данной работы является принятие и утверждение общешкольных методических норм к организации ученического проектирования.

В данной ситуации мной было разработано планирование уроков проектной деятельности, которое утверждено Методическим объединением учителей-исследователей нашей школы как базовое. Тематическое планирование позволяет учителям – предметникам зафиксировать процесс развития навыков проектирования в границах традиционных учебных дисциплин. В целом планирование ориентировано на приобретение учащимися навыков научной работы, на обеспечение интеллектуального развития школьников и их последующую адаптацию и социализацию.

В практике организации проектной деятельности учащихся возможно использование традиционных форм: фронтальной, индивидуальной и групповой.

Например, на уроке при фронтальной организации занятия учитель всему классу объясняет, как правильно оформлять библиографический список литературных источников с одним, двумя или более авторов, литературу без автора, брошюру, журнальную или газетную статью. И объясняет это на примерах литературных источников, подобранных детьми самостоятельно, после чего каждый учащийся оформляет список литературы по своей теме.

Другим примером фронтальной организации занятия может служить занятие по теме: "Обоснование темы проекта", где учащиеся получают объяснение по обоснованию актуальности темы, формированию целей и задач и т.д., а затем каждый обосновывает свою тему самостоятельно с последующей ее доработкой после получения консультации учителя.

Фронтальную форму организации проектной деятельности учащихся можно применить при объяснении этапов проектирования и разработке каждым учащимся содержания предстоящих работ по этапам проектирования. Каждый учащийся, работая в коллективе, в то же время выполняет свое задание, работает над своей темой, овладевая при этом общими приемами работы над проектом. Это наиболее сложный процесс, требующий учета индивидуальных особенностей и познавательных возможностей учащихся.

Авторское планирование (Приложение 1) носит интегративный характер, что позволяет объединить творческие потенциалы многих учителей и предусматривает креативный подход к организации занятий, а также дает возможность при различии стилей деятельности педагогов и некоторой возникающей дифференциации класса обеспечить единство подходов и методов научного познания.

Планирование рассчитано на 1 час в неделю, согласно учебному плану, и построено следующим образом:

  • Тема занятия
  • Форма урока
  • Основное содержание
  • Этапы проектной деятельности учащихся

Содержание курса и характер занятий предусматривают обучение учащихся технологии проектной деятельности и формирование проектной культуры, поэтому в планирование включен ряд общих вопросов.

Кроме того, в этом плане намечаются мероприятия, необходимые для всех исследователей. К ним относятся лекции: по истории проектирования, по проектным технологиям, по правилам делового общения и ведения дискуссий, по формам и видам презентаций. Лекции проводятся для всего класса одним педагогом или группой преподавателей - исследователей. Коллективным видом деятельности являются и межпредметные консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов для учащихся, испытывающих затруднения.

Следует отметить, что использование современных информационно-коммуникативных технологий, электронной почты позволяет организовать работу с каждым учащимся в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией, степенью самостоятельности и интеллектуальным потенциалом.

На завершающем этапе учащиеся представляют свои проекты на общешкольной конференции (проектная неделя), где подводятся итоги проделанной работы и дается оценка, а также рекомендации по продолжению работы.

Благодаря введению общего планирования уроков проектной деятельности удалось регламентировать осуществление проектной деятельности, обеспечить стабильную реализацию и развитие этого направления образовательного процесса, скоординировать деятельность педагогов школы по совершенствованию проектно – исследовательских умений учащихся. Единое планирование уроков не является статичным, оно корректируется в соответствии с новыми идеями, методиками, дидактическими комментариями и педагогическим опытом.