Воспитательные функции классного руководителя в современных условиях

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


В настоящее время возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании. Системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. В этом году я стала классным руководителем 5 класса. Прежде всего, свои воспитательные функции я осуществляю на основе краеведческой деятельности, которая является системообразующей гражданско-патриотического воспитания.

Беседуя с детьми, и задавая вопрос:

“Как звали твоего дедушку?” “ Кто были твои прародители?” – часто получаю такой ответ:

– О дедушке ничего не знаю, фотографии не сохранились, реликвий в доме никаких нет.

Становится как-то не по себе, дети не знают отчества родителей, не знают, кем были предки, где жили и чем занимались.

Ведь продолжение рода – это не только дети, это то, что вкладывается в них. Знание своего рода и есть начало познания мира, страны, Родины.

Род, родня, родина – слова одного корня, как и родители. Это они впервые ведут человека к роднику памяти, которая делает из него человека. Пробел, допущенный здесь очень трудно восполнить. Ведь это не просто пробел – пустота!

Некоторые наши односельчане говорят, что мы живём в селе, где нет ни одного памятника, как воспитывать у школьников уважение к прошлому?

Я с этим не совсем согласна. А ведь улица, школа, дом – это тоже память о ком-то или о чём-то. И они тоже должны вызывать уважение, воспитывать. Все ли наши дети знают, что было на месте школы или все ли они читают надписи на памятниках? Нет, им непривычно быть любознательными. Эти чувства нужно развивать ещё в раннем возрасте.

Руководить процессом воспитания нужно так, чтобы уже с младшего школьного возраста детей “волновало настоящее и будущее Отчизны” (В.А. Сухомлинский).

От любви к малой Родине зарождается большая и вечная любовь к своему Отечеству. А уважение к Родине начинается с уважения к матери и семье.

Близость с родителями и старшими означает для детей такие отношения, при которых взрослый отдаёт себя бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребёнок впитывает всё лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайны своей души. Именно добрые семейные отношения, положительно влияют на формирование личности.

Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином своей страны.

Ребёнок должен знать, что он – хранитель памяти о своих предках и должен передать её потомкам. Память о предках – это показатель нравственного здоровья нации.

Я считаю, что в современных условиях нужно обязательно уделять внимание гражданско-патриотическому воспитанию в тесном содружестве с нравственным и семейным, обращая собое внимание изучению семейных корней, истории и традиций семьи и родного села, формировать представление о родной стране, уважение к государственной символике, воспитывать чувство сопричастности к судьбе родного края, гордости за её героическое прошлое и любовь к её настоящему. Собирать материал, чтобы пополнить страницы истории, ведь каждый наш прожитый день – это уже история.

Предлагаю вашему вниманию сценарий конкурса “ История моей семьи” для учащихся 5–6-х классов.

Конкурс для учащихся 5–6-х классов
“История моей семьи”

Цель: Формировать у детей уважение к прошлому, родителям, близким людям; развивать потребность в изучении своей родословной и интерес к проблеме сохранения памяти о своих предках.

“Гордиться славой
своих предков не только
можно, но и должно,
не уважать оной, – есть
постыдное малодушие”

А. С. Пушкин

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о ваших родственниках, о судьбах и ярких страницах их биографии.

Особое, необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них?

Во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Забылась мудрость пушкинских слов “Уважение к прошлому—вот черта, отличающая образованность от дикости”.

Нельзя жить Иванами, не помнящими родства, невозможно изучать историю Родины в отрыве от родного края.

(Ученица исполняет песню “С чего начинается Родина”)

1 ученик:

Жизнь человека — только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она останется нетленной.

2 ученик:

Всё это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки.

3 ученик:

Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений—
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьёй, единой кровью,
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольётся,
И никогда не оборвётся
Веков связующая нить.

Учитель: Сегодня здесь собрались близкие по духу люди, патриоты, которых объединяет интерес к проблеме сохранения памяти о своих предках, о своей семье.

Это учащиеся 5-6 классов.

Ребята, поведайте нам историю своей семьи.

Слово предоставляется учащимся 5 класса. < Рисунок 1>

4 ученик:

Зерно прозревает в земле,
Дитя прозревает в семье.
В семье человек вырастает,
И всё, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.
Вот дедушку в землю кладут.
А отрока в поле ведут:
Учись в человеческой жизни
Служить и семье, и Отчизне.

(Звучит песня “ Родительский дом”)

Ведущий: Семейная связь времен — это тайные нити, которые связывают. Сегодня со Вчера, с Позавчера. Вот она — наша история, наша судьба. В фотографиях, в родных для нас именах, в любимых лицах.

Учитель: А сейчас слово предоставляется учащимся 6 класса.

(Учащиеся 6 класса рассказывают о своих родителях и прародителях, об их увлечениях)

< Рисунок 2>

5 ученик:

Как лебедь восстаёт белее из воды,
Как чище золото выходит из горнила,
Так честная душа из опыта беды—
Гоненьям и борьбой в ней только крепнет сила.

Учитель: Может быть, у ваших родителей, дедушек, бабушек сохранились воспоминания о прошлом и они вам рассказывали, как ваши семьи смогли пережить то сложное время.

Поведайте нам об этом. Слово предоставляется 5 классу

(Ученики 5 класса рассказывают воспоминания их бабушек и дедушек о прошлом)

6 ученик:

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто Вы?

(Рассказ ученицы о своей бабушке).

< Рисунок 3>

(Звучит песня “Семейный альбом”)

Ведущий: Памятные вещи, семейные реликвии, письма, медали, монеты, фотографии — молчаливые свидетели прошлых лет.

В праздничные дни выключите телевизор, сядьте рядком, склоните головы над альбомными листами, над карточками, снимками—над памятью предков наших, приведите в порядок свой альбом, подклейте, если что порвалось, надпишите — память так коротка — имя, дату, обстоятельства той или иной съёмки. Докажем, хотя бы самим себе, что не безродные мы.

7 ученик:

Храни семейные альбомы,
Слуг верных памяти своей!
Благодаря им, в вашем доме —
Тревожный отблеск прошлых дней.
Со снимков блеклых, пожелтевших
Глядят на нас с тобой в упор
Глаза родных, давно умерших,
Но не забытых до сих пор.

Ведущий: С давних пор людей волновали вопросы семейных взаимоотношений.

В 16 веке в России появился “ Домострой” – книга, в которой имелись вещи весьма полезные, давались наставления всякому христианину: и мужу, и жене, и детям.

Вот что написано в 22 главе, которая называется “Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всём”.

8 ученик: “Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всём, и старость их чтите, и немощь их, и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле….

Сын и дочь сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневят отца или досадят матери”. И ещё пророк Исайя сказал: “Кто насмеётся над отцом и укоряет старость матери, – пусть склюют его вороны”. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и благословят вас они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит”

9 ученик:

Мать сыночку пела в детстве с колыбели:
“Спи, мой синеглазый, спи и подрастай,
Жизнь твоя пусть будет
Радостной купелью,
Ты шагай по жизни,
Мать не забывай.
Пролетели годы, мать старушкой стала,
Седенькой, немощной, старой и больной.
Что-то сын не пишет, ждать она устала,
Видно, очень занят, человек большой.
Всё в окошко смотрит, губы шепчут тихо:
“Приезжай, сыночек, мать твоя плоха.
Хочется увидеть, как растут внучата,
Стал какой сейчас ты, какова сноха?”
Мы порой жестоки к старикам бываем,
Часто обижаем наших матерей,
Как нас воспитали, быстро забываем,
Служим ли примером для своих детей?
Вспомните слова мои, выросшие дети:
Не жалейте ласки старым и больным.
Вы с годами сами будете мудрее,
Доброта вам будет счастьем дорогим.

А. Ильина.

Учитель: Пока жюри подводит итоги конкурса, мы разберёмся в родственных связях.

  1. В каком родстве состоят свояки?
  2. (Женаты на сёстрах).

  3. Твоя сестра вышла замуж. Как зять может тебя называть?
  4. (Шурин, свояченица).

  5. Я тебе не отец, но ты мне—сын. Кто я?)
  6. (Мать).

  7. Кто такие сватовья и кумовья?

(Родители жениха и невесты—сватовья, кровные родители и духовные—кумовья).

(Песня “Уголок России — отчий дом”)

Наш конкурс мы закончим словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва: “Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали—значит, он их не любит. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,– значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны—он, как правило, равнодушен к своей стране”.

10 ученик:

Нам были память и любовь даны,
Чтоб сердцам ушедшим поклониться,
И, может статься, будут неполны
Без этих строк истории страницы.

11 ученик:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, —
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них нам целый мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.

(А.С. Пушкин.)

(Песня “ Дорога к родимому дому” на слова Л.Н. Неженцевой, поэтессы с.Беловское)