Я. Семья. Земля. Вселенная

Разделы: Музыка, Администрирование школы


Пояснительная записка

Обоснование актуальности: Закон Российской Федерации «Об Образовании» и «Закон об образовании Красноярского края» выделили и закрепили основные компоненты учебных программ. Федеральный компонент образования обеспечивает единство образовательного пространства в крае. Муниципальное образовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа» принимает участие в краевой программе развития дополнительного образования «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала» несколько лет.

Мы проанализировали свою деятельность в летний каникулярный период в рамках данной программы за последние 4 года и выяснили:

  • что, 53% заявлений в летний оздоровительный лагерь «Огонёк» на оздоровление и занятость школьников было принято от родителей детей 7-9 лет;
  • 2 % заявлений от родителей детей 10-12 лет;
  • 20% заявлений от родителей детей 13-15 лет.

Мы изучили интересы и потребности детей разных возрастных групп.
На основании возрастных и психологических особенностей детей, запроса родителей, наличия кадрового потенциала дополнительного образования, материальных ресурсов школы и местного социума, составлена программа «Я, Семья, Земля, Вселенная».

Реквизиты программы: авторская.

Цель программы: формирование нравственной личности, знатока, пользователя, исследователя, создателя культурных и семейных ценностей и традиций России, Сибири и Красноярского края, через моделирование фантастической игровой деятельности, на основе краеведческого материала.

Задачи: обеспечить

  • создание условий для творческой самореализации личности по месту проживания;
  • укрепление физического и психологического здоровья детей;
  • углубление навыков учебно-исследовательской деятельности, базирующихся на краеведческом материале;
  • всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности, учитывая уровень развития детей.

Сведения об обучающихся: дети в возрасте 7-11 лет.

Порядок набора детей в программу:

  • Согласно заявлению родителей;
  • Дети, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию;
  • Дети из многодетных семей…

Количество: 40 человек.

Место реализации: Муниципальное образовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

Опыт реализации: апробация.

Особенности содержания программы: в основу программы положена игровая деятельность, сопровождающаяся фантастическим замыслом. Материал соответствует возрасту и уровню восприятия детей. Учитывается личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Программа построена на принципах гуманизма и толерантности.

Основные формы и методы работы с учащимися

Формы – интерактивные, позиционные, индивидуальные, групповые.

Методы – теоретическое исследование и практическое осуществление; репродуктивный и продуктивный.

Описание критериев оценки результатов образовательной деятельности

На протяжении всей программы предполагается рейтинг деятельности детей педагогами и рефлексия детьми собственных достижений и успехов. Результаты образовательной деятельности отслеживаются ежедневно, подводятся итоги, проходит рефлексия. Рефлексия каждого дня осуществляется через отношение детей к проводимым мероприятиям (система жетонов разного цвета) и анализ педагогического коллектива (совместное обсуждение и анализ пройденного дня). Отслеживается активность детей и степень сформированности компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, социальной и организационной.

Учебно-тематический план

№ п.п.

Наименования темы

Количество часов

Форма фиксации результата

теория

практика

1

Мир, в котором я живу

1

3

Творческий отчёт отрядов

2

Мой дом-основа мира и любви

1

3

Творческий отчёт отрядов

3

Семейные традиции

1

3

Творческий отчёт отрядов

4

Что такое хорошо и что такое плохо

1

3

Творческий отчёт отрядов

5

Род занятий в моей семье

1

3

Галерея творческих работ

6

Хлеб всему голова

1

3

Отчёт об экскурсии

7-8

Родники народные

2

6

Концерт
Выставка

9

Язык-друг мой

0,5

3,5

Рейтинговая оценка

10

Зарядка для ума

0,5

3,5

Рейтинговая оценка

11

В гостях у Айболита и Мойдодыра

0,5

3,5

Творческий отчёт отрядов

12

Земля - наш дом родной

1

3

Рейтинговая оценка

13

Олимпийские звёзды

1

3

Итоги соревнований

14

Нам дороги эти позабыть нельзя

1

3

Галерея творческих работ

15

Человек в истории

1

3

Рефлексия

16

Мой край - мой дом родной

1

3

Творческий отчёт отрядов

17

В гостях у сказки

0,5

3,5

Мини-спектакли

18

Я, Семья, Земля, Вселенная

1

3

Концерт
Рефлексия

Содержание программы


п.п.

Тема занятия

Основные понятия

Логика разворачивания программы

Описание темы

Формы работы

Методы работы

Итоги дня

1

Мир, в котором я живу

Вселенная, планета, Земля, Россия, край, посёлок, школа, личность.

Мотивация деятельности детей на период пребывания в лагере.
Завязка темы: земля жилище всех людей.

Театрализованное представление с пришельцами другой планеты.
Выполнение творческих заданий.

Представление
Демонстрация
Работа в группах

Репродуктивный
интерактивный

Знания о географии родного края и места жительства.
Творческий отчёт отрядов.
Электронное письмо «братьям по разуму»

2

Мой дом-основа мира и любви

Семья, семейный альбом, род, генеалогическое древо

Основа жизни человека - это его семья, родной дом, где живёт мир и любовь.

Исследование истории жизни своей семьи.
Конкурс на лучший рассказ о своей семье.

Индивидуальная
Интерактивная

Исследовательский

Исследовательские умения.
Творческий отчёт отрядов.
Электронное письмо «братьям по разуму»

3

Семейные традиции

Традиция, обычай, обряд, порядок.

Каждая семья имеет свои особенности, живёт по своим традициям.

Создание игровых ситуаций связанных с традициями, бытом семьи.

Игра.

Интерактивный
Позиционный

Систематизация знаний о традициях семьи.
Творческий отчёт отрядов.
Электронное письмо «братьям по разуму»

4

Что такое хорошо и что такое плохо

Мораль, нравственность, вредные привычки, закон, право.

Каждый человек живёт по законам морали, нравственности, права.

Создание игровых ситуаций связанных с соблюдением норм морали и права.

Игра

Интерактивный
Позиционный

Знания о нормах морали, права.
Умения практически использовать знания.
Творческий отчёт отрядов.
Электронное письмо «братьям по разуму»

5

Род занятий в моей семье

Профессия, труд, трудовые династии.

Основой жизни человека является труд, с помощью которого он удовлетворяет свои потребности.

Знакомство с трудовыми династиями посёлка.
Встреча с представителями трудовых династий.
Конкурс рисунков «Профессия моих родителей»

Представление
Беседа
Индивидуальная

Репродуктивный
Исследовательский

Знания страниц истории своей малой родины связанных с трудом.
Галерея творческих работ.
Электронное письмо «братьям по разуму»

6

Хлеб всему голова

Хлебороб, комбайнёр, урожай, посевная, уборочная страда.

Наше село – сельская житница края. Жители трудятся в сельском хозяйстве.

Беседа о хлебе, его значении, отношении к нему, о труде хлеборобов, мукомолов, пекарей.
Экскурсия на пекарню и ХПП.

Беседа
Экскурсия

Интерактивный
Демонстрационный

Уважение к труду. Знания о том, каким образом хлеб «попадает на стол».
Отчёт об экскурсии.
Электронное письмо «братьям по разуму»

7-8

Родники народные

Народное творчество, праздники, обряды, быт, уклад.

Сибиряки умеют не только трудиться, но и отдыхать. Они сохранили традиции разных народов, культур.

Знакомство детей с народным творчеством: песнями, частушками, прибаутками, потешками, а также с историей создания обрядовых народных игрушек.

Представление
Демонстрация
Индивидуальная
Групповая

Интерактивный

Знания о народном творчестве родного края.
Концерт
Выставка.
Электронное письмо «братьям по разуму»

9

Язык-друг мой

Язык (письменный, устный, русский), грамматика, правописание.

Сохраняя устное творчество, возникла потребность в письменности. Грамотность – основа культуры человека.

Выполнение творческих заданий связанных с русским языком.

Игра

Индивидуальный
Групповой
Исследовательский

Закрепление знаний по русскому языку.
Воспитание чувства уважения родного языка.
Рейтинговая оценка.
Электронное письмо «братьям по разуму»

10

Зарядка для ума

Математика, цифры, устный счёт, числа.

Человек научился не только читать и писать, но и считать. Зачем нужна математика?

Выполнение творческих, занимательных, математических заданий.

Игра

Индивидуальный
Групповой
Исследовательский

Закрепление знаний по математике.
Рейтинговая оценка.
Электронное письмо «братьям по разуму»

11

В гостях у Айболита и Мойдодыра

Гигиена, здоровый образ жизни, микробы, инфекция, вирус, болезнь, здоровье.

Человек должен быть не только красив умом, но и здоров.

Театрализованное представление с участием Мойдодыра и Айболита. Создание игровых ситуаций.
Предания о природе и её растительной силе.

Игра

Интерактивный
Позиционный

Умение вести здоровый образ жизни, знать основы гигиены.
«Конкурс юных Айболитов»
Творческий отчёт отрядов.
Электронное письмо «братьям по разуму»

12

Земля - наш дом родной

Экология, природа, флора и фауна.

Земля, как и человек не должна болеть. Нам нужна здоровая планета. Причина болезни -деятельность человека.

Игра «Экологическая тропа».
Различные задания связанные с решением экологических задач.
Нашли травинку -убрал соринку.

Игра

Групповая
Позиционная

Воспитание уважение к природе.
Рейтинговая оценка. Электронное письмо «братьям по разуму»

13

Олимпийские звёзды

Олимпиада, спорт, здоровье.

Основа жизни человека – сохранение и укрепление здоровья.
Герои спорта.

Беседа и просмотр фильма об истории возникновения олимпийских игр.
Беседа о спортивных достижениях в крае, районе, посёлке.
Встреча с туристическим клубом «Эдельвейс»
Спортивные соревнования.

Беседа
Соревнования
Демонстрация

Позиционный
Индивидуальный групповой

Воспитание уважения к спорту, здоровому образу жизни.
Итоги соревнований.
Электронное письмо «братьям по разуму»

14

Нам дороги эти позабыть нельзя

Великая Отечественная война, ветераны, победа, память, патриот, долг.

В истории страны есть и трагические страницы.
Герои войны.

Митинг у памятника павшим в годы Великой Отечественной войны.
Встреча с ветеранами ВО войны.
Просмотр фильма о ветеранах проживающих в нашем посёлке.

Беседа
Демонстрация

Репродуктивный

Знания о Великой Отечественной войне и людях участвующих в ней.
Уважение к трагическим страницам истории и ветеранам.
Галерея творческих работ.
Электронное письмо «братьям по разуму»

15

Человек в истории

Память, музей, история, архив, искусство.

Бережно сохранить историю и память о человеке может музей и архив.

Экскурсия в школьный музей.
Просмотр экспозиции.
Встреча с интересными людьми.

Беседа
Экскурсия
Демонстрация

Репродуктивный
Интерактивный

Воспитание уважения к страницам истории и культуре.
Рефлексия.
Электронное письмо «братьям по разуму»

16

Мой край - мой дом родной

Животный мир края, зоопарк, Красная книга.

Человечеству необходимо исправить ошибки предыдущих поколений и сохранить животный мир планеты

Экскурсия в парк флоры и фауны «Роев ручей» г.Красноярска.

Экскурсия

Репродуктивный

Знания о животном и растительном мире Красноярского края, России и мира.
Творческий отчёт отрядов.
Электронное письмо «братьям по разуму»

16

В гостях у сказки

Сказка, фантазия, фольклор, добро.

Группа, которая не уезжает в зоопарк рассматривает животный мир в сказках.

Творческие задания с элементами театрализации.

Игра

Интерактивный

Умения решать творческие задачи.
Мини-спектакли.
Электронное письмо «братьям по разуму»

18

Я, Семья, Земля, Вселенная

 

Земля – планета людей. Мы её достойные представители.

Представление творческих результатов образовательной программы «Я, Семья, Земля, Вселенная».

Концерт

Позиционный
Интерактивный

Концерт
Рефлексия
Анализ результативности программы и умовыводы на педсовете.

Результативность программы

Отслеживание результатов осуществляется в системе - педагогами, работающими в программе и детьми (с помощью карточек различных цветов).

Педагог отслеживает сформированность знаний прописанных в программе, умений и компетентностей. Анализируются результаты дня (творческие отчёты отрядов, выставки, соревнования, выступления, электронное письмо и т.д.) и по каждому дню делаются выводы, с учётом которых затем корректируется программа.

Дети в конце дня спускают в установленный ящик жетоны разного цвета в зависимости от их настроения в течении дня. Педагоги анализируют полученные данные.

Материально-техническое обеспечение:

  • кабинет, оснащённый компьютерами, имеющими выход в локальную сеть Интернет
  • кабинеты для проведения занятий;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • проектор;
  • принтер;
  • экран;
  • костюмы и реквизит для театрализованных представлений.

Приложение