Литературно-музыкальная композиция, посвященная 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина "Он – Пушкин. И бессмертен он"

Разделы: Литература


“Он – Пушкин. И бессмертен он”

На фоне музыки (фрагмент симфонии № 6 П.И. Чайковского) звучат слова ведущих.

1-й ведущий: Александр Сергеевич Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его с детских лет, и все же каждый раз, раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде не изведанное, сверкнувшее как бы впервые. Слышишь живой голос, видишь то безудержно веселые, то задумчивые, умные глаза и невольно втягиваешься в беседу с поэтом.

2-й ведущий: Стихи его прекрасны!.. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь все, о чем написал поэт. Как много в них тепла, сердечности, золотистого цвета! Солнце русской поэзии – так всегда называли Пушкина. Так называем его и мы.

1-й ведущий: Огромно влияние творчества А.С. Пушкина на литературу, на культуру самых различных народов, на русскую классическую музыку. Часто произведения великого поэта вдохновляли композиторов создавать свои музыкальные шедевры. Поэзия Пушкина сама была музыкой и музыку рождала.

2-й ведущий: Уже с первых строк, или с первых стихов, или начальных аккордов рука великого художника мощно увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и вызывает в нашей душе все лучшее, глубокое, настоящее, что есть в ней.

(Музыка звучит громче, а потом выключается.)

1-й ведущий: А.С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Имена предков Пушкина не раз встречаются на страницах истории. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, “арапа Петра Великого”, ставшего впоследствии русским генералом. Александр Сергеевич проявлял большой интерес к своей родословной.

1-й чтец:

Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор…
Родов дряхлеющих обломок
Бояр старинных я потомок.

2-й чтец:

… черный дед мой Ганннибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу попал.
Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.

2-й ведущий: В семье Пушкиных все увлекались литературой, поэзией. В их доме бывали знаменитые литераторы того времени: Н.М. Карамзин, молодой Жуковский, Батюшков. Дядя Пушкина, Василий Львович, был известным поэтом, да и сам Сергей Львович немного писал.

1-й ведущий: Страсть к поэзии появилась у Пушкина с детства. В восьмилетнем возрасте он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Другим источником духовного развития Пушкина стали рассказы бабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны, которая была настоящей представительницей русских нянь, знала народные поверья, пословицы, поговорки. В одном из своих ранних стихотворений Пушкин так вспоминает о своей няне, называя ее, как в старину, “мамушкой”:

3-й чтец:

Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…

1-й ведущий: Эти сказки няни пробуждали в мальчике творческую фантазию.

4-й чтец:

Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал тихих Полканов и Добрыней,
И в вымысел носился ум.

2-й ведущий: Большую роль сыграла эта простая русская женщина в судьбе поэта. Она нежно любила своего воспитанника, поддерживала его в особо трудные минуты. И Пушкин отвечал ей такой же глубокой привязанностью. Уже известный всей России, всеми признанный поэт не стеснялся открыто высказать самые высокие чувства любви, душевного родства, взаимопонимания в стихотворении, посвященном простой крестьянке, недавней крепостной.

5-й чтец:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

1-й ведущий: Когда Пушкину исполнилось 12 лет, в его жизни началась новая пора – Лицей. Так называлась только что открывшаяся школа в Царском Селе под Петербургом.

6-й чтец:

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

2-й ведущий: 30 мальчиков-ровесников сдружились между собой, полюбили своих учителей, свою “лицейскую республику”. Шесть лет, проведенные в Лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми. Вспоминая впоследствии о лицейских годах, в своем послании к бывшим лицеистам поэт так характеризует лицейское “святое братство”:

7-й чтец:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

1-й ведущий:Святое понятие “дружба” лицеисты сохранили на всю жизнь. Когда Пушкин находился в ссылке и тосковал по свободе, друзья не забыли его. И.И. Пущин, Горчаков, Дельвиг навестили своего друга, поддержали и ободрили в трудную минуту.

8-й чтец:

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

1-й чтец:

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе – фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.

2-й чтец:

И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

2-й ведущий: А.С. Пушкин платил своим друзьям такой же любовью и привязанностью. Он послал сосланному в Сибирь И.И. Пущину проникновенные строки.

3-й чтец:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

1-й ведущий: Уже в лицейские годы А.С. Пушкин понял, что главное дело его жизни – поэзия. Он начинает писать стихи, и слава юного поэта быстро распространяется в литературных кругах. Именно в Лицее у Пушкина возник замысел его знаменитой поэмы-сказки “Руслан и Людмила”, которая открывается гениальными строками.

(В исполнении хора звучит отрывок “У лукоморья”.)

2-й ведущий: Когда мы читаем в поэме “Руслан и Людмила” о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой и о сражении с волшебником Черномором, о прекрасной княжне Людмиле и о трусливом коварном Фарлафе, мы попадает в увлекательный мир сказочных приключений.

(На фортепиано ученик исполняет “Марш Черномора”.)

1-й ведущий: Пушкин собирал, записывал, изучал произведения народного творчества. В Михайловском, своем родовом имении, он наблюдал за тем, как живут простые люди, изучал их обычаи и традиции. Жизнь родного народа, рассказы бабушки, нянины сказки – все это запало в память и душу поэта, стало могучим источником творчества. В сказках Пушкина отразился богатый опыт, мудрость народа и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык.

(Инсценировка отрывка из “Сказки о царе Салтане”.)

2-й ведущий: Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец русской природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника, но и тонким слухом музыканта.

1-й ведущий: Волновавшие его настроения Пушкин передал в замечательных художественных образах, которые обогащают нашу мысль, развивают умение видеть, слышать и чувствовать природу нашей родины, которые близки сердцу каждого русского человека. Вспомним стихи Пушкина о зиме.

4-й чтец:

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает, веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

5-й чтец:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик;
Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно…

6-й чтец:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
- И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

2-й ведущий: А вот Пушкин дает нам описание другой зимы, холодной, жестокой. И строки эти вызывают тревогу.

7-й чтец:

…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

8-й чтец:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

1-й ведущий: Из всех времен года А.С. Пушкин отдавал предпочтение осени: “Из годовых времен я рад лишь ей одной”. Осень приятна и дорога поэту не только своей красотой: она – время года, наиболее располагающее поэта к творчеству. Именно осенью были написаны многие уникальные произведения.

2-й ведущий: В стихотворении “Осень” поэт не только показывает читателю картины всех времен года, но и делится своими чувствами.

1-й чтец:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей.

2-й чтец:

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега.

3-й чтец:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

4-й чтец:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.

5-й чтец:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь.

1-й ведущий: Лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, раздумья, передать свои чувства и настроения. Так, стихотворение “Я помню чудное мгновенье…” - образец высоких поэтических переживаний, в котором поэт воспевает идеальный образ “гения чистой красоты”. М.И. Глинка написал на слова этих стихов свой знаменитый романс.

(Исполняется на фортепиано романс М.И. Глинки “Я помню чудное мгновенье…”.)

2-й ведущий: В своем творчестве поэт отражал все явления окружающей жизни. Он не боялся говорить правду в своих стихах, выступал подлинным патриотом, воспевал красоту и величие своей родины и своего народа. И как бы предчувствовал, что спустя много лет его имя будут вспоминать с благодарностью во всем мире.

6-й чтец:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

1-й ведущий: Читая произведения великого поэта, мы начинаем глубже осознавать окружающий мир. И самих себя мы начинаем лучше понимать со всеми нашими желаниями, чувствами. Читая Пушкина, мы становимся взрослее, сознательнее, серьезнее.

2-й ведущий: Под влиянием его поэзии в нас пробуждаются светлые, добрые, благородные чувства. “Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит живою водою всех, кто прикоснется к нему”. Всем своим творчеством Пушкин служил родному народу, и народ платит ему ответной любовью.

(Звучит музыка - фрагмент симфонии № 6 П.И. Чайковского.)