Урок ИЗО "Времена года"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: «Времена года» «Осень» (ноябрь).

Задачи урока:

  • Восприятие и привитие любви к классической музыке, учить слушать, видеть и рисовать классическую музыку.
  • Через музыку прививать любовь к живой природе, временам года.
  • Развивать пространственное представление, воображение.
  • Учить отображать свои впечатления на бумаге, а помощью карандаша и красок.

Зрительный ряд: Васильев «В парке», Обухов «Золотая осень» , И. Левитан «Золотая осень», Чижов «Праздник зимы»,  Мельников  «Край родной».

Литературный ряд: стихотворения  Фета, А. Пушкина, С.  Есенина.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года, осень».

Материалы: карандаши, краски, бумага.

План урока:

  1. Беседа о композиторе П.И.Чайковском и его альбоме «Времена года».
  2. Беседа об Осени и прослушивание музыкального произведения.
  3. Устное рисование на тему прослушанной музыки.
  4. Демонстрация репродукций и беседы по ним
  5. Самостоятельная работа школьников под музыку П.И.Чайковского.

ХОД УРОКА

Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

– Ребята вы узнали эту музыку?
– Правильно, это «Октябрь» П.И. Чайковского. Мы уже с вами эту музыку слушали  и даже пытались её рисовать. Сегодня у нас заключительный урок  по времени года Осень. На этом уроке я продолжу рассказ о композиторе П.И.Чайковском, о его альбоме «Времена года».
– П.И.Чайковский – русский композитор, профессор Московской консерватории. Музыкальность проявилась  в П.И.Чайковском довольно рано.  Уже в 4 летнем возрасте он сочинил пьесу под названием «Наша мама в Петербурге». В 8 лет довольно хорошо играл и импровизировал на рояле…  Но истинный его талант, композиторский творческий гений был ещё скрыт и незаметен для окружающих. В его сознании подспудно происходила непрерывная работа внутреннего слуха, музыкальной мысли, не находившей ешё выхода, не принимаемой  реальной отчетливой формы. Порой эта внутренняя музыка преследовала его настойчиво и тягостно.
Чем дальше, тем сильнее юноша чувствовал пробуждение в нем талант музыканта, Скрытую, почти незаметную для окружающих творческую силу. Назревал кризис, который должен был перевернуть всю жизнь по новому руслу. И вот, 29 декабря 1865 года П.И.Чайковский  сдает выпускной экзамен в консерватории. Сразу же по окончании Чайковский был приглашен преподавать в Московскую консерваторию, которая открывалась осенью 1866 года. С переезда в Москву начинается его самостоятельная творческая жизнь.
Фортепианные пьесы, составляющие цикл «Времена года», были написаны Чайковским в течении 1876 года и выпускались в виде музыкального приложения к ежемесячному журналу «Нувелист».  Получив заказ на сочинение этих пьес. Чайковский с большим удовольствием приступил к работе, о чем свидетельствует его сохранившееся письмо к издателю журнала Н.М. Бернарду.
«Я пришлю к Вам в скором времени первую пьесу, а может быть и разом две или три. Если ни что не помешает. То дело пойдет скоро; я очень расположен заняться теперь фортепианными пьесами. Ваш П. Чайковский».
Цикл  «Времена года» связан единым внутренним стержнем, хотя и состоит из 12 отдельных пьес.
Настроение «Времен года» – грустное, элегическое, несмотря на возникающие порой светлые и радостные эпизоды. Смены месяцев вызывают где-то в глубине сознания мысль об уходящей молодости, об уносящейся жизни.
В мировой фортепианной литературе нет больше произведения, подобного «Временам года» Чайковского, в котором композитор пытался бы охватить  круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни, и воплотил бы это с той же мудрой и гениальной простой в ряде поэтических миниатюр.
Отдельные пьесы «Времен года» мелодически близки русской народной песне («Песня косаря», «На тройке»). В то же время мелодические обороты, близкие романсу, передают обычно личное лирическое настроение.
Во многих пьесах цикла слышаться тонко примененные звуко-изобразительные приемы: пение жаворонка, плеск волн, сигналы охотничьих рогов, звон колокольчиков удаляющейся тройки. Это помогает композитору раскрыть перед слушателями правдиво и поэтично нарисованные картины природы и народного быта.
«Осеннюю песню» нельзя назвать «Картиной осенней природой». Это чисто лирическая пьеса, проникнутая затаенной, но страстной грустью… Замечательная «Осенняя песня» является как образ октября, безусловно, русским пейзажем настроения, соответствующим подобного, же содержания русским осеням в живописи.
Шероховатость и сила воздействия психологического реализма  Чайковского становится вполне понятной, подобно тому, как в других областях русской художественной культуры понятно повсеместное восприятие крупных индивидуальностей (И.Репин, В.Суриков, Л.Толстой) творчества эпического размаха, созданного всенародным гением.
Проигрывается отрывок музыки «Октябрь».

Предложить поделиться впечатлениями навеянные музыкой (воображаемые рисунки). Затем предложить прочитать стихотворения написанные о осени. После чего предложить просмотреть, сколько картин великих художников посвящено осени.

– Одни картины теплые, другие холодные, ясные, пасмурные, грустные, веселые, как сама музыка. Смотря на эти картины можно сразу определить, где изображен сентябрь, где октябрь и где ноябрь. И даже по настроению многие, можно сказать, отображают фрагменты музыки.

Затем звучит отрывок «Ноябрь». Предлагается детям самим мысленно нарисовать картины навеянные музыкой. 2-3 ребенка рассказывают свои впечатления, после чего переходят к самостоятельной работе и звучит музыка «ноябрь».

В конце урока проводится анализ 3-4 работ (Приложение).

– Урок окончен.

Список используемой литературы:

  1. «Музыкальная хрестоматия»  Москва  «Просвещение» 1984 год.
  2. «Как прекрасен этот мир» – книга для учителя – Москва « Просвещение» 1986 год.
  3. «Искусство в школе» – 1983 год
  4. Произведение П.И. Чайковского «Времена года».