А.С. Пушкин "Повести покойного И.П. Белкина". Повесть "Станционный смотритель". Серия ироков "История блудной дочери"

Разделы: Литература


Урок 1

Тема. А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. “Отец и дочь”

Цель. Познакомить учащихся с историей создания “Повестей Белкина”, дорожным бытом пушкинской поры. В процессе обсуждения содержания выявить, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней, и чем они обусловлены. Обращать внимание учеников на особенности повествовательной манеры А.С. Пушкина.

Оборудование: Портрет Пушкина, иллюстрации к повести художника Шмаринова.

Ход урока

I. Стадия вызова.

1. Сообщение учителя об истории создания повестей. Отношение критики к этому сборнику (противоречивое). Причины введения единого героя - повествователя И.П. Белкина, человека простого, не очень образованного, но простодушного и доброго.

II. Стадия осмысления содержания.

1. Учитель > к ученикам.

- С чего начинается повесть “Станционный смотритель”? (Чтение фрагмента повести).

- Что обозначало слово “Станция” во времена Пушкина? Кого называли станционным смотрителем? Что входило в его обязанности?

2. Сообщение учащихся. (Заранее подготовленного.)

Дорожный быт пушкинской поры.

3. Обобщение учителя.

- Что, по-вашему, тяжелее всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому описанию, которое дает Пушкин? (Унижение, бесправие, беззащитность).

4. Обратите внимание на эпиграф. Как вы его понимаете? Находится ли он в соответствии с пушкинским описанием? Почему Пушкин использовал слова Вяземского?

5. Учитель:

На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке, умер с горя станционный смотритель Самсон Вырин. Кто виноват в этом? Дуня, его дочь, или он сам? Давайте разберемся, что же произошло?

- Итак, рассказчик, оказавшись в доме смотрителя, видит хозяина и его дочь. Какими он их увидел? (Найти и прочитать описание портретов героев).

- Как ведет себя Дуня с проезжающими?

- Что о ней говорит отец?

- Какие между ними сложились отношения?

(Отец гордится такой дочерью, он вырастил ее без матери, всему научил сам. Она помощница, создала уют в доме. Благодаря своей красоте, отводит от отца удары, защищает от оскорблений. И пока им вместе хорошо.)

Домашнее задание. Вспомнить библейскую притчу о блудном сыне. Проанализировать сцены “Самсон Вырин и Минский в гостиничном номере” и “Последняя встреча с дочерью” по схеме.

1) Проследить, как ведут себя герои во время встречи и как выглядят?

2) О чем говорят они?

3) Как поведение и речь характеризуют каждого?

Урок 2

“История блудной дочери”

Цель: в процессе обсуждения выявить, какое содержание библейской притчи нашло отражение в повести и что автор интерпретировал по-своему, дать представление о родительском долге и обязанностях детей, обсудить, как понимает каждый из героев, что такое счастье.

I. Продолжение стадии осмысления содержания.

1. Учитель:

Рассказчик, оказавшись в доме смотрителя, осматривает его и видит, что на почетном месте висят картинки, которые передают содержание библейской притче о блудном сыне.

- Давайте вспомним эту притчу (ученики хорошо комментируют).

- Зачем Пушкин использует эту деталь, ведь ничего случайного у него не бывает?

- Как предопредели эти картинки, постоянно висевшие у героев перед глазами, их взгляд на жизнь?

(С.Вырин был уверен в том, что Дуня будет несчастна, не допускал даже мысли о возможности счастливой будущности дочери. А Дуня поступает вопреки, она убегает из дома, даже зная о том, что ее, возможно ожидает).

2. Из слов ямщика, отец узнал, что, уезжая с Минским, Дуня плакала.

- О чем, по-вашему, плакала Дуня?

- Как отец сам способствовал побегу?

3. Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски.

- Какой была первая встреча Вырина с Минским в Петербурге? (Анализ сцены “Вырин с Минским в гостиничном номере”). (Чтение сцены).

а) Как ведет себя Минский? (Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне).

б) О чем говорят герои? (О Дуне, о ее счастье, о том, кому она должна принадлежать).

в) Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?

г) Какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, он должен был сделать, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины?

- Анализ второй сцены “Последняя встреча с дочерью” (чтение сцены).

Самсон Вырин решил во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.

а) О чем говорит фраза служанки “К Авдотье Самсоновне нельзя, у нее гости!” (Она не замужем, Минский ездит пока к ней в гости).

б) Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин? Почему именно в этот момент автор называет его “бедным”?

в) Почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась навстречу ему, а упала в обморок?

(Возможно, она испугалась, что отец заберет ее, лишит счастья, пользуясь своим отцовским правом).

г) Как ведет себя Минский? Почему? Может ли это его оправдать?

д) Какие чувства вызывает эта сцена?

4. Отец возвращается домой. Утешился ли он, увидев вполне благополучную Дуню?

(Вырин убежден, что рано или поздно, Дуня окажется выброшенной на улицу, и ее ждет судьба блудного сына из библейской притчи).

5. Через три года рассказчик вновь оказывается на этой станции и встречается со смотрителем.

- Каким он увидел смотрителя и его дом? почему произошли такие изменения?

6. Как заканчивает Пушкин рассказ об истории блудной дочери? Согласуется ли это с содержанием известной притчи?

(Дуня все-таки возвращается, но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле).

7. Почему Пушкин заканчивает повесть именно так. (Изменение стереотипов).

8. О чем, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца? (Может быть, сама, став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом).

Домашнее задание. Поразмышляйте над заданиями:

1) Что хорошего можно найти в случившемся с героями этой повести?

2) Какие чувства испытывали во время чтения разных эпизодов повести?

3) Как, по-вашему, должна была поступить Дуня, чтобы отец не чувствовал себя брошенным?

4) Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? Если да, то в чем?

Урок 3

Тема “Кто виноват и что делать?”

Цель. С помощью стратегии РКМЧП “Шесть шляп мышления” обобщить сведения, полученные в процессе обсуждения повести. Используя шесть разных способов мышления всесторонне проанализировать сюжет повести и проблемную ситуацию, лежащую в его основе: как автор решает проблему “отцов” и детей в повести “Станционный смотритель”. Выявить главную проблемную ситуацию и сформировать отношение к ней.

Урок представляет из себя стадию рефлексии.

Оборудование: Цветные шляпы (6 – белая, черная, желтая, красная, зеленая, синяя), имеющие символическое значение, скатерти тех же цветов, иллюстрации к повести, портрет Пушкина, карточки с вопросами на каждый стол, бумага для записи ответов.

Ход урока

I. Сообщение учителем темы и цели урока. Распределение учащихся по группам.

II. Особенности шести разных способов мышления представлены путем инсценирования “Притчи о старом Шляпнике и его сыновьях” (автор перевода с английского психолог Т. Зинкевич-Евстигнеев. Смотрите приложение 2).

III. Распределение заданий по группа.

1. Белая шляпа (белый стол).

- Какие события произошли в этой повести? Назовите имена герое. (Вопрос выкладывается на стол. В течение определенного времени учащиеся обсуждают предложенный вопрос и на листе могут записать весь ответ, или план, или опорные слова).

2. Черная шляпа (черный стол).

- Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Желтая шляпа (желтый стол).

- Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

4. Красная шляпа (красный стол).

- Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Зеленая шляпа (зеленый стол).

- Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ. Вообще, в этой ситуации от нее что-то могло зависеть?

6. Синяя шляпа (синий стол).

- Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Аргументируйте свой ответ.

IV. Работа учащихся (коллективная) над предложенным вопросом, составление ответа (7-10 мин.).

V. Выступление представителей каждой группы. (Учащиеся других групп могут после выступления задавать вопросы, делать добавления).

VI. Заключительное задание для всех учащихся.

Учитель:

- Какие бы вы вопросы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца?

- Какие бы высказали ей пожелания?

- Как эта история связана с вечной проблемой взаимоотношение поколений “отцов” и “детей”?

VII. Итог урока.

Учитель: Пушкин поднимает вечную проблему взаимоотношений “отцов” и “детей”. Он не оценивает поступки героев, как это делали мы, читатели. И каждый из нас проецирует данные события на свою жизнь.

Инсценировка притчи о старом Шляпнике

Герои: 6 мальчиков и автор.

Автор: Жил-был старый мудрый Шляпник. Имел он золотые руки и прекрасную душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы. Просветленными и веселыми решительными и твердыми духом выходили из мастерской люди, унося свой заказ. Очень благодарны были люди Мастеру за чудесные шляпы, в которых таился Великий Секрет Великого Мастера. Шли годы; умер старик, оставив в наследство своим сыновьям шесть шляп.

1-й сын: “Я возьму себе шляпу белого цвета. Она так изящна, я буду в ней красоваться на балах”.

2-й сын: “А я выбираю черную шляпу. Она не менее изящна и подойдет к любому костюму”.

3-й сын: “Мне нравится желтая шляпа. Это цвет солнца, радости, богатства, а это мне так необходимо”.

4-й сын: “Пусть моей шляпой станет красная. Я всегда буду заметен в толпе”.

5-й сын: “Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и поле, деревья и цветы. Может быть, она поможет осуществиться моей мечте”.

6-й сын: “Мне достается синяя шляпа, и я очень рад этому, синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот мое призвание.

Автор: Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Спустя много лет они встретились под крышей отцовской мастерской и рассказали друг другу о том, как сложились их судьбы.

1-й сын (белая шляпа): Я стал уважаемым человеком благодаря своей беспристрастности. Факты, цифры, хроника событий стали для меня важнее всего на свете.

2-й сын (черная шляпа): Я же все происходящее вокруг стал видеть в черном свете. Все подвергал сомнению и критике. И от этого стал угрюмым и недовольным.

3-й сын (красная шляпа): Я человек чувствительный и живу во власти эмоций, иногда это мне очень мешает, потому что чувства заглушают голос разума.

4-й сын (желтая шляпа): Я иду по жизни, радуясь каждому дню. Ничто не пугает меня. Я верю в красоту, добро, справедливость, свет.

5-й сын (зеленая шляпа): Я могу все, что вижу, слышу, чувствую, превращать в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы и повести.

6-й сын (синяя шляпа): Мне суждено было стать мыслителем, исследователем. Я всегда добиваюсь своей цели, никогда не отступаю перед трудностями. Для меня нет ничего недосягаемого.

Приложения