"Природа в кружеве"

Разделы: Экология



фотография полотенца «На восходе солнца», выполненного в рамках участия Международного проекта «Mondialogo» в 2004 г. Отправлено в Париж (UNESCO).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Природа и кружево. На первый взгляд, кажется, что может быть общего между ними? Как они связаны между собой? И что значат они для современного человека? Ответы на эти вопросы пытается дать объединение «Природа в кружеве».

С самого рождения человек окружен миром растений и животных. С раннего детства ребенок познает мир через культуру, искусство, народные традиции. В наш техногенный век природа задыхается от варварского и беспечного отношения к ней со стороны человека. Город теснит природу. Дело не только в научно - техническом прогрессе. Одной из причин является утрата культуры, отступление от нравственных норм, деградация духовности. Уже не приходится сомневаться, что сохранить жизнь на земле сможет только экологически грамотное человечество. Бережное отношение к природе нужно прививать детям как можно раньше.

Актуальным становится расширение познания детей о разнообразных явлениях природы, о её ранимости, наконец, о возмездии со стороны природы, о необходимости осторожного, внимательного отношения ко всему живому, чтоб каждый ребенок понял:

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык»

С другой стороны, в наше бурное время высоких скоростей и всеобщей компьютеризации, актуальным становится сохранение для будущих поколений элементов старины. Только народ, не утративший истоки своей культуры, имеет будущее.

Плетение кружев на коклюшках - одно из направлений декоративно-прикладного искусства, которое является неотъемлемой частью русской национальной культуры. Кружевоплетение – древнее, таинственное и удивительное рукоделие. К сожалению, в наше время мало кто им занимается, ведь оно требует затрат большого количества времени. В тоже время во все долгие века своего существования кружево было любимым украшением одежды. Кружева носили светские дамы, купчихи, крестьянки и строгие интеллигентки, но все по-разному. Оно входило в моду и уходило в тень, но оставалось в одежде всегда. О кружеве вновь заговорили законодатели моды. Кружево всегда привлекало внимание своим изяществом, тонкостью исполнения, затейливостью рисунка. Коклюшечное кружево воспроизводит разнообразные растительные узоры, воспринимающиеся русским народом, как символ цветущей земли, весны, возрождения жизни. Таким образом, природа и кружево неразрывно связаны между собой. Ведь природа, ее гармония и красота во все времена являются неиссякаемым источником народного творчества. В свою очередь, создавая из кружевных мотивов композиции на тему природы или выплетая панно, изображающие растительный и животный мир, дети в объединении «Природа в кружеве» посредством декоративно-прикладного искусства выступают в защиту природы и учатся оберегать её. Ведь если ребенок способен почувствовать красоту цветущего луга, если его радует изящный колокольчик и завораживает порханье бабочек, и если он кропотливо создавал своими руками кружевные мотивы природы, то это залог того, что такой ребенок призадумается, прежде чем сорвать беспричинно цветок или поймать бабочку: «А стоит ли это делать?»

Таким образом, основой для создания образовательной программы «Природа в кружеве» послужили такие вечные категории, как природа, культура, русские традиции, связь человека с природой и культурой, бережное отношение к ним с детства и сохранение их для следующих поколений. В объединении «Природа в кружеве» в живом взаимоотношении прошлого и настоящего, ради будущего, рождаются обновленные формы охраны природы.

Программа прошла апробацию в течение 10 лет и в 2007 году основательно доработана.

Цель программы: Создание условий для развития творческого потенциала личности и приобщения детей к народным традициям средствами искусства кружевоплетения на коклюшках.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания детей о природе посредством художественных произведений;
  • формировать знания детей по истории кружевоплетения;
  • изучить основы сцепной техники плетения кружев на коклюшках;
  • формировать знания и практические умения по освоению различных направлений коклюшечного кружева: Вологодского, Елецкого, Михайловского;
  • изучить основы многопарной техники плетения кружев на коклюшках;
  • формировать навыки исследовательской работы;
  • формировать навыки работы на компьютере;

Развивающие:

  • формировать и развивать художественный вкус;
  • развивать образное мышление и наблюдательность;
  • развивать чувство причастности в деле сохранения культурного наследия в области искусства кружевоплетения на коклюшках;
  • развивать стремления к самообразованию;
  • развивать поэтическое восприятие окружающей природы через творчество кружевоплетения;

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
  • воспитывать уверенность в своих силах;
  • воспитывать умение общения друг с другом и быть толерантными;
  • воспитывать ответственное отношение к сохранению природы;
  • прививать любовь к родной культуре;
  • формировать портфолио воспитанника;
  • формировать патриотическую позицию воспитанников;

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ 

Структура программы является традиционной для образовательных программ, содержит конкретные цели, задачи и базируется на педагогических принципах.

Программа предназначена для детей школьного возраста, с 9 до 17 лет.

Это обусловлено необходимостью повышенной сосредоточенности, усидчивости при получении практических навыков, сложностью всего многообразия переплетения тонких нитей, продолжительностью в практическом изучении каждого элемента коклюшечного кружева, а также использованием большого количества булавок, режущего и колющего инструмента. Продолжительность образовательного цикла в объединении – 3 года.

Программа «Природа в кружеве» для первого года обучения рассчитана на 144 часа в год, а для детей второго и третьего годов обучения на 216 часов в год, по 4 и 6 часов в неделю для группы, соответственно. Практическая часть занятия во все годы обучения доминирует над теоретической. Такое распределение часов для каждого года обучения позволяет выполнить программу, закрепить умения и навыки по всем направлениям кружевоплетения, участвовать в экологических, фольклорных фестивалях и конкурсах, выставках, научно – практических конференциях, пропагандируя народные культурные традиции и выступая в защиту природы.

В объединении используются разнообразные формы проведения занятий:

Звено. Поскольку практическое освоение кружевоплетения требует индивидуального обучения и на занятиях используется большое количество острых предметов (булавки, иголки, крючки, ножницы), то такая форма позволяет уделять больше внимания каждому ребенку и соблюдать технику безопасности.

Элементы студийной работы. Во второй год обучения помимо звеньевой формы работы используются элементы студийной формы обучения. Для эстетического представления кружевных изделий с детьми может работать специалист по хореографии. Созданную коллекцию кружевных работ дети демонстрируют в виде мини спектаклей. Таким образом, девочки реализуют свои потребности «девочка – модель», выступая перед аудиторией.

Элементы школы мастерства. Эта форма работы используется на третьем году обучения. Дети выступают в роли обучающих в творческих мастерских на различных мероприятиях, фестивалях разного уровня.

Экскурсия: экскурсии в природу, на выставки декоративно-прикладного искусства, в музеи, в читальные залы библиотек. Для качественного проведения занятий полезно непосредственное общение с природой и искусством. На экскурсиях кружковцы накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, знакомятся с различными направлениями декоративно – прикладного искусства разных коллективов, проявляют интерес к вечным ценностям, развивают любознательность.

Одарённые дети (обучающие экстерном) и воспитанники, закончившие программу обучения, но продолжающие посещать занятия, занимаются по индивидуальному плану учебно-исследовательской работой в области декоративно-прикладного творчества. Занятия могут проходить в читальных залах библиотек или компьютерном классе.

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ 

  • Принцип доступности. Обучение строится «от простого к сложному» с учетом возрастных особенностей детей.
  • Принцип связи с жизнью. Прежде всего, в работе объединения соблюдается цепочка: живая природа - кружевоплетение - кружевная природа – живая природа. Накопив знания о разнообразии растительного и животного мира на экскурсиях в природу, при чтении рассказов о природе и, изучив основы кружевоплетения на коклюшках, дети приступают к созданию композиций на тему природы. Через свой труд, через красоту кружевной природы, дети учатся ярче видеть красоту живой природы и бережнее к ней относиться.
  • - Принцип индивидуального подхода в обучении.
    Освоение художественного ремесла всегда предполагает использование технологии личностно-ориентированного обучения. Исходя из индивидуальных особенностей личности, каждый ребёнок находит себе дело по душе: или это коллективная творческая или исследовательская работа, или сугубо индивидуальное изделие.
  • Принцип сохранения традиций русской культуры. Коллектив объединения участвует в работе мастерских и разворачивает выставки изделий на региональных фестивалях: «Душа России», «Покровская ярмарка», «Егорий Хоробрый» и ежегодной городской выставке.
  • Принцип научности. На основе исторических знаний проводится воссоздание забытых элементов и образцов кружевоплетения; проводятся исследования по символике разных направлений коклюшечного кружева.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ 

Авторская программа «Природа в кружеве» предназначена для системы дополнительного образования детей, но может быть использована и в школе факультативно.

Как спецкурс программа может быть использована для обучения студентов колледжей: как педагогического, так культуры и искусства. Зачастую студенты этих образовательных учреждений проходят практику на базе объединения «Природа в кружеве».

Многие темы программы могут служить основой для лекций, семинаров – практикумов для родителей воспитанников и любителей кружевоплетения.

Отдельные темы могут быть интересны педагогам дополнительного образования в работе кружков в области декоративно – прикладного искусства в клубах по интересам.

Материалы программы могут быть использованы во время проведения мастер-классов по плетению кружев на коклюшках.

Экспозиция выставочных изделий воспитанников и педагога объединения могут сопровождаться проведением экскурсий по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам на основе материалов программы.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ 

Изучение курса первого года обучения:

  • знакомит с историей возникновения коклюшечного кружева в России;
  • позволяет узнать об оборудовании, инструментах и материалах для кружевоплетения;
  • показывает, как можно отразить мир растений и животных в кружевных работах;
  • ставит вопросы, связанные с пониманием ответственного отношения к природе;
  • особое внимание уделяется изучению природы на основе художественных произведений;
  • позволяет изучить основные приемы и элементы кружевоплетения;
  • позволяет детям освоить умения и навыки сцепной техники плетения кружев;
  • способствует развитию фантазии при формировании кружевных цветов, панно;
  • позволяет выполнить первые кружевные изделия.

Изучение курса второго года обучения:

  • дает представление об орнаментах Вологодского и Елецкого кружевоплетения;
  • особое внимание уделяется изучению природы на основе научно – популярной литературы.
  • позволяет выполнять изделия в стиле Вологодского и Елецкого кружевоплетения;
  • вдохновляет на создание коллективных кружевных композиций;
  • развивает фантазию и творчество при описании кружевных композиций в разных литературных жанрах;
  • открывает возможность участия в фестивалях разных национальных культур, представляя на них традиции русской культуры;

Изучение курса третьего года обучения:

  • позволяет изучить приемы многопарной техники плетения;
  • позволяет получить углубленные знания по кружевоплетению на коклюшках;
  • оcобое внимание уделяется формированию осознанного, ответственного отношения к окружающей природе и народной культуре;
  • даёт представление о символической значимости кружевных орнаментов;
  • позволяет разработать индивидуальное изделие;
  • позволяет выполнить сложное изделие по известному сколку;
  • позволяет выполнить изделие в стиле михайловского кружевоплетения.

Занятия учебно-исследовательской деятельностью позволяют учащимся:
формировать умения по следующим позициям:

  • выбирать предмет исследования и определять тему работы;
  • обосновывать актуальность поднятой проблемы;
  • формулировать цели, задачи и выбирать методы исследования;
  • составлять планы (коллективный, индивидуальный) по теме исследования;
  • работать с каталогами и литературой в читальных залах библиотек;
  • искать, конспектировать нужную информацию по теме и составлять глоссарий;
  • систематизировать выбранную информацию и вводить её в компьютер;

формировать навыки по следующим позициям:

  • по фотографиям восстанавливать сколки (рисунки) старинных кружев;
  • определять элементы и методы плетения по иллюстрациям;
  • разбирать алгоритм плетения старинных образцов кружев;
  • выполнять практическую часть исследования (сплести образцы или изделие);
  • оформлять реферат по выбранной теме;
  • составлять устный доклад для выступлений на конференции НОУ;
  • оформлять приложения к реферату;
  • формулировать выводы исследования;
  • готовить наглядный материал для выступления в художественной форме;
  • выступать на конференциях НОУ разного уровня (городская, региональная);
  • составлять тезисы на основе рефератов для публикации или для заочных российских форумов;
  • анализировать свои выступления и работу секции на конференции в целом;
  • совершенствовать свой опыт учебно-исследовательской деятельности;
  • развивать навыки рефлексивной, самооценочной деятельности воспитанника;
  • пополнять потфолио воспитанника объединения;
  • задумываться над будущей профориентацией;

Кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность детей создаёт разноплановый, долгосрочный эффект успешности ребёнка, способствует профессиональному самоопределению детей, подготовку их к самостоятельной жизни, и, наконец, социализации будущих активных граждан нашей страны.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА. 

Для качественного проведения занятий накоплен значительный методический материал:

  • учебно-тематические планы для каждого года обучения и учебно-исследовательской деятельности;
  • методики проведения исследовательских работ;
  • методики проведения открытых занятий;
  • разработана методика по созданию коллективных композиций и их описание в разных жанрах;
  • создана коллекция кружевных изделий;
  • создана фотоколлекция кружевных изделий кружковцев и педагога;
  • создан дидактический фонд: картотека по разным направлениям коклюшечного кружева;
  • разработаны тесты, вопросники, задания;
  • ведется Летопись кружка;
  • создана коллекция сколков;
  • составляются и выпускаются сборники сколков.

Используются разнообразные педагогические технологии, в том числе:

  • технология коллективного творчества;
  • технология сотворчества ученика и учителя;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личносто-ориентированные технологии;
  • технология создания портфолио воспитанников;
  • технология проектов;

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА. 

Диагностика результатов деятельности объединения проводится на различных этапах усвоения материала. Для проверки эффективности усвоения знаний могут быть применены следующие диагностические методы:

  1. Практическая работа (создание элементов для коллективной композиции, авторских изделий).
  2. Анкетирование и тестирование.
  3. Контрольные срезы по карточкам, вопросникам.
  4. Игровые методы (для проверки усвоения текущего материала и практических умений).
  5. Своеобразным результатом деятельности воспитанников является участие и достижения на конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня и в Научно-практических конференциях.

Входящая диагностика: Проводится первичное тестирование с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора ребёнка.

Промежуточная диагностика: В течение всего периода обучения проводится контроль теоретических и практических навыков по основным разделам программы.

Итоговая диагностика: Проводится комплексное тестирование воспитанников.

Для получения свидетельства о завершении программы «Природа в кружеве» воспитанники сдают экзамен.

МЕСТО ДАННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 

Объединение «Природа в кружеве» работает в системе дополнительного образования и способствует развитию творческого потенциала личности.

Создание композиций, изображающих растительный и животный мир, описание восприятия красоты кружевной природы, это яркий пример развитие творческого начала ребёнка.

Изучая программу «Природа в кружеве», дети развивают трудовую и эстетическую культуру, творческое воображение, образное мышление, поэтическое восприятие окружающей природы, а также полезные во все времена качества: усидчивость, аккуратность, терпение.

Имея большие успехи как личного, так и коллективного характера, воспитанники уже с первого года обучения приступают к оформлению своего портфолио.

 «ЛЕТО КРАСНОЕ»

Не надо рвать цветы, прошу,
Я гибель их не выношу,
За что они страдают,
За то, что расцветают?
(Винокурова Анна)

Рисунок 1

«ТАНЕЦ БАБОЧЕК»

Они похожи на цветочки,
Хоть ножки есть и хоботочки
Не надо их ловить, сушить
Ими надо дорожить!
(Ровенскоя Ольга)

Рисунок 2

Объединение «Природа в кружеве» сотрудничает с городскими, областными культурными и фольклорными центрами, со школой «Диалог культур».

Воспитанники участвуют в различных конкурсах, выставках, фестивалях, научно-практических конференциях, демонстрируя свои достижения и черпая для себя что-то новое при общении с разными творческими коллективами. Наглядно они постигают культурные традиции своих предков, узнают обычаи и культуру народов других национальностей и это помогает им быть толерантными друг к другу. Таким образом, объединение «Природа в кружеве» занимает активную позицию в деле бережного отношения к природе и сохранения культурных традиций, а, значит, и в благородном проявлении патриотических чувств.