Разработка урока русского языка на тему "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщение знаний о видах односоставных предложений; совершенствование умений различать виды односоставных предложений; самостоятельно составлять односоставные предложения.
  • развитие умений определять стилистическую роль односоставных предложений.
  • воспитание интереса к творчеству Ч. Айтматова.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Работа по тексту.

Учитель. Прочитайте отрывок из произведения Ч. Айтматова "Прощай, Гульсары!".

Прощай, Гульсары!

<:>Хочешь знать, Танабай, почему тебе не везет? От нетерпения. Ей-богу. Все тебе скорее да скорее. Революцию мировую подавай немедленно! Да что революция, обыкновенная дорога, подъем из Александровке и тот тебе невмоготу. Все люди как люди, едут спокойно, а ты соскочишь - и бегом в гору прешь, точно за тобой волки гонятся. А что выигрываешь? Ничего. Все равно сидишь там наверху, дожидаешься других. И в мировую революцию один не вскочишь, учти, будешь ждать, пока все подтянуться.<:>

Учитель. Ребята, сколько предложений входит в текст?

Ученики. В тексте 11 предложений.

Учитель. Ребята, давайте найдем односоставные и двусоставные предложения в этом тексте. Выпишите сначала все односоставные предложения, а потом - двусоставные. Найдите грамматическую основу в каждом предложении.

Учитель. Ребята, каких предложений в этом текст больше?

Какова их роль?

Ученики. Определенно-личных. Потому что обращение к конкретному лицу, человеку. Определенно-личные предложения дают возможность избежать излишнего повторения личных местоимений.

Учитель. Ребята, какие предложения называются односоставными? Почему?

Учитель. Обратимся к другому отрывку.

Прощай, Гульсары!

<:>На этот раз Танабай и не заметил, как миновал Александровский подъем. Привык, выходит, к старости. <:>

Колеса стучали по старой дороге. Долго ещё стучать им. Впереди лежала степь, а там, за каналом, надо было еще ехать предгорьем.

Он уже давно начал замечать, что конь вроде сдаёт, слабеет. Но, занятый своими нелегкими мыслями, не очень беспокоился. Разве уж такая беда, что конь притомился в дороге? Не такое бывало. Довезёт, дотянет:<:>

Учитель. Какие предложения вам встретились? Почему в этом тексте нет назывных предложений?

Ученики. Здесь главное - действие. Употребление этих предложений делает повествование динамичным, живым, непринужденным.

Учитель. Каковы грамматические особенности каждого типа односоставных предложений? Ребята, а какой тип односоставных предложений нам не встретился?

Ученики. Назывные, обобщенно-личные.

Учитель. Составьте эти предложения (работа устная).

3. Задание "Реши задачу". (4 ученика работают по индивидуальным заданиям).

Ученики работают в паре. На партах лежат листочки, на которых написаны предложения. Ученикам необходимо определить тип односоставного предложения и распределить их по столбикам. Ребята выходят к доске с листочками и приклеивают их в нужный столбик таблицы. Предложения взяты из произведения Ч. Айтматова "Прощай, Гульсары!".

Вы должны знать, говорят, ездили на нем когда-то.

Вот и свиделись, выходит, снова.

Ну, что стоишь, согрей нам поесть.

Может, ты опять по ночам будешь разъезжать на своем иноходце? Разрешу.

Слезай, а то еда опять остынет.

Нет, не хватало у него духу кинуть коня среди дороги.

:табун как табун...

Иноходец от роду.

На душе даже веселей стало.

А как же ясли?

Будьте здоровы! Встретимся теперь осенью! - ответили и повернули коней назад.

Было уже совсем темно.

Ломило в плечах, ноги были будто не свои, копыта горели от жара:

От него несло каким-то резким, жгучим запахом.

Буланого пока не тронь. И никому не доверяй.

Ешь, ешь, может, и дотянем, а?

4. Задание для индивидуальной работы.

Карточка №1.

Составьте односоставные предложения со следующими словами.

Холодно. Читали. Прихожу. Шли. Нет. Морозило. Пахнет. Говори.

Форму слова не изменять. В предложениях подчеркните главные члены предложения.

Карточка №2.

Найдите определенно-личные предложения в тексте. Объясните свой выбор.

- Понимаешь, был я третьего дня в горах, - Рассказывал Чоро. - Старики спрашивают, все ли солдаты вернулись? Да все, говорю, кто в живых остался. "А когда думают браться за работу?" Работают уже, отвечаю, кто на поле, кто на стройке, кто где. "Это и мы знаем. А табуны кому водить? Будут ждать, пока мы помрем, так нам немного уже осталось". Стыдно мне стало. Понимаешь, к чему разговор ведут? Стариков этих мы в войну послали в горы табунщиками. С тех пор они там. <:>Попробуй на седьмом десятке лет, чтоб потаскал тебя как-нибудь сатана по горам да по долам. Костей не соберешь. Спасибо им и на том, что выстояли.

Карточка №3.

Найдите неопределенно-личные предложения в тексте. Объясните свой выбор.

- Понимаешь, был я третьего дня в горах, - Рассказывал Чоро. - Старики спрашивают, все ли солдаты вернулись? Да все, говорю, кто в живых остался. "А когда думают браться за работу?" Работают уже, отвечаю, кто на поле, кто на стройке, кто где. "Это и мы знаем. А табуны кому водить? Будут ждать, пока мы помрем, так нам немного уже осталось". Стыдно мне стало. Понимаешь, к чему разговор ведут? Стариков этих мы в войну послали в горы табунщиками. С тех пор они там. <:>Попробуй на седьмом десятке лет, чтоб потаскал тебя как-нибудь сатана по горам да по долам. Костей не соберешь. Спасибо им и на том, что выстояли.

Карточка №4.

Как изменится предложение Скоро в магазин привезут новые товары, если глагол привезут заменить глаголом поступят? [1]

Сопоставьте два предложения и дайте им синтаксическую характеристику:

а) О юности всегда вспоминаешь радостно.

б) Воспоминания о юности всегда радостны.

5. Итоги урока.

Учитель.

  • Ребята, какие предложения называются односоставными?
  • Как определить тип односоставного предложения?
  • Какую стилистическую роль играют односоставные предложения в тексте?

Домашнее задание.

Упражнение 231. [2]

Список литературы.

1. В Страну знаний - с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие второе / А.Т. Арсирий. - М.: Дрофа, 2005.

2. Русский язык: Практика. 8 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Ю.С. Пичугова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Ю.С. Пичугова. - М.: Дрофа, 2004.